Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 01:20, реферат
Целью данной работы является рассмотрение основных способов планирования и развития карьеры. Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи:
1. Исследовать литературу по данному вопросу;
2. Дать определение основных понятий;
3. Определить этапы, виды и модели карьеры;
4. Рассмотреть национальные особенности систем управления персоналом.
Введение
Как правило, люди планируют свое будущее,
основываясь на своих потребностях и социально-экономических
условиях. Поэтому нет ничего удивительного
в том, что они желают знать перспективы
служебного роста и возможности повышения
квалификации в данной организации, а
также условия, которые они должны для
этого выполнить. Иначе мотивация поведения
становится слабой. Человек работает не
в полную силу, не стремится повышать квалификацию
и рассматривает организацию как временное
место до перехода на новую, более перспективную
работу.
Объектов изучения в данной работе является управление карьерой.
В свою очередь предметом
изучения являются способы управления
трудовой карьерой.
Целью данной работы является рассмотрение
основных способов планирования и развития
карьеры. Для достижения этой цели я ставлю
следующие задачи:
1. Исследовать литературу по данному вопросу;
2. Дать определение основных понятий;
3. Определить этапы, виды и модели карьеры;
4. Рассмотреть национальные особенности
систем управления персоналом.
Глава 1. Карьера:
понятие и виды
1.1.Понятие карьеры
Карьера – это субъективно осознанные
собственные суждения работника о своем
трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения
и удовлетворения трудом. Это продвижение
вперед по однажды выбранному пути деятельности.
Например, получение больших полномочий,
более высокого статуса, престижа, власти,
большего количества денег.
Карьера – это не только продвижение по
службе. Можно говорить о карьере домохозяек,
матерей, учащихся и т.п. Понятие карьеры
не означает непременное и постоянное
движение вверх по организационной иерархии.
Необходимо отметить также, что жизнь
человека вне работы имеет значительное
влияние на карьеру, является ее частью.
Иначе говоря, карьера – это индивидуально
осознанные позиция и поведение, связанные
с трудовым опытом и деятельностью на
протяжении рабочей жизни человека.
Выбор карьеры является
одним из наиболее важных решений, которое
человек принимает в своей жизни, так как
достижения человека в той или иной сфере
деятельности зависят от соответствия
между его личностью и характером его
работы, а также от совмещения личных ожиданий
в области личной карьеры с возможностями
организации.
Понятие карьеры существует в широком
и узком смысле.
В широком понимании карьера – последовательность
профессиональных ролей, статусов и видов
деятельности в жизни человека. Результатом
карьеры является высокий профессионализм,
достижение признанного профессионального
статуса. Критерии профессионализма могут
меняться в течение трудовой деятельности
человека.
В узком понимании карьера – должностное
продвижение, достижение определенного
социального статуса в профессиональной
деятельности, занятие определенной должности.
В данном случае карьера – сознательно
выбранный и реализуемый служащим путь
должностного продвижения, стремление
к намеченному статусу (социальному, должностному,
квалификационному), что обеспечивает
профессиональное и социальное самоутверждение
служащего в соответствии с уровнем его
квалификации.
Сущностной составляющей понятия карьеры
является продвижение, то есть движение
вперед. В этом отношении карьера – процесс,
определяемый как прохождение, последовательность
состояний системы.
1.2.Виды карьеры
Различают несколько видов карьеры:
Рис. 1.1. Виды деловой
карьеры
Карьера внутриорганизационная — означа
Карьера межорганизационная – означает, что
конкретный работник в процессе своей
профессиональной деятельности проходит
все стадии развития: обучение, поступление
на работу, профессиональный рост, поддержку
и развитие индивидуальных профессиональных
способностей, уход на пенсию. Эти стадии
конкретный работник проходит последовательно
в разных организациях. Эта карьера может
быть специализированной и неспециализированной.
