Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:51, реферат
Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться во второй половине XIX века. Менеджмент непосредственно относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, а не обществом в целом. Существует, однако, мнение что менеджмент необходим и для государственных организаций.
В основе возникновения менеджмента лежит отделение капитала-собственности от капитала - функций. Появление самостоятельного менеджмента связано со следующими условиями:
v Органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться с все возрастающими трудностями управления;
Введение
Управление и менеджмент (Законы менеджмента)
Особенности процесса управления
Классификация функций менеджмента
Функция планирования
Функция организации
Функция мотивации
Функция контроля
Функция координации
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Как
самостоятельный вид
В
основе возникновения менеджмента
лежит отделение капитала-
v
Органическим строением
v
Возникновением большого
v
Развитием конкуренции и
v
Появлением крупных корпораций,
приводящим к увеличению
v
Рассредоточением
Современный
период экономического развития сопровождается
ломкой старой социальной и политической
системы, трансформацией тоталитарного
государства в демократическое,
а в области управления - заменой
административно-командной
Необходимым
условием этих изменений является постоянное
совершенствование управления в
социальных системах на основе всестороннего
использования достижений науки, техники
и передового опыта. Большое внимание
уделяется теоретическим и
Что же такое организация? Отвлекаясь от отдельных частных аспектов можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.
На вопрос, что и как делается в управлении, отвечает его функциональная характеристика. Функции управления являются общими для любых организаций независимо от характера выполняемой деятельности. Анри Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных функций: планирование, функцию организации, распорядительство, координацию и контроль. Для успешного управления организацией необходимо выполнение всех функций в комплексе, следовательно, вопрос изучения их состава и природы всегда актуален.
1.1 УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
Законы менеджмента
Закон –
это объективная реальность. Управление
производством успешно лишь в том случае,
если оно основано на сознательном использовании
объективных законов.
Законы менеджмента:
1) Закон соответствия управления характеру производственных отношений. Цель управления, его содержание, формы и методы зависят от форм собственности на средства производства.
2)
Закон централизации
3) Закон единства системы управления. Единство отражает меру внутренних связей элементов предприятия, организации. Основой реализации этого закона является единство принципов, методов и целей управления на всех этапах производства.
4)
Закон соотносительности
Управление в широком смысле слова - это целенаправленный перевод любой заданной системы в нужное состояние. Под системами понимаются биологические, технологические, кибернетические, социальные. Системы с участием человека называются социальными. К ним относятся государство, армия, предприятие, церковь. Каждая из этих систем требует знаний и умений управления ими. Выводя новые сорта растений, породы животных, изобретая новые машины и компьютеры, поднимая людей на революции и войны, люди управляют теми или иными процессами. Сфера нашей будущей деятельности, наших интересов будет так или иначе связана с организацией, под которой мы в дальнейшем будем подразумевать предприятие, учреждение, фирму. В деятельности организации можно выделить три области, которые требуют управления: производство, маркетинг, деятельность и люди. Управление производством охватывает его функционально-технологическую структуру и является предметом изучения специалистов (технологов, инженеров). Остановимся более детально на управлении деятельностью и людьми. Управление экономической деятельностью - это планирование. Экономическая постановка производственных задач, контроль за выполнением заданий. Управление людьми как персоналом - это обеспечение сотрудничества между членами коллектива, обучение, информирование, мотивация работников.
Управление деятельностью и людьми составляет основу менеджмента. Исторически менеджмент как сфера деятельности совпадает с выделением предпринимательской деятельности из всего производства.
Менеджмент
- это искусство управления интеллектуальными,
финансовыми, сырьевыми, материальными
ресурсами в целях наиболее эффективной
производственной деятельности организации.
В этом смысле управление организацией
и менеджмент организации совпадают
почти полностью. При всей схожести
понятий «управление» и «менеджмент»
они имеют отличия и
Таким образом, менеджмент - это не просто управление организацией, а управление в условиях рынка, рыночной экономики.
В отечественной управленческой литературе понятие «управление» синонимично понятию «руководство». Несмотря на схожесть этих понятий, они различны. Если термин «управление» распространяется на все субъекты народного хозяйства, то термин «руководство» чаще относится к политической и военной сфере, а также образованию, здравоохранению, культуре. Понятие «руководство» чаще распространяется на деятельность отдельного работника, группы или организации.
Специфика труда менеджера заключается в том, что руководитель не принимает непосредственного участия в процессе производства. Этому утверждению соответствует американское определение процесса управления: «делать что-либо руками других». В сущности, это умственный труд.
Предметом труда менеджера является информация, объектом воздействия - человек, средством труда - оргтехника. Продуктом труда менеджера является управленческое решение.
Процессы управления определяются управленческими ситуациями, из-за которых они организовываются и осуществляются. Однако все процессы (независимо от ситуаций их вызвавших) обладают общими особенностями. Наиболее значимыми являются такие особенности.
1.
Непрерывность. Управление
Эта
особенность проявляется по-
Например, чем выше уровень управления, тем больше длительность протекания процесса управления и тем сложнее объект управления. Характер непрерывное процесса управления обуславливается видом управленческой технологии, применяемой для его осуществления.
2.
Неравномерность. Процессы
Эта особенность проявляется во всех видах процессов управления, хотя и не всегда очевидно. Особенно это характерно для периодических процессов управлениям
3.
Цикличность. Все процессы
Для
повышения качества управления необходимо
учитывать цикличность
Последовательность. В процессе управления соблюдается определенная последовательность в операциях над элементами. Последовательность еще раз подчеркивает необходимость соблюдения цикличности процесса управления. Очевидно, что нельзя определить цель на этапе выбора варианта действия или организовать выполнение решения, не сформулировав цель, для достижения которой, собственно, организовывается и протекает данный процесс управления.
Изменчивость. Характер процесса управления постоянно меняется вследствие воздействия общего принципа управления - динамического равновесия системы.
Руководитель
вынужден постоянно участвовать
в осуществлении все новых
и новых процессов. Это происходит
потому, что постоянно возникают
ситуации, связанные с нарушением
ранее запланированных
6.
Устойчивость. Одновременное протекание
многих процессов в рамках
одной организации не имеет
хаотического характера, а
Перечисленные особенности процесса управления, при их учете в действиях менеджеров, создают системный (синергический) эффект управления.
Осуществить процесс управления - означает принять взаимосвязанные директивные (т. е. обязательные для исполнения) установки и воздействия, определяющие:
а) систему целей или
б) целесообразное распределение ресурсов (т. е. определение проблемы) - формирование необходимого для решения поставленных задач, производственного потенциала (ПП);
в)
критерии, нормы, ограничения - критерии
эффективности (КЭ), в рамках которых
будет протекать процесс
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
Любой
вид человеческой деятельности может
быть представлен как совокупность
отдельных операций, выполняемых
участниками этой деятельности. А
управленческой деятельности такие
операции принято называть функциями,
которые своей целью имеют
обеспечение работы организации
в целом или ее подразделения
в заданном режиме. Понятие «функция»
тесно связано с такой
Функции управления многообразны. Существуют различные подходы к их классификации. Одним из таких подходов может быть разделение функций на общие и специализированные. К общим принято относить: планирование, организацию, или правильнее организованные, мотивацию и контроль. Иногда к этим функциям относят и координацию, но чаще ее считают подфункцией, обеспечивающей согласование и взаимодействие остальных функций. Связь между ними может быть описана следующей схемой, смотри приложение А схема 1 взаимосвязь общих функций менеждмента.
Краткое содержание каждой из общих функций менеджмента: