Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 00:02, контрольная работа
Прогресс человеческой культуры отражается на всех сферах жизнедеятельности общества и, прежде всего, на способе производства, господствующем в нем в заданный момент времени. Усложнение способа производства отражается и на организационных формах, в которых осуществляется производственный процесс. Если на ранних этапах развития экономики эти организационные формы были настолько просты, что их рассмотрение не вызывало самостоятельного научного интереса не у исследователей-современников, ни у более поздних исследователей, то начиная со второй половины 19 столетия, когда экономика передовых европейских стран (Англии, Франции, Германии) вступила в стадию монополистического капитализма, вопросы организационного управления приобретают самостоятельное значение, причем интерес к ним с тех пор стабильно высокий.
1. Предпосылки создания «теории администрации», ее цели и задачи
2. Классическая школа менеджмента: А.Файоль, Л.Урвик, Д.Муни. Сущность и принципы «теории администрации»
3. «Теория администрации» А.Файоля
3.1 Элементы управления
3.2 Принципы управления
3.3 Качества руководителя
3.4 Значение теории администрации
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ | ||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ | ||||||
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ | ||||||
Кафедра ____менеджмента_____ | ||||||
(наименование) | ||||||
| ||||||
|
||||||
Контрольная работа № __1___________ | ||||||
По дисциплине _ Основы менеджмента и маркетинга__________________ | ||||||
Студента(ки)____Обозной Валерии Игоревны______________________ | ||||||
Специальность ____262200.62_________________ | ||||||
Курс,группа_______2-ТЗ-49с____ | ||||||
Шифр зачетной книжки_____1132191____________ | ||||||
| ||||||
|
||||||
| ||||||
|
Санкт-Петербург
2013г
Вариант№1 Классическая, или административная школа менеджмента
Содержание
1. Предпосылки создания «теории администрации», ее цели и задачи
2. Классическая школа менеджмента: А.Файоль, Л.Урвик, Д.Муни. Сущность и принципы «теории администрации»
3. «Теория администрации» А.Файоля
3.1 Элементы управления
3.2 Принципы управления
3.3 Качества руководителя
3.4 Значение теории администрации
Приложения
Литература
Прогресс человеческой культуры отражается на всех сферах жизнедеятельности общества и, прежде всего, на способе производства, господствующем в нем в заданный момент времени. Усложнение способа производства отражается и на организационных формах, в которых осуществляется производственный процесс. Если на ранних этапах развития экономики эти организационные формы были настолько просты, что их рассмотрение не вызывало самостоятельного научного интереса не у исследователей-современников, ни у более поздних исследователей, то начиная со второй половины 19 столетия, когда экономика передовых европейских стран (Англии, Франции, Германии) вступила в стадию монополистического капитализма, вопросы организационного управления приобретают самостоятельное значение, причем интерес к ним с тех пор стабильно высокий. К тому времени организационное управление выделяется как самостоятельная наука, появляются первые теоретические работы в этой области знаний, возникают первые школы.
Актуальность проблем
организационного управления обусловлена
возможностью повышения отдачи на вложенные
ресурсы путем
Разработка проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией. По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в.
Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.
Файоль утверждал: управлять - означает вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Понятие «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных функций:
· Техническая (технологическая) деятельность (производство, обработка, применение).
· Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).
· Финансовая деятельность (поиски и оптимальное использование капитала).
· Обеспечение безопасности (защита собственности и людей).
· Отчетная деятельность (инвентаризация, балансовый отчет, расходы, статистика).
· Деятельность по управлению (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).
В предпринимательстве, в
простом или сложном, большом
или малом, всегда присутствуют эти
шесть групп деятельности или
их существенные функции. Эти шесть
групп деятельности будут присутствовать
во всех сферах бизнеса, но в различной
степени. При этом управление будет
занимать значительное место в деятельности
высшего управленческого
Как говорилось выше, возникновение административной школы связано главным образом с именем Анри Файоля (1825-1925).
Анри Файоль был по образованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем - в главном управлении. Компания «Комамбо» в момент его назначения на пост генерального управляющего (1888г.) находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами французских концернов. Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в 1900г., а книга «Общее и промышленное управление» ~ в 1916г.
Важную роль в развитии идеи этой школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни и др., рассматривающие деятельность организаций с точки зрения широкой перспективы и пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организаций в целом.
В отличие от создателей школы научного управления Тейлора и Гилбрета, которые начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представления об управлении организацией, авторы административной школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе: Файоль, как уже отмечалось, руководил большой французской компанией, Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии, Муни работал в компании «Дженерал Моторс». В связи с этим, их главной заботой была эффективность управления в более широком смысле слова: применительно к работе всей организации.
Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.
Принципы управления - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По утверждению Файоля, принципы - это маяк, помогающий ориентироваться.
Рассматривая организацию
как специфический вид
Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управления неограниченно.
Отметим, что некоторые приведенные принципы обращены к человеческому фактору. Файоль показал, что менеджмент, предназначенный главным образом для интенсификации производственных процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен. Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность.
В дальнейшем многие исследователи занимались изученным и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.
3. «Теория администрации» А.Файоля
3.1 Элементы управления
Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль (ПриложениеА).
1. Планирование - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. При этом важно, чтобы не только планировались общие цели, но и обозначались этапы их достижения, обосновывались ресурсные возможности для достижения целей и обеспечения выполнения нормативов. По Файолю, управление означает взгляд вперед, и процесс предвидения и планирования является центральным в предпринимательской деятельности, т.е. менеджер должен оценивать будущее и предвидеть его. Для эффективного функционирования организации необходим план, который обладает единством, неразрывностью, гибкостью и точностью. Эти характеристики реализуются следующим образом:
· задачи каждого подразделения организации связаны друг с другом (единство);
· проводится как краткосрочное, так и долгосрочное планирование (неразрывность);
· имеется возможность адаптировать план к изменяющимся обстоятельствам (гибкость);
· осуществляется предсказание направления действия (точность).
Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.
2. Организация - функция органа управления организацией, сущностью которой является создание самой управленческой структуры организации, т.е. обеспечение необходимого уровня формализации, привлечение в организацию ресурсов и формирование условий, необходимых для ее нормальной работы, а именно:
· формирование системы отношений власти и подчинения, исключающей двойное подчинение и имеющей приемлемые нормы управляемости;
Информация о работе Классическая, или административная школа менеджмента