Карьера специализированная – характери
Карьера неспециализированная — этот
вид карьеры широко развит в Японии. Японцы
твердо придерживаются мнения, что руководитель
должен быть специалистом, способным работать
на любом участке компании, а не по какой-либо
отдельной функции. Поднимаясь по служебной
лестнице, человек должен иметь возможность
взглянуть на компанию с разных сторон,
не задерживаясь на одной должности более
чем на 3 года. Считается вполне нормально,
если руководитель отдела сбыта меняется
местами с руководителем отдела снабжения.
Многие японские руководители на ранних
этапах своей карьеры работали в профсоюзах.
В результате такой политики японский
руководитель обладает значительно меньшим
объемом пецииальных знаний (которые в
любом случае потеряют свою ценность через
5 лет) и одновременно владеет целостным
представлением об организации, подкрепленным
к тому же личным опытом. Ступени этой
карьеры работник может пройти как в одной,
так и в разных организациях.
Карьера вертикальная — вид карьеры,
с которым чаще всего связывают само понятие
деловой карьеры, так как в этом случае
продвижение наиболее зримо. Под вертикальной
карьерой понимается подъем на более высокую
ступень структурной иерархии (повышение
в должности, которое сопровождается более
высоким уровнем оплаты труда).
Карьера горизонтальная — вид карьеры, который
предполагает либо перемещение в другую
функциональную область деятельности,
либо выполнение определенной служебной
роли на ступени, не имеющей жесткого формального
закрепления в организационной структуре
(например, выполнение роли руководителя
временной целевой группы, программы и
т.п.) К горизонтальной карьере можно отнести
также расширение или усложнение задач
на прежней ступени (как правило, с адекватным
изменением вознаграждения). Понятие горизонтальной
карьеры не означает непременное и постоянное
движение вверх по организационной иерархии.
Карьера скрытая – вид карьеры,
являющийся наименее очевидным для окружающих.
Этот вид карьеры доступен ограниченному
кругу работников, как правило, имеющих
обширные деловые связи вне организации.
Под центростремительной карьерой понимается
движение к ядру, руководству организации.
Например, приглашение работника на недоступные
другим сотрудникам встречи, совещания
как формального, так и неформального
характера, получение сотрудником доступа
к неформальным источникам информации,
доверительные обращения, отдельные важные
поручения руководства. Такой работник
может занимать рядовую должность в одном
из подразделений организации. Однако
уровень оплаты его труда существенно
превышает вознаграждение за работу в
занимаемой должности.
Карьера ступенчатая — вид карьеры,
который совмещает в себе элементы горизонтальной
и вертикальной видов карьеры. Продвижение
работника может осуществляться посредством
чередования вертикального роста и горизонтальным.
Такой вид карьеры встречается довольно
часто и может принимать как внутриорганизационные,
так и межорганизационные формы.
1.3. Модели развития
карьеры
Егоршин отмечает, что практические исследования
служебной карьеры многих действующих
менеджеров показывают, что все многообразия
видов карьеры получаются за счет сочетания
четырех ее основных моделей: «трамплин»;
«лестница»; «змея»; «перепутье».
|
Карьера «трамплин» широко распространена
среди руководителей и
Карьера «трамплин» наиболее характерна
для руководителей периода застоя в экономике,
когда многие должности в центральных
органах и на предприятиях занимались
одними людьми по 20-25 лет. С другой стороны,
данная модель является типичной для специалистов
и служащих, которые не ставят перед собой
целей продвижения по службе. В силу ряда
причин: личных интересов, невысокой загрузки,
хорошего трудового коллектива, приобретенной
квалификации – работников вполне устраивает
занимаемая должность, и они готовы оставаться
в ней до ухода на пенсию. Таким образом,
карьера «трамплин» может быть вполне
приемлемой в условиях рыночной экономики
для большой группы специалистов и служащих.
Модель карьеры «лестница» предусматривает,
что каждая ступенька служебной карьеры
представляет собой определенную должность,
которую работник занимает фиксированное
время, например, не более 5 лет. Такого
срока достаточно для того, чтобы войти
в новую должность и проработать с полной
отдачей. С ростом квалификации, творческого
потенциала и производственного опыта
руководитель или специалист поднимается
по служебной лестнице (рис. 3). Каждую новую
должность работник занимает после повышения
квалификации.
