Классическая, или административная школа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 00:02, контрольная работа

Описание работы

Прогресс человеческой культуры отражается на всех сферах жизнедеятельности общества и, прежде всего, на способе производства, господствующем в нем в заданный момент времени. Усложнение способа производства отражается и на организационных формах, в которых осуществляется производственный процесс. Если на ранних этапах развития экономики эти организационные формы были настолько просты, что их рассмотрение не вызывало самостоятельного научного интереса не у исследователей-современников, ни у более поздних исследователей, то начиная со второй половины 19 столетия, когда экономика передовых европейских стран (Англии, Франции, Германии) вступила в стадию монополистического капитализма, вопросы организационного управления приобретают самостоятельное значение, причем интерес к ним с тех пор стабильно высокий.

Содержание работы

1. Предпосылки создания «теории администрации», ее цели и задачи
2. Классическая школа менеджмента: А.Файоль, Л.Урвик, Д.Муни. Сущность и принципы «теории администрации»
3. «Теория администрации» А.Файоля
3.1 Элементы управления
3.2 Принципы управления
3.3 Качества руководителя
3.4 Значение теории администрации

Литература

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 68.09 Кб (Скачать файл)

· обеспечение руководителей  всех уровней требуемыми прерогативами  и ресурсами власти;

· определение системы  санкций за нарушение норм организации;

· выработка ролевых  требований для каждого члена  организации и границ каждой роли;

· обеспечение условий  и ресурсов для выполнения ролевых  функций каждым членом организации

Кроме того, в функцию  организации следует включать все  действия, связанные с конструированием коллектива организации и его подразделений. Очевидно, что для руководства осуществлением этой функции наиболее подходит лидер-организатор - самый авторитетный член организации именно на момент создания структур. Как правило, такому лидеру не интересна обыденная, повседневная работа; ему нужно кипение жизни и созидание

3. Распоряжение - одна из основных функций управления, суть, которой в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими ролевых ожиданий, распределения ответственности, постоянного воздействия на поведение подчиненных. При этом обязательным является применение руководителем определенных прерогатив власти, которые заданы его ролевыми функциями. Например, пусть в организации сформирована структура, определены ролевые обязанности и нормы деятельности. Тогда руководители организации должны ориентировать подчиненных на осуществление ими рабочих операций, так как цели каждого работника не обязательно совпадают с целями организации. Используя различные формы власти (личный авторитет, собственные знания, принуждение и т.д.), руководитель должен распорядиться, как, кто, когда будет выполнять порученное задание.

4. Контроль - наиболее важная функция управления, конечный итог всей управленческой деятельности основными моментами осуществления контроля являются следующие:

· выбор способа контроля, например, руководитель может изначально выбрать жесткие способы контроля выполнения заданий или, наоборот, предоставить подчиненным реализацию функций контроля (через групповое давление и правила соблюдения групповых норм);

· выбор масштаба контроля или частоты и силы вмешательства  руководителя в процесс изготовления продукта;

· выбор метода положительного или отрицательного стимулирования для достижения наименьшего отклонения от плановых норм.

Файоль полагал, что эти нормы контроля наиболее важны и вообще единственно значимы для руководителя (в частности, он считал все остальные работы не свойственными руководителю), однако современный руководитель дополняет ролевые требования другими (назовем их дополнительными) функциями управления.

Все функции руководителя перечислить довольно сложно, так  как многие функции зависят от культуры организации, социальной структуры, от ситуаций, которые могут складываться в ходе управленческой деятельности, и т.п. Перечислим ряд наиболее важных функций, которые выполняют руководители в организациях. Кроме общепринятых, обязательных и традиционных функций  руководители в организации могут  выполнять следующие функции:

· приобретение и распределение  ресурсов между членами организации  или ее подразделениями;

· восприятие, фильтрование, распространение и использование  информации для достижения организационных  целей;

· планирование и проведение инноваций;

· поиск, оценка и использование  средств мотивации работников.

 

 

 

3.2 Принципы управления

 

Файоль суммировал уроки собственного опыта в перечне "Основных принципов менеджмента". Большинство из них стали частью ноу-хау теории менеджмента, а многие из них считаются фундаментальными принципами. Принципы Файоль разделял на три группы: структурные, процессуальные и результативные (Приложение Б).

1. Структурные принципы:

Разделение труда, т.е. специализация, необходимая для эффективного использования рабочей силы, применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.

Власть и ответственность. По мнению Файоля, власть и ответственность связаны между собой, причем последняя является следствием первой. Он считает, что власть сочетает официальный (основанный на занимаемой должности) и личный (заключающий в себе сплав умственного развития, опыта, морального уровня, навыков по роду прежней службы и пр.) факторы.

Централизация. Решения принимаются в основном на верхних уровнях управления и затем реализуются на более низких, что позволяет реализовать принцип единоначалия

Не прибегая к термину  «централизация власти», Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти. Конкретные обстоятельства будут определять, какой вариант «даст лучший общий результат».

Единство руководства. Виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться единым планом. Двойное руководство может возникнуть, по мнению Файоля, лишь вследствие неоправданного смешения функций и несовершенного разграничения их между подразделениями, что не только излишне, но и крайне вредно. Ни в одном из случаев, по его мнению - не бывает приспособления социального организма к дуализму распорядительства.

