Классические и современные теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:50, реферат

Описание работы

Цель исследования: выявить актуальность классических мотивационных схем и их применимость к сегодняшним реалиям, а также определить их недочеты и доказать необходимость выработки новейших теорий мотивации, которые сгодились бы как для отечественной, так и для мировой теории управления.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть большинство разработанных на данный момент теорий мотиваций и оценить их современность.
2. Выявить недостатки классических мотивационных моделей и рассмотреть альтернативные концепции современности, раскрыть их специфику и научную новизну.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие и теории мотивации…………………………………………………………..4
1. 1. Сущность мотивирования человека………………………………………………...4
1. 2. Содержательные теории мотивации………………………………………………...8
1. 3. Процессуальные теории мотивации……………………………………………….10
2. Системно-функциональная теория мотивации……………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Мотивация туризма и путешествий.docx

— 47.02 Кб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая организация  высшего профессионального образования  Смольный Институт Российской Академии Образования

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету

Мотивация туризма и путешествий

Тема:

  Классические и современные теории мотивации

 

 

 

                                                            Специальность 339бЭУП-К (4)

     Выполнила Власова А. С. 

                                                                           Зачетная книжка № 09-58

                Проверил(а) 

 

 

Санкт-Петербург

                                                    2013

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Понятие и теории мотивации…………………………………………………………..4

1. 1. Сущность мотивирования человека………………………………………………...4

1. 2. Содержательные теории мотивации………………………………………………...8

1. 3. Процессуальные теории мотивации……………………………………………….10

2. Системно-функциональная теория мотивации……………………………………...15

Заключение………………………………………………………………………………20

Список литературы……………………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любые социальные организмы, будь то фирма, социальный институт или  государство на определенном этапе  своего развития сталкиваются с неизбежным барьером предельной производительности. Исходящий продукт уже не может  быть усовершенствован как в количественном, так и в качественном уровне.

Совершенствование технологий и повышение заработной платы  обычно не имеет в этом случае существенного  эффекта, поскольку эти процедуры  исчерпали себя на предыдущем этапе. Вот тут то речь и заходит о  человеческом факторе, т.е. о мотивации.

В последнее время термин «мотивация» прочно вошел в терминологию многих общественных наук. Постепенно и к отечественным управленцам (не только теоретикам, но и практикам) приходит осознание того, что человек  на позициях винтика в машине не будет трудиться достаточно эффективно. Такая политика может держаться  лишь на энтузиазме или на репрессиях, что, как показала история, не слишком  эффективно: энтузиазм быстро улетучивается, а страх от репрессий проходит.

Учитывая нынешнюю ситуацию в России, рассматривая особенности экономического и функционального развития ее структур, можно прийти к выводу, что время мотивации, основанной лишь на денежном поощрении, постепенно уходит в прошлое. Поэтому так необходимо сейчас знание и совершенствование существующих теорий мотивации. Разработанные на базе западной научной парадигмы, эти теории являются классическими в истории развития моделей мотивации. Но, изучая их, не следует также забывать, что любые слепо перенятые схемы редко приносят пользу. К тому же самая молодая из этих теорий была разработана более десятилетия назад, а это значит, что требуются более новые, адекватно отражающие реальность модели. Все это красноречиво свидетельствует о необходимости и актуальности развития новейших теорий мотивации, как в отечественном, так и мировом менеджменте.

Объектом данного исследования будет выступать мотивация, как  процесс и функциональная система  организации, во всем многообразии проявлений, во множестве внутрифирменных взаимосвязей.

Предметом – конкретные теории мотивации, их сходство и различие, особенности рассмотрения и степень  развитости.

Цель исследования: выявить  актуальность классических мотивационных  схем и их применимость к сегодняшним  реалиям, а также определить их недочеты и доказать необходимость выработки  новейших теорий мотивации, которые  сгодились бы как для отечественной, так и для мировой теории управления.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие  задачи:

1. Рассмотреть большинство  разработанных на данный момент  теорий мотиваций и оценить  их современность.

2. Выявить недостатки  классических мотивационных моделей  и рассмотреть альтернативные  концепции современности, раскрыть  их специфику и научную новизну.

Охарактеризовать проблемы отечественной науки и управленческой практики в этом направлении.

В соответствии с этим данная работа будет состоять из трех разделов: первый будет содержать в себе разбор исторического развития мотивационных  теорий; второй раздел будет посвящен современному взгляду на проблему мотивации; а третий – будет рассматривать  состояние этого вопроса в  пределах нашей страны на современном  этапе.

1. Понятие и теории мотивации

1. 1. Сущность мотивирования человека

Содержание того, что в  принципе способно мотивировать человека, буквально безгранично, так как  все, что произведено и производится обществом, как в материальной, так  и духовной сферах, в конечном счете, людьми, которые к неисчислимым видам  деятельности побуждаются столь  же разнообразной мотивацией. Описывать  данный, содержательный, аспект мотивации  человека, – значит воспроизводить в мотивационных терминах все  разнообразие его бытия, тех задач  и ролей, которые он воспроизводит, а это значит, что здесь будет  отражено только частное, что само по себе не выделит существенные черты  мотивации как таковой. Не намного  сужает эту проблему ограничение  всей многогранности мотивационного процесса мотивацией лишь трудовой деятельности.1

Для того, чтобы составить  достаточно полное общее представление  о мотивации, необходимо ответить на вопросы, касающиеся сущности, содержания и структуры мотивации, а также  сущности, содержания и логики процесса мотивации.