Верхней ступеньки служебной карьеры
работник достигнет в период максимального
потенциала, когда накоплен большой опыт
и приобретены высокая квалификация, широта
кругозора, профессиональные знания и
умения. Психологически эта модель очень
неудобна для первых руководителей из-за
их нежелания уходить с «первых ролей».
Поэтому она должна поддерживаться вышестоящим
органом управления (советом директоров,
правлением) с гуманных позиций сохранения
здоровья и работоспособности работника.
|
После занятия верхней должности
начинается планомерный спуск по
служебной лестнице с выполнением
менее интенсивной работы, не требующей
принятия сложных решений в
|
Модель карьеры «змея» пригодна
для руководителя и специалиста.
Она предусматривает
Главное преимущество данной модели заключается
в возможности удовлетворения потребности
человека в познании интересующих его
функций управления. Это предполагает
постоянное перемещение кадров в аппарате
управления, наличие четкой системы назначения
и перемещения и детальное изучение социально-психологического
климата в коллективе. Наибольшее распространение
эта модель получила в Японии на крупных
фирмах. Профессор У. Оучи говорит о расстановке
кадров в Японии: «Может быть, наиболее
важным является тот факт, что каждый работник
знает, что в течение всей своей карьеры
он будет переходить из одних подразделений
фирмы в другие, даже расположенные в разных
географических местах. Кроме того, во
многих японских фирмах ротация в течение
всей трудовой жизни распространяется
на всех служащих. Инженер-электрик с проектирования
схем может быть направлен на производство
или сборку, техника каждый год могут переводить
на новые станки или в другие подразделения,
руководителей – перемещать по всем отраслям
бизнеса... Когда люди работают все время
по одной специальности, у них возникает
тенденция к формированию локальных целей,
связанных только с этой специальностью,
а не с будущим всей фирмы»
При несоблюдении ротации кадров карьера
«змея» теряет значимость и может иметь
негативные последствия, т.к. часть работников
с преобладанием темперамента меланхолика
и флегматика не расположены к смене коллектива
или должности и будут воспринимать ее
очень болезненно.
|
Модель карьеры «перепутье»
Рассмотрим карьеру «перепутье» для линейного
руководителя (рис. 5).
По истечении определенного периода, допустим
5 лет работы в должности начальника цеха,
он проходит переподготовку в школе менеджеров
с полным комплексом необходимых исследований.
Если его профессиональные знания и умения,
потенциал и квалификация, здоровье и
работоспособность высокие, а взаимоотношения
в трудовом коллективе бесконфликтные,
то он рекомендуется к занятию более высокой
должности посредством назначения или
выборов.
Если потенциал руководителя средний,
но он обладает профессиональными знаниями
и умениями, достаточными для занимаемой
должности, имеет хорошее здоровье и психологически
устойчив, то он рекомендуется к перемещению
на другую должность. Например, начальником
другого цеха. «Новая метла по-новому метет»,
- гласит народная мудрость.
В случае, когда рейтинг руководителя
низкий, профессиональная подготовка
не соответствует занимаемой должности,
в трудовом коллективе существуют конфликты,
тогда решается вопрос о его понижении
в должности или увольнении за грубые
нарушения философии предприятия.
1.4. Цели карьеры
В качестве целей карьеры часто называют
следующее:
· получить работу или должность, которая
отвечала бы самооценке, желательно в
местности, природные условия которой
благоприятно действуют на состояние
здоровья и позволяют организовать хороший
отдых;
· заниматься видом деятельности или иметь
должность, соответствующую самооценке
и поэтому доставляющую моральное удовлетворение;
· иметь работу или должность, которая
хорошо оплачивается или позволяет одновременно
получать большие побочные доходы;
· занимать должность, усиливающую профессиональные
возможности человека и развивающую их;
· иметь работу или должность, которая
носит творческий характер;
· работать по специальности или занимать
должность, позволяющую достичь определенной
степени независимости;
· иметь работу или должность, дающую возможность
продолжать активное обучение;
· иметь работу или должность, которая
одновременно позволяет заниматься воспитанием
детей или домашним хозяйством.
Глава 2. Управление
карьерой
2.1. Этапы карьеры
Таблица 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
формирование |
|
|
|
до 45 |
рост квалификации |
|
|
|
|
Подготовка к смене вида деятельности. |
|
|
|
|
|
|
|
В табл. 1 показаны связи между
этапами карьеры и
Предварительный этап включает учебу
в школе, получение среднего и высшего
образования и длится до 25 лет. За этот
период человек может сменить несколько
различных работ в поисках вида деятельности,
удовлетворяющего его потребностям и
отвечающего его возможностям. Если он
сразу находит такой вид деятельности,
начинается процесс самоутверждения его
как личности, он заботится о безопасности
существования.
Этап становления длится примерно пять
лет в возрасте от 25 до 30 лет. В этот период
работник осваивает выбранную профессию,
приобретает необходимые навыки, формируется
его квалификация, происходит самоутверждение
и появляется потребность к установлению
независимости. Его продолжает беспокоить
безопасность существования, забота о
здоровье. Обычно в этом возрасте создаются
и формируются семьи, поэтому появляется
желание получать заработную плату, уровень
которой выше прожиточного минимума.
Этап продвижения обычно происходит в
возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идет
процесс роста квалификации, продвижения
по службе. Происходит накопление практического
опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении,
достижении более высокого статуса и еще
большей независимости, начинается самовыражение
как личности. В этот период гораздо меньше
уделяется внимания удовлетворению потребности
в безопасности, усилия работника сосредоточены
на увеличении оплаты труда и заботе о
здоровье.
Этап сохранения характеризуется действиями
по закреплению достигнутых результатов
и занимает возрастной период от 45 до 60
лет. Наступает пик совершенствования
квалификации и происходит ее повышение
в результате активной деятельности и
специального обучения, работник заинтересован
передать свои знания молодежи. Этот период
характеризуется творчеством, здесь может
быть подъем на новые служебные ступени.
Человек достигает вершин независимости
и самовыражения. Появляется заслуженное
уважение к себе и окружающим, достигшим
своего положения честным трудом. Хотя
многие потребности работника в этот период
удовлетворены, его продолжает интересовать
уровень оплаты труда, но появляется все
больший интерес к другим источникам дохода
(например, участие в прибылях и капитале
других организаций).
Этап завершения приходится на возраст
от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез
задумываться о пенсии, готовится к уходу.
В этот период идут активные поиски достойной
замены и обучение кандидата на освобождающуюся
должность. Хотя этот период характеризуется
кризисом карьеры, и такие люди все меньше
получают удовлетворение от работы и испытывают
состояние психологического и физиологического
дискомфорта, самовыражение и уважение
к себе и другим подобным людям у них достигает
наивысшей точки за весь период карьеры.
Они заинтересованы в сохранении уровня
оплаты труда, но стремятся увеличить
другие источники дохода, которые бы заменили
им заработную плату в данной организации
при уходе на пенсию и были бы хорошей
добавкой к пенсионному пособию.
Пенсионный этап карьеры в данной организации
(виде деятельности) завершается. Появляется
возможность для самовыражения в других
видах деятельности, которые были невозможны
в период работы в организации или выступали
в виде хобби (живопись, садоводство, работа
в общественных организациях и др.). Стабилизируется
уважение к себе – и таким же собратьям
по пенсии. Но финансовое положение и состояние
здоровья в эти годы могут сделать постоянной
заботу о других источниках дохода и о
здоровье.
2.2. Основные механизмы
управления карьерой
2.2.1. Факторы, обеспечивающие
карьерную успешность
Факторами, обеспечивающими карьерную
успешность являются: активность, адаптация
и радикальная ротация управленческих
кадров.
Теперь рассмотрим каждый из этих факторов
подробней.
· Активность и надситуативная активность.
