Классификация функций менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:51, реферат

Описание работы

Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться во второй половине XIX века. Менеджмент непосредственно относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, а не обществом в целом. Существует, однако, мнение что менеджмент необходим и для государственных организаций.
В основе возникновения менеджмента лежит отделение капитала-собственности от капитала - функций. Появление самостоятельного менеджмента связано со следующими условиями:
v Органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться с все возрастающими трудностями управления;

Содержание работы

Введение
Управление и менеджмент (Законы менеджмента)
Особенности процесса управления
Классификация функций менеджмента
Функция планирования
Функция организации
Функция мотивации
Функция контроля
Функция координации

Файлы: 1 файл

менеджмента.docx

— 45.61 Кб (Скачать файл)

Содержание 

  1. Введение
    1. Управление и менеджмент (Законы менеджмента)
    2. Особенности процесса управления
  2. Классификация функций менеджмента
    1. Функция планирования
    2. Функция организации
    3. Функция мотивации
    4. Функция контроля
    5. Функция координации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться  во второй половине XIX века. Менеджмент непосредственно относится к  управлению бизнесом, предпринимательской  фирмой, а не обществом в целом. Существует, однако, мнение что менеджмент необходим и для государственных  организаций.

В основе возникновения менеджмента  лежит отделение капитала-собственности  от капитала - функций. Появление самостоятельного менеджмента связано со следующими условиями:

v Органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и  предпринимателя справиться с  все возрастающими трудностями  управления;

v Возникновением большого количества  субъектов рыночной экономики,  возрастанием объема и усилением  рыночных связей;

v Развитием конкуренции и неустойчивостью  рыночной экономики, которые обуславливают  необходимость профессионального  подхода к управлению;

v Появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению объема  и сложности управленческих работ,  которые могут быть выполнены  только специальным аппаратом  работников. Именно в корпорации  менеджмент окончательно отделяется  от самоуправления собственника  и предпринимателя;

v Рассредоточением собственности  между акционерами, в результате  чего появились новые функции  управления акционерным капиталом,  распределением прибыли между  акционерами.

Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного  государства в демократическое, а в области управления - заменой  административно-командной системы  рыночной.

Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в  социальных системах на основе всестороннего  использования достижений науки, техники  и передового опыта. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам менеджмента, его становлению  и развитию.

Что же такое организация? Отвлекаясь от отдельных частных аспектов можно  сказать, что основными составляющими  любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

На  вопрос, что и как делается в  управлении, отвечает его функциональная характеристика. Функции управления являются общими для любых организаций  независимо от характера выполняемой  деятельности. Анри Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных функций: планирование, функцию организации, распорядительство, координацию и контроль. Для успешного управления организацией необходимо выполнение всех функций в комплексе, следовательно, вопрос изучения их состава и природы всегда актуален.

 

1.1  УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ  

Законы менеджмента

Закон – это объективная реальность. Управление производством успешно лишь в том случае, если оно основано на сознательном использовании объективных законов.  
Законы менеджмента:

1) Закон соответствия управления характеру производственных отношений. Цель управления, его содержание, формы и методы зависят от форм собственности на средства производства.

2) Закон централизации управления  предполагает постоянно действующую  связь между всеми звеньями  экономики, начиная с предприятия,  заканчивая центральными органами  управления.

3) Закон единства системы управления. Единство отражает меру внутренних связей элементов предприятия, организации. Основой реализации этого закона является единство принципов, методов и целей управления на всех этапах производства.

4) Закон соотносительности управляющей  и управляемой системами. Соотношение  между системами должно регулироваться.

