Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:27, курсовая работа
В 90-х годах ХХ столетия в теории управления организациями происходит изменение общей системы управления. Персонал начинает рассматриваться как основной ресурс предприятия, определяющий в первую очередь успех деятельности всей организации. Переход к рыночной экономике поставил ряд принципиально новых задач, важнейшая из которых – максимально эффективное использование кадрового потенциала каждого предприятия, фирмы, организации. Менеджмент персонала приобретает особую значимость, поскольку позволяет учитывать личный фактор в построении системы управления персоналом
1. Введение ………………………………………………………...….стр 3
2. Глава 1. Кадровая политика и система управления персоналом.
1.1 Назначение и сущность кадровой политики……………...….стр.5
1.2 Типы кадровой политики……………………………...………стр.6
1.3 Сущность, цели и задачи управления персоналом………….стр.8
1.4 Основные компоненты системы управления персоналом....стр.10
3. Глава 2. Стратегии управления персоналом.
2.1 Кадровая политика – основа формирования стратегии управления персоналом………………………………………..…стр.12
2.2 Классификация стратегии управления персоналом….…….стр.16
2.3 Выбор и реализация стратегии управления персоналом ….стр. 21
4. Заключение………………………………….……………….…….стр.25
5. Список использованной литературы ……………………..……..
В зависимости от базы стратегии:
· стратегия, базирующаяся на ресурсах, которыми располагает компания;
· стратегия, базирующаяся на условиях, в которых функционирует компания;
· стратегия, движимая амбициями.
В зависимости от механизма разработки и формализации:
· интуитивная (низкая степень формализации процесса, единоличный стиль управления);
· авторитарная (высокая степень формализации процесса, единоличный стиль управления);
· классическая
(высокая степень формализации процесса,
партисипативный стиль управлен
· спонтанная
(низкая степень формализации процесса,
партисипативный стиль
В зависимости от целей и средств:
· стратегия
инвестирования – большая гибкость
и приспособляемость
· стратегия стимулирования
– поддержание минимального количества
персонала с четко
· стратегия
вовлеченности – значительная доля
высококвалифицированных
В зависимости от ориентиров корпоративной стратегии:
· инновационная – характеризуется наличием у персонала склонности к инновациям и возможностью реализации нововведений во всех сферах деятельности организации;
· стратегия, ориентированная на улучшение качества – предполагает активное вовлечение персонала в решение этих проблем, например, посредством организации «кружков качества»;
· стратегия сокращения издержек производства – направлена на оптимизацию численности персонала, предполагает поощрение экономии издержек производства.
В зависимости от объекта:
· децентрализованная
– учитывающая специфику
· централизованная – для небольших, узкоспециализированных организаций с однородным составом персонала.
2.3 Выбор и реализация стратегии управления персоналом.
Факторы, определяющие выбор конкретного вида стратегии. К ним можно отнести:
· стратегия управления организацией;
· существующая организационная структура;
· статус организации;
· численный состав работающих;
· период, на который составляется прогноз;
· уровень квалификации руководителей организации в целом и служб управления персоналом.
Реализация стратегии управления персоналом является важной стадией процесса стратегического управления. Для ее успешного протекания руководство организации должно следовать следующим правилам:
– цели, стратегии, задачи по управлению персоналом должны быть тщательно и своевременно доведены до всех работников организации с тем, чтобы добиться с их стороны не только понимания того, что делает организация и служба управления персоналом, но и неформального вовлечения в процесс выполнения стратегий, в частности выработки у сотрудников обязательств пред организацией по реализации стратегии;
– общее руководство организации и руководители службы управления персоналом должны не только своевременно обеспечить поступление всех необходимых для реализации ресурсов (материальных, оргтехники, оборудования, финансовых и др.), но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок по состоянию и развитию трудового потенциала и фиксировать достижение каждой цели.
Целью процесса реализации стратегии является обеспечение скоординированной разработки и реализации стратегических планов структурных подразделений организации в целом и системы управления персоналом.
