Классификация организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь.
Организации стары, как мир. Еще в глубокой древности у человечества возникала необходимость в создании масштабных сооружений, решении сложных задач, что требовало привлечения большого числа исполнителей. Для координации их деятельности создавались крупные организации, которым было необходимо управление.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие организации. Многообразие классификаций организации 5
2. Типы организаций по методам работы и приспособляемости к изменениям внешней и внутренней среды 8
3. Типы организаций по взаимодействию подразделений 10
4. Типы организаций по взаимодействию с человеком 15
5. Новые типы организаций 17
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

классификация организаций.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Таблица 2

Различие корпоративной организации  от индивидуалистической

 

Корпоративная организация

Индивидуалистическая  организация

Доминирование иерархических  властных структур

Свободное, открытое и добровольное объединение людей

Поддержка слабых и ограничение  сильных, стандартизация в деятельности организации и тенденции к уравниловке

Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп  организации

Интересы организации  согласовываются только ее лидерами, без участия коллектива

Согласование интересов членов организации с интересами самой  организации

Централизованное распределение ресурсов

Дополнительный поиск ресурсов и резервов членами организации

Единица управления —  рабочая группа, коллектив, организация

Единица управления — личность

Суверенитет организации, свобода организации, коллективная ответственность

Суверенитет личности, свобода для  личности, индивидуальная ответственность

Принцип большинства  или старшинства при принятии решений

Принцип меньшинства или право  вето в принятии решений

Интересы производства доминируют над интересами человека

Интересы производства согласовываются с интересами человека

Двойная мораль: личности и организации

Общечеловеческая мораль и здравый  смысл в поведении

Приветствуются послушание и исполнительность

Лояльность к различным убеждениям членов организации

Человек для работы

Работа для человека


 

[6 с.31]

 

5. Новые типы организаций

 

 

При рассмотрении новых  типов организации следует уделить внимание следующим типам организаций:

• Эдхократические организации;

• многомерные организации;

• партисипативные организации;

• предпринимательские организации;

• организации, ориентированные на рынок.

Эдхократические организации — это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы.

Эдхократия — это и управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями     [4 c.43].

Особенности эдхократических организаций:

  • работа в областях с высокой технологией, требующая высокой квалификации, творчества, инновационности и эффективной совместной работы;
  • органическая структура с преобладанием неформальных горизонтальных связей; часто структура организации вовсе отсутствует;
  • иерархическое построение постоянно изменяется, отношения по вертикали и горизонтали носят преимущественно неформальный характер;
    • отсутствует жесткая привязка человека к какой-то одной работе;
  • принятие решений, власть, система вознаграждения основаны на экспертной власти;
  • риск и вознаграждение делятся между участниками трудового процесса;
  • контроль за непосредственной работой специалиста отсутствует, осуществляется только финансовый контроль [5 c.100].

Эдхократические организации эффективны при реализации творческих проектов (кино, реклама, телевизионные проекты, шоу, театральные постановки), внедрении новых технологий, при антикризисном управлении.

2. Многомерные организации — это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях) (рис.6):

Рис. 6. Многомерные организации

 

• обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;

• производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;

• обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают конкретного потребителя.

Такие автономные группы имеют статус центров прибыли, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями [9 c.55].

Особенности многомерных  организаций:

  • бюджеты подразделений разрабатываются самими подразделениями, руководство инвестирует в них средства (дает деньги взаймы);
  • в многомерных организациях нет двойного подчинения, как в двумерной матричной модели, руководство группы едино;
  • отсутствует необходимость проведения каких либо реорганизаций взаимосвязей автономных групп, подразделения можно просто создавать, ликвидировать или модифицировать;
  • каждая часть организации в принципе может быть полностью автономной, занимаясь и набором кадров, и продажами готовой продукции и т.д.;
  • основной показатель эффективности работы автономных групп — получаемая прибыль; что упрощает анализ и контроль за деятельностью групп, снижается бюрократизация и упрощается система управления.

Трехмерная структура, представленная на рис. 6, не так часто встречается на практике.

Более распространенной является другая организационная структура (рис. 7).

Рис. 7. Представление многомерной организации

3. Партисипативные организации — это организации, использующие участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника. В таких организациях работники могут:

  • • участвовать в принятии решений;
  • • участвовать в процессе постановки целей;
  • • участвовать в решении проблем организации.

Им дано право:

    1. • выдвигать предложения;
    2. • вырабатывать альтернативы решений проблем;
    3. • выбирать окончательное решение [2 c.64].

В традиционных организациях руководитель принимает решения, а работник их выполняет. В организациях с делегированием прав подчиненный самостоятельно принимает решения в рамках своих полномочий (по системе «елочка» или «матрешка»). В партисипативных организациях решение принимается с учетом мнения (вклада) руководителя и вклада работников.

Примеры форм взаимодействия руководства и работников:

• советы по научно-технической политике (например, состав: руководитель подразделения, руководитель НИОКР, бригадиры рабочих участков);

• технико-экономические советы (например, состав: руководители подразделений, начальники цехов, руководители кружков качества, бригадиры рабочих участков);

• советы по планированию сбыта (например, состав: руководители подразделений, начальники отделов маркетинга и сбыта, представители кружков качества);

• кружки качества (бригадиры, работники, представители технико-экономического совета);

• целевые, антикризисные комитеты, комитеты по набору кадров;

• конфликтные комиссии (высшее руководство, руководство среднего звена, независимые эксперты, представители кружков качества и работники).