Одной из ведущих характеристик успешных
менеджеров является активность. Более
тщательная информационная подготовка,
рассмотрение большего числа вариантов,
дополнительные усилия по контролю и координации
деятельности подчиненных, поиск новых
сфер приложения своих знаний и способностей,
общение с большим числом людей и поддержание
деловых отношений с высококвалифицированными
специалистами, проявляющими искренний
интерес к решению проблем в смежных областях,-
это не полный перечень отличий, которые
обеспечивают более высокую скорость
карьерного продвижения и достижение
карьерных целей. Отметим только некоторые
проявления активности, характерные для
карьерно-ориентированных менеджеров:
1.Выход за рамки должностных, служебных
и гражданских обязанностей.
Одна из форм «надситуативной» активности
– обращения и письма к вышестоящим руководителям.
2. Проявление своих возможностей во всех
ситуациях.
3. Стремление к расширению, совмещению
обязанностей, концентрации власти.
4. Использование нетрадиционных средств.
· Адаптация
Некоторые авторы рассматривают адаптивность
руководителей как одну из ведущих характеристик,
определяющих успешность управленческой
деятельности карьерного продвижения.
Руководитель вынужден адаптироваться
к быстро изменяющимся условиям бизнеса,
к требованиям клиентов, организационной
культуре и т. Д.
Активная адаптация предполагает существенные
изменения организационной среды в соответствии
с управленческой концепцией менеджера,
его ценностными ориентациями, установками,
стилем управления, видением стратегии
развития организации, личными предпочтениями.
Глубина, объем, а также скорость и методы
проведения организационных изменений,
связанных с назначением нового руководителя
на должность, могут быть различными. Часто
активная адаптация затрагивает управление
персоналом, что приводит к существенным
изменениям кадрового состава. Успешность
достижения карьерных целей в заданные
сроки связана с балансом адаптации и
активной адаптации менеджера.
Активность менеджеров и их адаптивность,
выражающаяся в адекватном балансе активной
и пассивной адаптации, в наибольшей мере
проявляются при изменении основных параметров
управленческой деятельности и системного
окружения. Ситуации, требующие от менеджеров
активности и адаптивности, являются наиболее
важными для управленческого развития.
Целенаправленная ротация управленческих
кадров способствует формированию личностных
характеристик менеджеров, значимых для
успешной карьеры.
· Радикальная ротация управленческих
кадров
Радикальные ротации — один из способов
управленческой подготовки, предполагающий
радикальные перемещения руководителей
с одной должности на другую. Необходимость
радикальных ротаций вызвана тем, что
длительная работа менеджера на одном
месте приводит к снижению мотивации,
снижению гибкости мышления, использованию
одних и тех же стереотипных подходов
к решению управленческих проблем и т.
П. другими словами, у менеджеров снижается
активность и отсутствует необходимость
адаптации. Радикальные ротации сопровождаются
резким изменением содержания управленческой
деятельности и требуют коренной перестройки,
как в профессиональной подготовке, так
и в стиле взаимодействия с подчиненными.
Положительные последствия радикальных
ротаций: новый взгляд на решение управленческих
проблем со стороны нового руководителя,
раскрытие и развитие потенциальных способностей,
развитие умений действовать в сложных
условиях, подготовка к более высокой
должности, требующей учета особенностей
функционирования организации в целом.
Можно с уверенностью сказать, что радикальная
ротация нецелесообразна, если руководитель:
• занимает должность, не препятствующую
его творческому, управленческому развитию;
• обладает личностными характеристиками,
являющимися предпосылкой для неуспешности
деятельности в новой должности;
• отличается сниженными адаптационными
возможностями (состояние здоровья, возрастные
ограничения).
2.2.2.
Основные функции управления карьерой
Планирование и контроль деловой карьеры
заключаются в том, что с момента принятия
работника в организацию и до предполагаемого
увольнения с работы, необходимо организовать
планомерное горизонтальное и вертикальное
продвижение работника по системе должностей
или рабочих мест. Работник должен знать
не только свои перспективы на краткосрочный
и долгосрочный период, но и то, каких показателей
он должен добиться, чтобы рассчитывать
на продвижение по службе.
Одним из видов контроля карьеры является
неспециализированная карьера.