Как организовать обучение, от которого будет толк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:07, доклад

Описание работы

Компании тратят колоссальные бюджеты на обучение, рассчитывая увидеть от него результат. В большинстве случаев ожидается, что тренинги и семинары повлекут ощутимые изменения в повседневной работе персонала
Но почему-то обучение персонала далеко не всегда приводит к желаемым изменениям. И это представляет серьезную проблему не только потому, что тратятся впустую деньги и время. Во-первых, идея обучения дискредитируется в глазах высшего руководства и персонала, и в дальнейшем воспринимается настороженно. Во-вторых, изменение какого-то аспекта работы может быть признано «невозможным», а отказ от этих изменений может стать причиной ощутимых потерь в будущем. В-третьих, ответственность за «неудачное» обучение перекладывается либо на HR-подразделение, которое «не умеет организовывать обучение», либо на линейных менеджеров, которые «не умеют управлять», либо на провайдера обучения, который «не умеет учить».

Файлы: 1 файл

20.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Как организовать обучение, от которого будет толк

 

Сергей Пархоменко

e-spark@mail.ru

Санкт-Петербург

 

Компании тратят колоссальные бюджеты  на обучение, рассчитывая увидеть  от него результат. В большинстве случаев ожидается, что тренинги и семинары повлекут ощутимые изменения в повседневной работе персонала. Например, что кассиры пройдут тренинг — и станут обходительными. Или что линейные менеджеры обучаться тайм-менеджменту — и станут эффективно организовывать время. Или что сотрудники съездят на веревочный курс — и наладиться взаимодействие отделов.

Изменения возможны лишь при скоординированных действиях в трех направлениях:

  • Обучение
  • Совершенствование системы работы
  • Управляющее воздействие



Но почему-то обучение персонала далеко не всегда приводит к желаемым изменениям. И это представляет серьезную проблему не только потому, что тратятся впустую деньги и временя. Во-первых, идея обучения дискредитируется в глазах высшего руководства и персонала, и в дальнейшем воспринимается настороженно. Во-вторых, изменение какого-то аспекта работы может быть признано «невозможным», а отказ от этих изменений может стать причиной ощутимых потерь в будущем. В-третьих, ответственность за «неудачное» обучение перекладывается либо на HR-подразделение, которое «не умеет организовывать обучение», либо на линейных менеджеров, которые «не умеют управлять», либо на провайдера обучения, который «не умеет учить».

Почему обучение не приводит к изменениям?

Почему персонал, получив новые  знания и умения, не применяет их в работе? Пара примеров, как это бывает:

Анна, кассир. У нас проходили тренинги по клиентоориентированному сервису. Много всего рассказывали: как с покупателями здороваться, что и как говорить, как устанавливать невербальный контакт, как на вопросы отвечать. Но знаете, если все так делать, как рассказывали, то на каждого покупателя будет уходить лишних полторы-две минуты. А когда целая очередь стоит и ждет — этого сделать нельзя. Да и чтобы премию получить нужно норму по пробитым позициям за смену сделать. Поэтому как-то не получается на покупателей внимание обращать — смотришь только на товар и на кассу…

Илья, менеджер по закупкам. Нас за год два раза отправляли на семинары. В принципе, толковые вещи рассказывали: про то, как товарную матрицу оптимизировать, про управлением запасами очень интересно было. Только делать что-то из этого лично я в ближайшее время не буду. Руководителю отдела закупок это не надо, поэтому мне в этом направлении активность проявлять бесполезно. Если я что-то затею — мне поручат и разработку новой схемы, и внедрение, а когда не получиться — с меня и спрос будет.

Причина безрезультатности обучения кроется не в низкой эффективности учебного процесса. Обучения самого по себе недостаточно, чтобы изменился сложившийся подход к работе.

 

Для реализации изменений нужны скоординированные действия в трех направлениях:

    • Обучение.
    • Совершенствование системы работы.
    • Управляющее воздействие.

Обучение обеспечивает лишь потенциальную возможность для изменений. Если в автомобиль исправен и в нем есть бензин — это еще не значит, что он едет. Это значит лишь, что он может поехать, если за рулем водитель и перед ним есть дорога.

Совершенствование системы работы

Даже после обучения устоявшаяся система организации работы может заставлять сотрудников действовать по-старому.

Петр, менеджер по продажам. У нас был отличный тренинг по формированию лояльности клиентов. Некоторые моменты мне действительно показалось нужным изменить, чтобы проявлять больше внимания к компаниям, которые покупают у нас. Но даже когда я попросил отдел рекламы сделать фирменную открытку к 8 марта, чтобы разослать клиентам, они сказали, что итак загружены. Идею оценки удовлетворенности клиентов вроде все поддержали, но она заглохла. Так произошло еще несколько раз — в итоге ничего с мертвой точки не сдвинулось. Через несколько месяцев я сменил место работы.