В ходе выполнения стратегии решаются 3 задачи:
Во-первых, устанавливается приоритетность среди административных задач (задач общего руководства), с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии управления персоналом, которую будет реализовывать организация и система стратегического управления персоналом.
Во-вторых, устанавливается соответствие между выбранной стратегией управления персоналом и внутриорганизационными процессами, процессами внутри самой системы управления персоналом. С тем, чтобы деятельность организации была сориентирована на осуществление выбранной стратегии.
В-третьих, это выбор необходимого и соответствующего стратегии управления персоналом стиля руководства организацией в целом и в отдельных подразделениях.
Инструментами реализации стратегии управления персоналом являются кадровое планирование, планы развития персонала, в т.ч. его обучения и служебного продвижения, решение социальных проблем, мотивирование и вознаграждение.
Руководство реализацией стратегии управления персоналом возлагается на заместителя руководителя организации по персоналу. Но он должен опираться на активную поддержку руководителей среднего звена.
Реализация стратегии управления персоналом включает два этапа: внедрение стратегии и стратегический контроль за ее реализацией и координация всех действий по результатам контроля.
Этап внедрения включает в себя:
– разработку плана внедрения стратегии управления персоналом;
– разработку стратегических
планов подразделений системы
– активизацию стартовых мероприятий по внедрению стратегии.
Цель этапа стратегического контроля – определить соответствие или отличие реализуемой стратегии управления персоналом состоянию внешней и внутренней среды; наметить направления изменений в стратегическом планировании, выборе альтернативных стратегий.
Заключение.
Стратегия управления
персоналом является ключевой функциональной
стратегией организации. Существует много
различных описаний и перечней конкретных
причин, обосновывающих значение человеческого
фактора для современной
Понимание значения фактора персонала определяет его роль и статус в современной организации, т.е. реальную текущую и перспективную значимость как всей системы управления персоналом, так и ее стратегической составляющей.
Подводя итоги работы сделаем следующие основные выводы:
– стратегия управления персоналом – это специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики;
– кадровая политика является основой формирования стратегии управления персоналом;
– существует достаточно много классификаций стратегий управления персоналом, выделяемых на основе различных критериев. Выделяют следующие виды стратегий управления персоналом: стратегия предпринимательства; стратегия динамического роста, стратегия прибыли; стратегия ликвидации
– разработка стратегии управления персоналом необходима для организации любого размера и любой сферы деятельности, поскольку позволяет оптимально выстроить систему управления персоналом и оптимизировать объем расходов на персонал;
– выбор стратегии управления персоналом зависит от следующих факторов: стратегия управления организацией; существующая организационная структура; статус организации; численный состав работающих; период, на который составляется прогноз; уровень квалификации руководителей организации в целом и служб управления персоналом.
Любые мероприятия по управлению персоналом должны служить достижению стратегических целей предприятия, являясь элементами стратегии управления персоналом.
Список использованной литературы.
1. Афоничкин А.И. Основы менеджмента: учебник. – СПб.: Питер, 2007
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учеб. для вузов – М.: ЮНИТИ, 2006
3. Банникова Л.Н. Управление персоналом: учебное пособие. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009
4. Виханский О.С., Наумова А.И. Менеджмент: учебник, 4-е издание. – М.: Экономистъ, 2006
5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие, 11-е издание. – М.: Новое знание, 2009
6. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник, 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2005
7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс, 2-е издание/ Пер. с англ. под редакцией Божук С.Г. – СПб.: Питер, 2006
8. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2007
9. Марьянов Н.Л. Управление персоналом организаций – М.: Академический проект, 2005
10. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: учебное пособие – М.: ГроссМедиа, 2007
11. Яхонтова Е.С. Эффективные технологии управления персоналом – М.: «Экономистъ», 2006
12. Пчеловодов Д.А. «Анализ стратегии управления персоналом», Деловой интернет-журнал Wibes.ru, http:\www.wibes.ru