Одно из самых простых  и распространенных определений  мотивации: мотив – это внутренняя ценность выполняемой деятельности. В самом приблизительном понимании  такое определение отражает внутреннее состояние человека, однако, следует  заметить, что силы, побуждающие  к действию, находятся вне и  внутри человека и заставляют его  осознанно или же неосознанно  совершать некоторые поступки. При  этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать  на одинаковые воздействия со стороны  одинаковых сил.

Исходя из этого, можно  предположить, что процесс мотивации  человека подвержен как внутренней, так и внешней детерминации. Отсюда выделяется понятие мотивирования. Мотивирование это процесс воздействия  на человека с целью ‘ побуждения его к определенным действиям  путем пробуждения в нем определенных мотивов.

В зависимости оттого, что  преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два  основных типа мотивирования. Первый тип  состоит в том, что путем внешних  воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые  побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату.

При данном типе мотивирования  надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным  действиям, и то, как вызывать эти  мотивы.

Второй тип мотивирования  своей основной задачей имеет  формирование определенной мотивационной  структуры человека. Этот тип мотивирования  носит характер воспитательной и  образовательной работы и часто  не связан с какими- то конкретными  действиями или результатами, которые  ожидается получить от человека в  виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо  больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и  его результаты в целом существенно  превосходят результаты первого  типа мотивирования. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими членам.2

Различие этих двух типов  мотивации нашли свое отражение  в теории экстринсивной и интринсивной мотивации Хеккаузена.

Первый и второй типы мотивирования  не следует противопоставлять, так  как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации  стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.

Особую роль в процессе мотивации труда играют стимулы. Стимулы – это специфические  внешние раздражители, которые играют роль «рычагов» воздействия, актуализирующих  те или иные мотивы человека. Специфика  стимулов в том, что сами по себе они не могут вызвать определенный вид деятельности, они могут лишь выполнять роль «катализатора» активности работников, направленность которой  уже будет определяться внутренней мотивационной структурой личности. Стимулы эффективны лишь в том  случае, если они способны вызвать  реакцию со стороны человека.

Процесс использования различных  стимулов для мотивирования людей  называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные  формы.

В практике управления одной  из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Однако очень важно учитывать  ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться  избегать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень  сложную и не однозначную систему  потребностей, интересов, приоритетов  и целей. Так, например, эту особенность  человеческой мотивации (т.е. ее неоднозначность  и не сводимость к материальной сфере) недооценивала система мотивирования  по принципу «кнута и пряника», о  которой речь будет идти ниже. Мы не будем углубляться в тонкости онтологического понимания мотива, а также в процессуальные характеристики мотивации, поскольку это проблема второго раздела нашего исследования, а сразу же перейдем к мотивационным  моделям, сложившимся на данный момент в теории управления.

Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная  модель мотивации, так как мотивация  побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.

Эволюция применения различных  моделей мотивации показала как  положительные, так и отрицательные  аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и  практике управления нет идеальной  модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям.3

Существующие модели мотивации  весьма различны по своей направленности и эффективности.

Результаты изучения моделей  мотивации не позволяют с психологической  точки зрения четко определить, что  же побуждает человека к труду. Изучение человека и его поведения в  процессе труда дает только некоторые  общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать  прагматические модели мотивации работника  на конкретном рабочем месте.

Из всей гаммы разработанных  учеными-управленцами мотивационных  моделей можно выделить, с нашей  точки зрения, наиболее жизненные  и оправдавшие себя на практике. Эволюция их зарождения и функционирования весьма и весьма многообразна.

Самой древней и по праву  классической схемой мотивации труда  может считаться теория мотивации  по принципу «кнута и пряника». Возникнув  еще до появления теории управления как науки, можно даже сказать  на бессознательном уровне, когда  о проблеме мотивации еще не было и речи, эта теория воздействия  на человеческий труд и до сих пор  заявляет о своих правах на существование. Вкратце ее суть известна практически  каждому: человек реагирует на поощрение (в основном материальное) повышением производительности труда или, по крайней  мере, закрепляет у себя уверенность  в том, что данный тип поведения, который повлек за собой награду  желателен в организации. А наказание  служит индикатором недопустимого  результата или качества работы со стороны подчиненного.

Эффективность данного способа  мотивации подтвердила себя за долгие годы существования, однако, у этой теории есть и существенные недостатки, а точнее, оговорки или определенные условия, которые необходимы для  ее нормального функционирования:

- психологические, означающие, что человек не всегда поступает «логично», то есть материальное поощрение не всегда заставляет человека трудится усерднее. Эти идеи были результатом психологической критики бихевиоризма, который, как известно, развивал концепцию поведения человека по принципу «стимул – реакция». Человек – не кибернетический черный ящик, который только и способен выдавать реакцию на внешние раздражители.

- организационные, то  есть для реализации данного  типа мотивации необходимо существование  специальных контролирующих и  оценочных органов, что не всегда  возможно, а зачастую просто не  выгодно.

- экономические, обусловленные  рядом законов. Например, закон Госсена, свидетельствующий о том, что каждое новое приобретенное благо приносит меньшее удовлетворение, чем предыдущее.

- социальные, которые означают, что при определенной общественной напряженности материальные стимулы могут терять свою актуальность.

По сути, эта теория даже не является мотивационной моделью, поскольку она работает лишь по принципу стимулирования подчиненных, но ее простота и, с определенными оговорками, эффективность  делает ее актуальной и по сей день.

Теориями мотивации в  подлинном смысле слова можно  считать уже ставшие классическими  содержательные и процессуальные схемы  мотивации человека.4

Информация о работе Классические и современные теории мотивации