Скалярная цепь (иерархия), т.е., по определению Файоля, «цепь начальников» от самого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократить, если слишком тщательное следование ей может нанести вред.

Единоначалие. Единоначалие, но мнению Файоля, имеет по сравнению с коллегиальностью, то преимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства. Поэтому оно имеет тенденцию к преобладанию.

2. Принципы процесса

Дисциплина. Понимая дисциплину как уважение соглашения, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения, Файоль подчеркивает, что для поддержания дисциплины необходимо наличие хороших руководителей на всех уровнях.

Из всех средств воздействия  па подчиненных в целях укрепления дисциплины одним из самых действенных  Файоль считал личный пример начальника. По его убеждению, если начальник подает пример аккуратности, никто не смеет являться с опозданием. Если он деятелен, мужественен, предан, ему подражают, и если он умеет вести дело, ему удастся заставить сотрудников полюбить работу.

Но и плохой пример также  заразителен и, исходя из верхов, он дает иногда самые губительные последствия  для всех.

Вознаграждение. Методы стимулирования труда должны быть справедливыми и доставлять максимально возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям.

Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.

Корпоративный дух, т.е. принцип «в единении сила». Приводя перечень этих принципов, Файоль указывал, что он не стремился дать исчерпывающее их изложение, а попытался описать лишь те из них, которые ему приходилось чаще всего применять, поскольку даже незначительная кодификация принципов является необходимой во всяком деле.

Подчинение частных интересов  общим. Интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан. Казалось бы, подобное правило не нуждается в напоминаниях. Но невежество, честолюбие, эгоизм, леность и всякие людские слабости и страсти толкают людей к пренебрежению общими интересами в угоду частных.

3. Принципы конечного результата

Порядок, т.е. «всему (каждому) свое место, и все (каждый) на своем (его или ее) месте».

Стабильность рабочего места для  персонала. Файоль считал, что излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления, и указывал на связанные с этим опасности и издержки.

Инициатива, т.е., по определению Файоля, обдумывание и выполнение плана. Поскольку это «доставляет большое удовлетворение всякому мыслящему человеку», Файоль призывает администраторов «поступиться личным тщеславием», с тем, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу.

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных па новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управления неограниченно.

Отметим, что некоторые  приведенные принципы обращены к  человеческому фактору. Файоль показал, что менеджмент, предназначенный главным образом для интенсификации производственных процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен.

 

 

 

 

3.3 Качества руководителя

Теория Файоля дает четкое представление о задачах руководителя: смотреть в будущее (кто-то в организации должен планировать, делать прогноз); организовывать; согласовывать свои предложения с предложениями руководителей других подразделений; руководить коллективом, следовательно, постоянно поддерживать контакты с подчиненными, знать их нужды и желания, помогать, реализовывать в работе их надежды и стремления. Файоль был убежден, что административные способности нельзя развить, получив только специальное образование. Не только знания, но и способности, индивидуальные особенности руководителя способствуют (или препятствуют) результатам работы руководителя.

Руководитель, по Файолю, должен быть лидером - человеком, который своим примером вдохновляет подчиненных, стимулирует их деятельность в целях решения задач организации благодаря хорошему знанию дела и коллектива подчиненных, постоянному контакту с подчиненными и широкому видению всего, что происходит вокруг. Короче говоря, такой менеджер представляет собой сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия.

Так, два менеджера осознают важность умения быть лидером, изучают  один и тот же материал и, тем не менее, только один из них благодаря  присущим лишь ему качествам может  добиться подчинения своих сотрудников, а другой никогда не справится  с этой задачей.

 

 

3.4 Значение теории администрации

 

Классическое разграничение  функций управления на предприятии, разработанное А.Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений.

Применение теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность:

· правильно определять приоритеты в вашей работе;

· правильно ее планировать;

· быстро и эффективно выполнять  корректирующие действия.

Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед  ним проблемы как бы со стороны. Это  позволит руководителю:

· определиться в своем  окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, а следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы;

· оценить целесообразность своих действий;

· уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения  проблем.

Все это поможет найти  новые способы и пути решения  проблем организации.

Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность. Например, японская компания. «Мицусита электрик» руководствуется следующей семью принципов управления: объективность, справедливость, сплоченность, благоустройство, скромность, гармония, оценка, они перекликаются с принципами, разработанными Файолем.

В дальнейшем многие исследователи  занимались изученном и теоретическим  описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

 

 

Приложение Б

 

 

 

 

Список литературы

  1. Албастова Л.Н. Технология Эффективного менеджмента. - М., 2000
  2. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. - М., 2001
  3. Бреддик У. Менеджмент в организации. - М, 1999.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 2002
  5. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.,1972г.
  6. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. -М.: Дело, 1996г.
  7. Королев, В. И. Менеджмент: учебник /В. И. Королев. – М.: Экономика, 2006.
  8. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции ситуации для анализа/ А. А. Томпсон. – М.: Вильямс, 2007

Информация о работе Классическая, или административная школа менеджмента