Управление  в широком смысле слова - это целенаправленный перевод любой заданной системы  в нужное состояние. Под системами  понимаются биологические, технологические, кибернетические, социальные. Системы с участием человека называются социальными. К ним относятся государство, армия, предприятие, церковь. Каждая из этих систем требует знаний и умений управления ими. Выводя новые сорта растений, породы животных, изобретая новые машины и компьютеры, поднимая людей на революции и войны, люди управляют теми или иными процессами. Сфера нашей будущей деятельности, наших интересов будет так или иначе связана с организацией, под которой мы в дальнейшем будем подразумевать предприятие, учреждение, фирму. В деятельности организации можно выделить три области, которые требуют управления: производство, маркетинг, деятельность и люди. Управление производством охватывает его функционально-технологическую структуру и является предметом изучения специалистов (технологов, инженеров). Остановимся более детально на управлении деятельностью и людьми. Управление экономической деятельностью - это планирование. Экономическая постановка производственных задач, контроль за выполнением заданий. Управление людьми как персоналом - это обеспечение сотрудничества между членами коллектива, обучение, информирование, мотивация работников.

Управление  деятельностью и людьми составляет основу менеджмента. Исторически менеджмент как сфера деятельности совпадает  с выделением предпринимательской  деятельности из всего производства.

Менеджмент - это искусство управления интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными  ресурсами в целях наиболее эффективной  производственной деятельности организации. В этом смысле управление организацией и менеджмент организации совпадают  почти полностью. При всей схожести понятий «управление» и «менеджмент» они имеют отличия и специфичность. Термин «управление», имеет более  обширную смысловую нагрузку. Понятие  «менеджмент» по смысловому содержанию включает в себя в качестве основополагающей составной части принятое в нашей  стране понятие «организация управления».

Таким образом, менеджмент - это не просто управление организацией, а управление в условиях рынка, рыночной экономики.

В отечественной управленческой литературе понятие «управление» синонимично  понятию «руководство». Несмотря на схожесть этих понятий, они различны. Если термин «управление» распространяется на все субъекты народного хозяйства, то термин «руководство» чаще относится  к политической и военной сфере, а также образованию, здравоохранению, культуре. Понятие «руководство»  чаще распространяется на деятельность отдельного работника, группы или организации.

Специфика труда менеджера заключается  в том, что руководитель не принимает  непосредственного участия в  процессе производства. Этому утверждению  соответствует американское определение  процесса управления: «делать что-либо руками других». В сущности, это умственный труд.

Предметом труда менеджера является информация, объектом воздействия - человек, средством  труда - оргтехника. Продуктом труда  менеджера является управленческое решение.

    1. Особенности процесса управления

Процессы  управления определяются управленческими  ситуациями, из-за которых они организовываются и осуществляются. Однако все процессы (независимо от ситуаций их вызвавших) обладают общими особенностями. Наиболее значимыми являются такие особенности.

1. Непрерывность. Управление организацией  представляет собой взаимосвязанную  цепь отдельных локальных процессов.  Их объединяет общая цель, достижение  которой они обеспечивают. Процессы  возникают и осуществляются непрерывно, обуславливая постоянство управленческой  деятельности.

Эта особенность проявляется по-разному, в зависимости от уровня управления, на котором протекает данный процесс, и объекта управления, на который  направлены результаты этого процесса.

Например, чем выше уровень управления, тем  больше длительность протекания процесса управления и тем сложнее объект управления. Характер непрерывное процесса управления обуславливается видом управленческой технологии, применяемой для его осуществления.

2. Неравномерность. Процессы управления как по выполняемым элементам так и по управленческим процедурам, протекают неравномерно во времени. Так, постановка целей, анализ ситуации и определение вариантов протекает медленно, переходя в стадию решения, процесс резко ускоряется, принимая активную форму организационной деятельности.

Эта особенность проявляется во всех видах процессов управления, хотя и не всегда очевидно. Особенно это  характерно для периодических процессов  управлениям

3. Цикличность. Все процессы управления  без исключения протекают в  виде выполнения взаимосвязанных  элементов и управленческих процедур. Такая последовательность образует  управленческий цикл. Нарушение  подобной цикличности, что довольно  часто бывает в практике управления, снижает эффективность результата  процесса управления. Например, часто  руководители, осуществляющие процесс  управления, сокращают цикл его  протекания, не выполняя процедур  анализа проблемы или определения  нескольких вариантов действия, принимая при этом не самое  правильное решение. Нарушение  цикличности приводит к тому, что целый ряд задач аналитического  характера руководством не решается, чем нарушается их взаимосвязанность, т. е. разрыв между контуром планирования и контуром регулирования. Процесс регулирования или воздействия на объект осуществляется не на основе анализа информации, а на интуиции или накопленном руководителем прошлом опыте.

