Классификация организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь.
Организации стары, как мир. Еще в глубокой древности у человечества возникала необходимость в создании масштабных сооружений, решении сложных задач, что требовало привлечения большого числа исполнителей. Для координации их деятельности создавались крупные организации, которым было необходимо управление.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие организации. Многообразие классификаций организации 5
2. Типы организаций по методам работы и приспособляемости к изменениям внешней и внутренней среды 8
3. Типы организаций по взаимодействию подразделений 10
4. Типы организаций по взаимодействию с человеком 15
5. Новые типы организаций 17
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

классификация организаций.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение            3

1. Понятие организации. Многообразие классификаций организации  5

2. Типы организаций по методам работы и приспособляемости к изменениям внешней и внутренней среды         8

3. Типы организаций по взаимодействию подразделений           10

4. Типы организаций по взаимодействию с человеком           15

5. Новые типы организаций                17

Заключение                  26

Список литературы                 28

 

Введение

 

 

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь.

Организации стары, как  мир. Еще в глубокой древности  у человечества возникала необходимость в создании масштабных сооружений, решении сложных задач, что требовало привлечения большого числа исполнителей. Для координации их деятельности создавались крупные организации, которым было необходимо управление.

Для удовлетворения многообразных  потребностей общества создавались  различные организации. Одна из первых организаций, созданных человеком, - государство. Оно было и остается в настоящее время самой могущественной организацией. Естественно, что именно потребности государства оказывали существенное влияние на развитие управления.

Длительную историю имеют различные добровольные организации - религиозные, общественные объединения, клубы и т.д. К принудительным организациям можно отнести армию, школу [8 c.11].

Наиболее многочисленными  являются утилитарные организации. К ним относят учреждения и предприятия. Предприятия (фирмы) могут иметь различные организационные и правовые формы, действовать в различных сферах экономики. В зависимости от целей деятельности различают коммерческие (созданные участниками для извлечения прибыли) и некоммерческие предприятия.

Необходимость в организации  вытекает из разделения труда. Организовывать означает разделять труд и координировать его таким образом, чтобы получить желаемый результат. Чем глубже разделение труда, тем большая требуется  координация. В типичной организационной структуре горизонтальное деление показывает, как разделен труд на каждом из уровней, т. е. как распределяется ответственность. Вертикальное деление показывает, как труд на различных уровнях координируется и интегрируется, т. е. как распределяется власть.

Существовавшие в XVI-XVII столетиях организации имели значительные возможности для роста объема производства, повышения эффективности, используя более простые и дешевые методы принуждения. Для управления такими организациями сложной теоретической базы и не требовалось. При принятии решений руководители полагались в основном на свой опыт, интуицию [10 c.13].

 

1. Понятие организации. Многообразие классификаций организации

 

 

Организация (от позднелат. organize» — сообщаю стройный вид, устраиваю) — объединение индивидов в единое целое для совместного труда. Данный термин часто употребляют для обозначения:

  1. совокупности процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
    1. внутренней упорядоченности автономных частей целого [3 c.40].

Понятие организации применяется  и в отношении биологических, социальных и технических объектов:

• промышленных или малых предприятий;

• фирм, компаний, корпораций, конгломератов;

• заводов;

• автоматизированных или автоматических производств;

• подразделений предприятий (цехов, отделов, секций и др.);

• групп исполнителей каких-либо работ;

• систем управления и др.

Любая организация (фирма, промышленное производство, компания и т.д.) имеет  свою внутреннюю среду и среду  внешнюю, в которой осуществляются ее операции. Внутренняя среда организации формируется:

• в соответствии с целями и  задачами организации;

• в соответствии с возможностями организации (финансовыми, материальными) [7 c.54].

Внутренняя среда определяется:

  • структурой организации (например, «снабжение—производство—финансы - отдел кадров - сбыт продукции»);
  • системой ее управления;
  • производственными технологическими процессами;
  • уровнем автоматизации, разделением труда, коммуникациями.

К внешней среде организации относятся:

• поставщики;

• конкуренты;

• покупатели (клиенты);

• партнеры по бизнесу;

• государство и его структуры;

• культура, мораль, традиции;

• профсоюзы;

• экономические факторы;

• политические факторы;

• международное окружение.

В государственной  системе существует большое количество социальных организаций, решающих самые разнообразные задачи: хозяйственные, культурные, общественные, религиозные и т.д.

В любой науке, в том числе и в теории организации, одной из основных задач анализа является классификация объектов, т.е. выделение множества сходных по своим свойствам объектов. Одновременно с выявлением сходства происходит описание основных отличий [3 c.44].

Для различных  типов организаций используются разные методы изучения их деятельности, поскольку многие организации ставят перед собой существенно отличающиеся социальные цели. Даже при решении бытовых задач мы пользуемся классификацией. В зависимости от конкретной ситуации нас могут интересовать торговые организации, организации, оказывающие социальные, бытовые или медицинские услуги.

Принадлежность  организации к определенной группе может определять ее отношение к  органам государственного контроля, к таможенной службе, к налоговой инспекции и т.п.

Традиционной  классификацией является различие организаций по территориальному признаку или, например, по виду деятельности. Из сказанного следует, что существует достаточно много способов разделения организаций на виды и типы. Выбор конкретного способа определяется поставленной задачей или целью проводимого исследования.