Решения советов, комитетов, кружков качества, конфликтных комиссий, как правило, являются обязательными для руководителей, при которых они создаются. Одновременно они несут ответственность за принимаемые решения. Очень важно обеспечить баланс власти между советами, комитетами, комиссиями и руководителями, при которых они создаются. Партисипативные структуры распространяются на часть или отдельные уровни управления организацией [8 c.42].

4. Предпринимательские организации — это организации, более ориентированные на рост и на имеющиеся возможности и достижения, чем на контролируемые ресурсы (см. рис.8). Особенности предпринимательских организаций:

Рис. 8. Предпринимательские организации

 

• принципиально изменяются функции  руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пирамиду;

• предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы — центры прибыли, по статусу могут быть фирмами или компаниями), сами выбирают вид предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности;

• консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией делать бизнес;

• ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся в распоряжении предпринимательских ячеек;

• подразделения, распределяющие рынки  и ресурсы для предпринимательских  ячеек, координируют деятельность последних;

• критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, их квалификация [10 c.60].

5. Организации, ориентированные  на рынок. Это органические, быстро адаптируемые дивизиональные или матричные организации, в которых все их части (НИОКР, производство, кадры, маркетинг, снабжение, сбыт, финансы, обслуживание) группируются вокруг рынка или рынков. Это организации, «движимые рынком» (рис.9,10). Пример: корпорация IBM (в 1985 г перешла от «продуктизации» к «регионализации» управления).

Функции штаб-квартиры корпорации:

• стратегическое развитие корпорации;

• исследования и передовые разработки;

• контроль распределения и использования  финансов;

• персонал;

• работа с информацией (поступающей  от филиалов и из внешней среды);

• общемировая координация [2 c.81].

Рис. 9. Организации, ориентированные на рынок

 

Рис. 10. Организации, ориентированные на рынок

 

Корпорация децентрализовала производственные операции по континентам (США, Европа, Азия, Центральная и Латинская  Америка) а маркетинговые процессы (анализ рынков, реклама, сбыт, продвижение товара и т.д.) — по странам внутри континента.

Страновые филиалы IBM имеют высокую степень автономии. Руководство каждого филиала возглавляется советом, в который входят преимущественно граждане данной страны и директор-иностранец, связанный со штаб-квартирой корпорации.

В отношениях исследований, финансов, качества персонала филиал подчиняется штаб-квартире, а во всем остальном филиалы полностью самостоятельны. Они являются центрами прибыли, так как от них зависит в первую очередь продвижение товаров, сбыт и продажи, анализ спроса и рынков. От работы филиалов зависят политика и развитие корпорации. Анализ эффективности работы и прибылей филиалов заставляет корпорацию вовремя переключаться на новые разработки. Организации, «движимые рынком», требуют квалифицированной рабочей силы. Упор в подборе кадров делается на профессионализм и напористость. Из допущенных ошибок делаются не выводы, а извлекаются уроки. Телекоммуникационные средства связи и сети ЭВМ повышают оперативность управления транснациональной корпорацией [5 c.105].

 

Заключение

 

 

К концу 1990-х годов  стало очевидным, что важнейшей, во многом определяющей чертой организаций - хозяйствующих субъектов все в большей мере становится использование потенциала предпринимательства внутри предприятий. Такие революционные преобразования должны охватить линейные, функциональные, маркетинговые структуры и даже высшие звенья аппарата управления. Указанные структуры станут автономными «внутренними предприятиями», которые будут покупать и продавать товары и услуги, участвуя во внутрифирменных и межфирменных связях, и объединяться едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой [7 c.100].

Руководители автономных подразделений должны сотрудничать с целью придания рыночного характера внутренней экономике фирмы, что вызывает необходимость создания стратегических альянсов, совместного использования технологий и решения общих проблем.

Важно подчеркнуть, что при таких условиях предприятие не обязательно должно осуществлять полный набор предпринимательской деятельности - от научных исследований и опытно-конструкторских разработок до маркетинга и распределения. Фирмы будут заключать договоры с другими фирмами для выполнения определенных функций посредством перераспределения ресурсов или создания стратегических союзов. Покупатели и поставщики также будут являться частью этой сети.

Организационные рынки (как называют теперь феномен «внутренних рынков») сокращают затраты по ведению учета и отчетности, накладные расходы и другие производственные затраты благодаря выпрямлению операций. Они способствуют предотвращению конфликтов и налаживанию кооперирования, поскольку создают прочную основу для деловых взаимоотношений. Подразделения, имеющие экономическую свободу внутри предприятий, оперативнее могут провести изменения в процессах производства товаров, предоставления услуг, в системе отношений с потребителями [4 c.90].

Структуры, техника и методы управления будущего, являющиеся предметом аналитических  исследований и прогностических разработок, судя по всему, будут полностью реализованы и широко распространятся в XXI веке. Однако уже и сегодня они становятся реалией: новые, нередко революционные изменения в управлении, связанные с использованием информационных технологий, научных знаний, горизонтальных структур, «внутренних рынков» и др., в разных масштабах и модификациях входят в практическую жизнь. Обобщение этого опыта, его всесторонний анализ, выявление возможностей использования новых организационных моделей и методов с учетом конкретных ситуаций и особенностей субъектов хозяйствования становятся ключевой задачей современной науки и практики управления.

Информация о работе Классификация организаций