Николай, маркетолог-аналитик. Я просто не очень понимаю логику своего руководства — меня отправляют на серьезные тренинги и конференции по маркетинговому анализу. Но чтобы применить те методы, о которых там идет речь, мне нужны регулярные исследования рынка. А их наша компания сама не организует и ни у кого не заказывает, хотя я регулярно пишу обоснования их необходимости.

Еще перед обучением или сразу после него нужно спланировать, что еще может понадобиться для того, чтобы реализовать изменения. Это может быть перестройка бизнес-процессов, новые инструменты для работы, дополнительные ресурсы или что-то еще.

Юлия, старший консультант. Я работаю в консалтинговой компании. Как и большинство наших конкурентов, мы постоянно используем PowerPoint-презентации: для  выступлений на выставках или конференциях, для представления наших услуг потенциальным клиентов, для рассказа о результатах проделанной работы заказчикам.

Мы тратим много усилий, чтобы формировать имидж профессиональной, солидной компании, которой можно  доверять: уделяем много внимания сайту, полиграфии, PR. И в какой-то момент стало понятно, что уровень исполнения наших презентаций не соответствует тому впечатлению, которое мы хотим произвести.

Мы обратились в компанию, которая специализировалась на PowerPoint-презентациях и заказали тренинг. Проблема в том, что, даже обладая этими знаниями, наши сотрудники не смогли бы делать профессиональный дизайн, кроме того на создание презентаций все так же постоянно не хватало бы времени. Поэтому мы также заказали корпоративный стандарт и большой набор шаблонов оформления слайдов.

В итоге сейчас практически  все клиенты отмечают и информативность, и оформление наших презентаций, а на конференциях мы просто шикарно смотримся на фоне остальных выступающих. А времени на создание презентаций мы тратим теперь раза в два меньше.

В общем, сотрудники, получив новые  знания и умения, должны также получить средства для применения их в повседневной работе. Как ни очевиден этот факт, такие ошибки встречаются регулярно.

Например, крупный банк зафиксировал множество случаев недовольства клиентов, которые хотели уточнить информацию об услугах по телефону. Была проведена целая серия тренингов для сотрудников банка по телефонному общению. Только решить проблему это не помогло: большая часть клиентов, как и раньше, просто не могла дозвониться до банка, чтобы насладиться навыками сотрудников общения по телефону. Очевидно, стоило до тренинга подумать о совершенствовании системы работы — например, создании выделенного call-центра.

Управляющее воздействие

Обучение обеспечивает необходимые  знания и умения. Совершенствование системы работы обеспечивает возможность для применения нового подхода. Но для реализации изменений нужен еще один компонент, который бы стимулировал процесс изменений и делал невозможным продолжение работы «по-старому». Этот компонент — управляющее воздействие. Оно приводит процесс изменений в движение и делает его неизбежным.

Если обучение для персонала  это «знаю и умею», совершенствование  системы работы — «могу», то управляющее  воздействие — «хочу».

Кто-то должен сказать «все, начинаем новую жизнь», и настойчиво стимулировать сотрудников внедрять улучшения.

Наталья, директор сети кофеен. Когда мы планируем какой-то тренинг для персонала — мы сразу планируем, что должен будет делать руководитель этих сотрудников, чтобы это обучение реально отразилось на работе.

После тренинга для администраторов  по мерчендайзингу я сразу же подготовила правила для наших кофеен: от выкладки пирожных до оформления зала для посетителей. Первые  несколько месяцев я делала акцент на этом направлении и при посещении заведений, и на совещаниях. Постепенно безупречный внешний вид стал обычным делом — все не только понимают, что это важно для успеха нашего предприятия, но и пристально следят за этим.

Сергей, менеджер по обучению телекоммуникационной компании. В нашей компании руководитель, планируя обучение для своих сотрудников, должен четко указать, какие изменения с его помощью будут реализованы.

Например, в отделе внедрения  на сложных проектах часто стали проявляться проблемы со срывом сроков и, соответственно, ощутимым перерасходом средств. При анализе стало понятно, что менеджеры проектов на стадии планирования не учитывают довольно очевидные риски проекта. Для них был организован тренинг по этой теме. Для процедуры планирования проектов был разработан новый блок для анализа возможных рисков и разработки действий по их снижению. Одной из важнейших задач руководителя отдела на год стала задача, чтобы все новые проекты планировались по измененной процедуре, а количество проектов вышедших «за рамки» не превышало определенного процента.

***

Процедура планирования и организации  обучения серьезно меняется, если рассматривать его лишь как одно из трех условий, необходимых для позитивных изменений в повседневной деятельности.

Эти изменения могут даже разочаровать менеджеров, которые привыкли рассматривать тренинг как мероприятие, которое «само по себе» дает немедленный результат.

Тем не менее, обучение остается одним из лучших катализаторов и для небольших изменений, и для больших проектов по организационным преобразованиям.


Информация о работе Как организовать обучение, от которого будет толк