Рассуждая масштабно, можно разбить организации на следующие категории:

    • правительственные и неправительственные,
    • коммерческие и некоммерческие,
    • бюджетные и внебюджетные,
    • общественные и хозяйственные,
    • формальные и неформальные организации.

Организации могут быть классифицированы по их отраслевой принадлежности: транспорт, промышленность, торговля, производство и переработка сельскохозяйственной продукции и другие направления деятельности [1 c.56].

Различают организации и по типу решаемых ими социальных задач:

  • экономические,
  • финансовые,
  • политические,
  • медицинские,
  • образовательные и другие виды деятельности.

Этим далеко не исчерпываются классификации, используемые при решении различных проблем, изучаемых в теории организации [7 c.57].

 

 

2. Типы организаций по методам работы и приспособляемости к изменениям внешней и внутренней среды

 

 

По методам работы и приспособляемости  к изменениям внешней и внутренней среды организации подразделяют на два типа:

• механистические организации;

• органические организации.

Механистические организации — это организации, деятельность которых основывается на формальных правилах и процедурах, централизованном принятии решении, узко определенной ответственности в трудовых операциях и жесткой иерархии власти. Это бюрократический тип организации. Он целесообразен в тех случаях, когда организация оперирует в простой стабильной внешней среде, когда цель проста, труд достоверно измеряется и мотивирует работника, власть руководителя признается работниками как законная. Примеры: завод конвейерного типа, завод-автомат и другие [5 с.71].

Органические (адаптивные) организации — это организации, слабо или умеренно использующие формальные правила и процедуры, с децентрализацией власти, структурами с небольшим количеством уровней иерархии и широким участием работников в принятии решений. Они целесообразны, когда имеется сложное и динамическое внешнее окружение. Пример: организация по проектированию и производству электронной техники.

Существуют определенные отличия механистических и органических организаций.

 

 

 

 

 

Таблица 1

Отличия механистических и органических организаций

 

 

Механистические организации

Органические организации

Характеристика

Узкая специализация работ

Широкая специализация

 

Работа по правилам

Мало правил и процедур

 

Четкие права и ответственность

Амбициозная ответственность

 

Ясность в уровнях иерархии

Уровни управления размыты

 

Объективная система вознаграждения

Субъективная система вознаграждения

 

Механистические организации

Органические     организации

 

Объективные критерии отбора кадров

Субъективные критерии отбора кадров

 

Отношения формальные и носят официальный  характер

Отношения неформальные и носят  личностный характер

Условия

Простое, стабильное     окружение

Сложное, нестабильное окружение

 

Цели и задачи стабильны

Цели и задачи нестабильны

 

Задачи поддаются делению

Задачи не имеют четких границ

 

Задачи простые и ясные

Задачи сложные

 

Работа измеряема

Работу измерить сложно

 

Оплата труда мотивирует

Мотивирование потребностей верхнего уровня

 

Власть признается

Авторитет власти завоевывается


 

[1 c.58]

 

 

 

 

 

 

3. Типы организаций  по взаимодействию подразделений

 

 

По взаимодействию подразделений  организации делятся на три типа:

• традиционные организации;

• дивизиональные организации;

• матричные организации;

• комбинированные (состоящие из элементов предыдущих трех).

Традиционные организации могут  иметь:

• линейную структуру управления (рис.1);

• линейно-функциональную структуру управления (рис.2);

• линейно-штабную (линейно-функционально-штабную) структуру управления (рис.3).

 

 

 

 

 

Рис. 1. Линейная структура  управления традиционной организацией

 



Рис. 2. Линейно-функциональная структура управления традиционной организацией

 

 

 



Рис. 3. Линейно-штабная (линейно-функционально-штабная) структура управления традиционной организацией

 

В принципе, в дивизионах (рис.4) могут быть объединены и финансы, кадры, НИОКР, маркетинг и другие службы [11 c.82].

 

Рис. 4. Дивизионная структура организации

 

Дивизионы могут строиться:

• по продукту (дивизионально-продуктовые структуры);

• по региону (дивизионально-региональные структуры);

• по потребителю-клиенту (дивизионально-потребительские  структуры);

• по рынку сбыта (дивизионально-рыночные структуры) [1 c.60].

Матричные организации — это организации, использующие работу автономных групп для запуска и внедрения нового продукта или проекта. Каждая автономная группа создается под цель или проект и пользуется при этом определенной свободой в организации своей работы. Они могут самостоятельно приобретать ресурсы, распределять полученную продукцию, участвовать в организации своего труда (рис.5).

Рис. 5. Матричная структура организации

 

Преимущества матричных организаций:

• упрощение иерархии дивизиональных схем;

• динамичность управления;

• органичность рабочих групп (их высокая адаптивность).

Недостатки матричных организаций:

• сложность реализации;

• необходимость в высококвалифицированной рабочей силе;

• тенденции к анархии и групповщине;

• борьба за власть между проектными и функциональными руководителями;

• сложность перестройки матрицы на выпуск принципиально новых заказов;

• высокие накладные расходы (зарплата руководителей и т.д.);

• конфликты между частями организации;

• низкая скорость реакции и трудности в принятии решений в нештатных ситуациях [11 c.84].

 

4. Типы организаций по  взаимодействию с человеком

 

 

По типу взаимодействия с человеком  организации делятся на две группы:

• корпоративные организации;

• индивидуалистические организации.

Корпоративная организация — это замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства (не путать с корпорацией как субъектом права — юридическим лицом).

Индивидуалистическая организация — это открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность (табл.2).

Информация о работе Классификация организаций