Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:50, реферат
Цель исследования: выявить актуальность классических мотивационных схем и их применимость к сегодняшним реалиям, а также определить их недочеты и доказать необходимость выработки новейших теорий мотивации, которые сгодились бы как для отечественной, так и для мировой теории управления.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть большинство разработанных на данный момент теорий мотиваций и оценить их современность.
2. Выявить недостатки классических мотивационных моделей и рассмотреть альтернативные концепции современности, раскрыть их специфику и научную новизну.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие и теории мотивации…………………………………………………………..4
1. 1. Сущность мотивирования человека………………………………………………...4
1. 2. Содержательные теории мотивации………………………………………………...8
1. 3. Процессуальные теории мотивации……………………………………………….10
2. Системно-функциональная теория мотивации……………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………………..22
2. Системно-функциональная теория мотивации
Разработка концепций
мотивации как структурной
Свою оригинальную концепцию
организационной структуры
Подуровень простейших производственных организмов появляется в результате особого процеса, который называется органоценоз.
Внутрифирменная идеология
есть момент духовного производства
и воспроизводства простейшего
социального организма, а мотивация
выступает моментом материального
производства, в ходе которого работники
предприятий, организаций или учреждений
производят товар или услугу. Стимулирование,
как функция системы
Система управления – внутрифирменный
орган, который определяет структуру,
цели организации, а также пути и
способы их достижения, в связи
с чем имеет возможность
Стимул – это прямое (чаще всего материальное) воздействие на человека.
Стимул характеризуется
тем, что он дает лишь побудительный
толчок к поведению, не определяя
в какую сторону будет
Мотив – ценностное отношение человека к своей работе в организации, внутреннее побуждение, существующее на основе ценностей как личных, так и организационных.
На базе этой теории представляется
четкая возможность построить
Здесь общественная потребность представлена как начальное звено функционирования всей системы. Выступая как основа саморазвертывания всего организма фирмы, она является внешним толчком к ее функционированию.
Потребности общества в данном случае делают необходимой и возможной любую мотивацию вообще.
Личные потребности выступают
также основой и базой
Эти потребности имеют многоуровневый, иерархичный характер, о чем еще говорил А. Маслоу и зачастую могут вступать в противоречие не только с потребностями общества, но и внутри своей иерархии. Выделяют следующие уровни потребностей, которые заучаствованы во внутрифирменной деятельности:
1. утилитарная (организационно-
2. Организационно-
3. Менталитет организации.
Этот, наиболее верхний, уровень
мотивации включает в себя
смыслообразующие механизмы
Снятие противоречия между
общественными и
Такое разрешение противоречий возможно лишь при предварительной «обработке» индивидуальных целей в системе внутрифирменных ценностей. Это организационное образование представляет собой те нормы поведения, те ценности и правила, которые выработались в ходе жизнедеятельности и признаются большинством сотрудников. Сюда входят также мифы и легенды фирмы, которые возникли и функционируют в ходе ее развития. С помощью данной системы ценностей новые работники имеют возможность быстрее включатся в общий климат организации, осваивать новые для них виды и приемы работы, а также корректировать собственные потребности с учетом общих.
Результат труда является
материальным показателем эффективно
или неэффективно построенной мотивационной
среды в организации. Это продукт,
который организация получает на
выходе. С получением результата можно
говорить о завершении цикла функционирования
мотивационной структуры. Здесь
либо полностью удовлетворяется
какая-либо потребность(что бывает
крайне редко) и исчезает сама необходимость
дальнейшего существования
Важнейшую роль в этой схеме играет система управления, которая координирует практически все процессы, происходящие в организации. В мотивационной сфере ее функции можно свести к трем основным: стимулирование, обучение, оценка. Прежде чем рассмотреть эти функции следует оказать, что мотивация, как и все остальные структуры организации, также требует централизованного управления. Это управление может осуществляться через властные полномочия, через традицию и через личное влияние.
Стимулирование – это основное и прямое воздействие системы управления на мотивационный процесс. Однако при этом нужно учитывать и внутреннюю мотивацию сотрудников фирмы. Разделение мотивации на внешнюю (т.е. прямое стимулирование) и внутреннюю, которое имело место раньше уже не актуально сегодня, равно как и разделение управленческой парадигмы на японскую и американскую. Сегодня большинство фирм руководствуются формулой: стимулирование с целью роста производительности плюс личный интерес к работе.
Обучение – это очень
тонкая и многогранная функция системы
управления, которая означает воздействие
на внутрифирменную систему
Оценка означает осуществление
надзора и контроля за реализацией
целей информации, которая одновременно
выступает индикатором
Существенным замечанием будет также то, что во всех воздействиях системы управления должна присутствовать обратная связь для четкого реагирования на все изменения.
В целом к функциям системы мотивации в организационной структуре можно отнести:
Таким образом, нам удалось выяснить, что мотивация выступает в организации как раз тем стержнем, который пронизывает все ее уровни, позволяет всем органам взаимодействовать между собой и обеспечивает нормальную жизнедеятельность системы в целом.9
Заключение
В ходе данного исследования удалось выявить следующее:
1. Эволюционное развитие
мотивационных теорий прошло
свой долгий путь от
2. Мотивация играет важнейшую
роль в структуре организации.
Она пронизывает все сферы
организационных
3. Современное состояние
теоретических разработок в
Таким образом, можно сделать вывод, что современное состояние в сфере мотивации украинских предприятий находится на уровне Западной Европы 19 века. Можно констатировать существенный разрыв между теорией мотивации, признанием необходимости введения более современных мотивационных схем и их практической реализацией.
Проблематичным также стало внутреннее стремление людей к работе, что существенно снижает эффективность труда. В целом проблема мотивации производственной деятельности может восприниматься уже не как локально отраслевая проблема, а как неэффективность функционирования общества в целом. Поэтому можно утверждать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Список литературы
1. Афонин А.С. Основы
мотивации труда:
2. Бех В.П. Социальный организм. – Запорожье, 2004.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 294 с.
4. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. — Эксмо, 2010. — 160 с.
5. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2003. – 385 с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
7. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле. – М.: Экономика, 2008. – 206 с.
8. Мотивация // «Википедия» Свободная
энциклопедия (электронный ресурс). –
режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%
9. Мотивация персоналом // «Википедия» Свободная энциклопедия (электронный ресурс). – режим доступа: http://ru.wikipedia.org
10. Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб.: Питер, 2004. – 536 с.
1 Мотивация // «Википедия» Свободная энциклопедия
(электронный ресурс). – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%
2 Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. — Эксмо, 2010. — 160 с.
Информация о работе Классические и современные теории мотивации