Для повышения качества управления необходимо учитывать цикличность протекания процесса и не нарушать ее.

Последовательность. В процессе управления соблюдается  определенная последовательность в  операциях над элементами. Последовательность еще раз подчеркивает необходимость  соблюдения цикличности процесса управления. Очевидно, что нельзя определить цель на этапе выбора варианта действия или организовать выполнение решения, не сформулировав цель, для достижения которой, собственно, организовывается и протекает данный процесс управления.

Изменчивость. Характер процесса управления постоянно  меняется вследствие воздействия общего принципа управления - динамического  равновесия системы.

Руководитель  вынужден постоянно участвовать  в осуществлении все новых  и новых процессов. Это происходит потому, что постоянно возникают  ситуации, связанные с нарушением ранее запланированных постоянных процессов, вызванных влиянием на этот процесс факторов внешней среды  и изменением характеристик внутренних элементов организации. Изменчивость процесса управления обуславливает  наличие непрерывности процесса управления. В результате проявления этих особенностей возникает взаимообусловленность  процессов управления, т. е. протекание одного процесса вызывает необходимость  протекания другого и т. д. Другими  словами, в управлении имеет место  «лавинообразный эффект» появления  и реализации взаимосвязанных процессов  управления. Следовательно, управление предприятием можно представить  как одновременное или последовательное осуществление большого количества процессов управления, реализуемых  различными уровнями иерархии, подразделениями  или отдельными менеджерами.

6. Устойчивость. Одновременное протекание  многих процессов в рамках  одной организации не имеет  хаотического характера, а напротив, создает устойчивость деятельности  организации. Такая устойчивость  обеспечивается соответствующей  управленческой технологией, определяющей  форму и каналы протекания  процесса, критерии, ограничения и  нормы его осуществления. Следовательно,  любой процесс управления реализуется  в определенных условиях, задаваемых  процессом коммуникации, критериями, нормами и ограничениями. Эта  особенность процесса управления  свойственна любым объектам, организациям, системам, независимо от уровня их нахождения и характера их деятельности.

Перечисленные особенности процесса управления, при  их учете в действиях менеджеров, создают системный (синергический) эффект управления.

Осуществить процесс управления - означает принять  взаимосвязанные директивные (т. е. обязательные для исполнения) установки  и воздействия, определяющие:

  а) систему целей или конкретную  цель (СЦ) деятельности;

б) целесообразное распределение ресурсов (т. е. определение проблемы) - формирование необходимого для решения поставленных задач, производственного потенциала (ПП);

в) критерии, нормы, ограничения - критерии эффективности (КЭ), в рамках которых  будет протекать процесс управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Любой вид человеческой деятельности может  быть представлен как совокупность отдельных операций, выполняемых  участниками этой деятельности. А  управленческой деятельности такие  операции принято называть функциями, которые своей целью имеют  обеспечение работы организации  в целом или ее подразделения  в заданном режиме. Понятие «функция»  тесно связано с такой управленческой категорией, как задача, задание  в совокупности с технологией  ее выполнения. В бизнесе они образуют функции менеджмента и аппарата управления.

Функции управления многообразны. Существуют различные подходы к их классификации. Одним из таких подходов может  быть разделение функций на общие и специализированные. К общим принято относить: планирование, организацию, или правильнее организованные, мотивацию и контроль. Иногда к этим функциям относят и координацию, но чаще ее считают подфункцией, обеспечивающей согласование и взаимодействие остальных функций. Связь между ними может быть описана следующей схемой, смотри приложение А схема 1 взаимосвязь общих функций менеждмента.

Краткое содержание каждой из общих функций  менеджмента:

Информация о работе Классификация функций менеджмента