Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:27, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности методов кадрового менеджмента.
Задачами работы являются описание методов управления персоналом, различных подходов к управленческим решениям со стороны менеджеров по персоналу, анализ факторов, влияющих на процесс управления персоналом.
Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Кадровый менеджмент…………………………………………….…5
1.1. Понятие кадрового менеджмента………………………………….…5
1.2. Предмет, задачи и содержание кадрового менеджмента…………...7
1.3. Цикл кадрового менеджмента……………………………………….10
1.4. Структура кадрового менеджмента………………………………....12
Глава 2. Теоретические аспекты управления кадрами …………………..16
2.1. Современное развитие теории организации управления………….16
2.2 Основные направления и методы управления кадрами…………...20
2.3. Принципы и механизм управления персоналом…………………...23
Глава 3. Система кадрового менеджмента в ООО «Техноплюс»………..28
3.1. Основные сведения о предприятии…………………………………28
3.2. Кадровая политика ООО «Техноплюс»………………………….…29
3.3. Проблема текучести кадров в ООО «Техноплюс»…………………36
3.4. Роль службы управления персоналом………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………………………………….43
Полное наименование предприятия: ООО «Техноплюс». Юридический адрес: Россия, 352800, г.Туапсе, ул. К.Маркса, 5. Вид собственности - частная. Торговая сеть «Техноплюс» создана в 1993 году. На сегодняшний день «Техноплюс» является одним из лидеров российского рынка бытовой техники и электроники. Основной задачей для компании - является удовлетворенность покупателя качеством и количеством предоставляемых услуг.
Политика компании состоит
в том, чтобы предложить покупателю
быстрое и достойное
Торговая сеть, учитывающая в своей деятельности комплексные потребительские запросы самой широкой аудитории, оперирует магазинами в самом эффективном формате современной розницы - магазинами самообслуживания. Система самообслуживания наряду с квалифицированным консультированием и полной предпродажной подготовкой товара позволяет покупателям значительно экономить их время.
Совместно с ведущими банками-партнерами торговая сеть внедряет выгодные программы потребительского кредитования, благодаря которым вся техника становится еще доступнее для всех категорий покупателей. Компания также берет на себя обязанности по доставке крупногабаритного товара к дому покупателя. Постоянные специальные предложения и рекламные акции, проходящие на регулярной основе, привлекают в магазины сети новых клиентов и укрепляют лояльность постоянных покупателей.
В каждом центре электроники и бытовой техники «Техноплюс» представлен широчайший ассортимент товаров из 25 000 наименований самых известных и популярных фирм производителей. Организационная структура компании «Техноплюс» выглядит следующим образом и представлена на рис. 3.
Рис. 3. Организационная структура ООО «Техноплюс»
Очереди в кассах магазина,
отсутствие на полках необходимых товаров,
даже жесткий взгляд продавца - все
это можно считать
В составе персонала компании «Техноплюс» выделяют три категории работников: а) персонал управления; б) торгово-оперативный персонал; в) вспомогательный персонал. Деление персонала по категориям работников представляет собой общую форму функционального разделения их труда.
В составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов и т.п. В составе торгово-оперативного персонала выделяются профессии продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п. В составе вспомогательного персонала - профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п.
В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.
Работники основных должностей, профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков подразделены на ряд квалификационных категорий (продавцы и кассиры - на 3; специалисты - на 4; грузчики - на 6 и т.п.).
В соответствии с действующим порядком учета в ООО «Техноплюс» выделяются мужчины и женщины в возрасте до 30 лет; от 30 до 50 лет; свыше 50 лет. По характеру трудовых отношений работники компании подразделяются на постоянных и временных. По стажу работы в торговле предусматривается группировка работников со стажем работы в торговле до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет.
Весь персонал в магазинах можно разделить на следующие группы:
- начальный (кассир, продавец, оператор торгового зала, грузчик),
- средний (менеджер отдела, руководитель отдела),
- топ-менеджмент (директор супермаркета).По отношению к специалистам среднего звена и топ-менеджерам основным требованием остается опыт работы, профильное торговое или экономическое образование приветствуется, но не является определяющим. Все мероприятия по работе с персоналом – отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, перемещение и продвижение – заранее планируются и согласовываются с текущими задачами учреждения.
Руководство ООО «Техноплюс» выявляет причины, приводящие к кризисным ситуациям, своевременно принимает меры по снижению негативных факторов в отношениях с персоналом, изыскивает внутренние резервы для повышения эффективности управления персоналом.
Кадровая политика ООО «Техноплюс» включает в себя следующие аспекты:
- организационно-штатная политика (планирование потребности, набор, продвижение, перемещение, увольнение сотрудников);
- организационно-трудовая политика (условия труда, техника безопасности);
- финансовая политика (принципы распределения средств, основы системы компенсаций);
- оценка результатов деятельности.
Результатами такой кадровой политики стали:
- текущие и перспективные планы мероприятий;
- документация по кадровой политике в ООО «Техноплюс»: должностные инструкции, программы тестирования и так далее;
- снижение текучести кадров и другое.
В организации разработаны,
приняты и действуют
Принципиально важной составной частью кадровой политики для руководства ООО «Техноплюс» является скоординированная система оплаты труда и вознаграждения за его результаты. Решение этой сложной проблемы регулируется тем, что при оплате труда принимаются во внимание следующие факторы: условия и качество труда, вклад работника, профессиональные знания, стаж и опыт работы.
Кадровая политика компании
предусматривает систему
В связи с выше сказанным
большую роль в кадровой политике
играет коллективный договор, в котором
наиболее полно и четко регламентированы
взаимоотношения руководства
Согласно статье 40 Трудового Кодекса Российской Федерации Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В ООО «Техноплюс» существуют приложения к коллективному договору:
В отличие от многих других торговых компаний, ООО «Техноплюс» платит своим сотрудникам официальную заработную плату, что позволяет им получать банковские кредиты, что, в свою очередь, стимулирует потребительский спрос.
В ООО «Техноплюс» внедрена и работает современная система обучения сотрудников. В учебном центре компании в Москве новые сотрудники проходят обучение современным торговым технологиям, люди обучаются новым профессиям, налажена работа по обучению молодых специалистов. Главная стратегическая цель кадровой политики компании - сформировать лучшую среди ведущих магазинов бытовой техники и электроники команду сотрудников.
В организации ежеквартально проводится аттестация персонала, что позволяет сотрудникам показать свои навыки и знания. По итогам аттестации принимаются решения о переводе на более высокую должность, о премировании или о повышении заработной платы.
В «Техноплюс» существует интересный проект дистанционного обучения, где главная роль принадлежит учебному порталу. Зайти на Учебный портал можно с каждого компьютера, находящегося в офисе и магазине.
Процесс набора кадров исходит из потребности в них. Такая потребность бывает текущей и перспективной. Данные о текущей потребности основываются на информации кадровых служб. Перспективная потребность определяется путем расчетов.
Основная нагрузка в процессе подбора персонала лежит на руководителе комплектуемого подразделения. Именно ему, как линейному менеджеру, придется иметь дело с последствиями несоответствия уровня квалификации принятого сотрудника, официальным квалификационным требованиям по комплектуемой должности; необходимо будет оценить результаты труда нового работника, решать вопросы его продвижения, перевода, отдыха и высвобождения.
Для отбора наиболее подходящих специалистов используют следующие основные методы:
3) Тестирование, которое может предназначаться как для отбора лучших кандидатов, так и для отсева слабых. Его преимущества состоят в оценке современного состояния кандидата с учетом особенностей организации и его будущей деятельности.
Завершающим этапом процесса отбора является собеседование с будущим руководителем, который с помощью специалиста по персоналу и штатного психолога принимает окончательное решение.
Такое собеседование проводится обычно с группой лучших претендентов (2-3 человека на каждую должность), направляемых кадровыми службами.
После зачисления на должность происходит задействование сотрудника, т.е. направление его на вакантное место в соответствии с потребностями организации и интересами его самого и последующая адаптация. Задействование начинается с общей ориентации, проводимой представителями кадровой службы. В её рамках новички получают сведения об организации, ее экономическом положении, перспективах развития, условиях труда и быта, решении социальных и кадровых вопросов, порядках, правилах поведения и проч.
На рабочем месте непосредственный руководитель осуществляет введение в должность, которое представляет собой совокупность процедур, имеющих цель ускорить освоение новичком работы, помочь установить контакты с окружающими.
Поступившего сотрудника поздравляют с началом работы, знакомят с подразделением и обстановкой в нем, сообщают требования, рассказывают о трудностях, информируют о людях, с которыми придется работать, особо выделяя как тех, у кого трудный характер, так и тех, на которых всегда можно положиться, у кого можно попросить совета.
Для вновь принятых сотрудников Трудовым Кодексом Российской Федерации определена возможность установления испытательного срока – до трех месяцев (статья 70 ТК РФ). В течение испытательного срока необходимо обеспечить возможность получения вновь принятым сотрудником твердых знаний и нормативно-методических и специальных вопросов.
Руководство ООО «Техноплюс» для оценки персонала использует аттестацию. Для этого приказом генерального директора. создается аттестационная комиссия. По результатам аттестации принимается решение о присвоении квалификационной категории.
В рассматриваемой нами
компании мотивация персонала
Рис. 4. Стимулирование труда в ООО «Техноплюс»
По статистике, текучесть кадров в торговых сетях достигает 50-60% в год. Высокая текучка для магазинов - явление вполне закономерное: очень часто новые сотрудники, не имевшие опыта работы в рознице, не представляют себе ее специфики. Так, например, в обязанности многих работников залов крупных магазинов «Техноплюс» могут входить общение с покупателями, перемещение нелегких упаковок товара вручную или с помощью электропогрузчиков, навыки вождения которых тоже приходится осваивать.
Динамика движения персонала в ООО «Техноплюс» за 2010-2011 гг. представлена в табл. 1.
Таблица 1
Динамика движения персонала в ООО «Техноплюс»
№ п/п |
Показатели |
2010 г |
2011 г |
Отклонения (+) (-) |
1 |
Количество работников, принятых на работу за данный период (чел.) |
45 |
64 |
+ 19 |
2 |
Количество работников, уволившихся по собственному желанию и/или по инициативе администрации (чел.) |
22 |
38 |
+16 |
3 |
Среднесписочная численность работников за тот же период (чел.) |
96 |
102 |
+ 6 |
4 |
Коэффициент приема персонала (%) |
23% |
33% |
+10 |
5 |
Коэффициент текучести кадров (%) |
28% |
35% |
+ 7 |