Классификация процессов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономически, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно- хозяйственной деятельности

Содержание работы

Введение
Глава 1. Классификация процессов управления………………………………..3
Глава 2.Предтечи научного менеджмента………………………………………6
2.1 Фредерик Тейлор - основатель научного менеджмента…………….8
2.2 Последователи Тейлора……………………………………………...12
2.3 Анри Файоль - «отец научного управления»……………………….15
Глава 3.Эволюция управленческой мысли от 10 до 20 в.в……………………18
3.1 Управление и организация до 1900 года……………………………18
3.2 Поворот в развитии управления в Х в………………………………21

Глава 4.Классификация подходов и школ менеджмента……………………..21
4.1 Развитие подходов в управлении……………………………………21
4.2 Классификация управленческих школ……………………………...25
Глава 5.Управленческие идеи в России………………………………………..31
Глава 6.Управленческие революции…………………………………………...34
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 115.81 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский Государственный Социальный Университет

филиал в г. Томске

кафедра социальной работы, менеджмента и конфликтологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Курсовая работа

 

          по дисциплине «Теория менеджмента»

          на тему: «Классификация процессов управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнила: студентка II курса

                                                                       заочного отделения гр.№512/4,                                                                                                                                          

                                                                       Баюсова С.В

Проверил: Петров Е.В.

 

                                                

 

                                                   Томск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Классификация процессов управления………………………………..3

Глава 2.Предтечи научного менеджмента………………………………………6

           2.1 Фредерик Тейлор - основатель научного менеджмента…………….8

           2.2 Последователи Тейлора……………………………………………...12

           2.3 Анри Файоль - «отец научного управления»……………………….15

Глава 3.Эволюция управленческой мысли от 10 до 20 в.в……………………18

           3.1 Управление и организация до 1900 года……………………………18

           3.2 Поворот в развитии управления в Х в………………………………21

 

Глава 4.Классификация подходов и школ менеджмента……………………..21

           4.1 Развитие подходов в управлении……………………………………21

           4.2 Классификация управленческих школ……………………………...25

Глава 5.Управленческие идеи в России………………………………………..31

Глава 6.Управленческие революции…………………………………………...34

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

Введение

     Менеджмент  как современная система управления  фирмой, предприятием, действующими  в условиях рыночной экономически, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного  функционирования и развития  производственно- хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребностей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно- технических достижений; регулированием межфирменных отношений. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, в необходимости достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации фирмы к новым рыночным условиям. Система управления, отвечающая таким образом требованиям, логике и закономерностям социально- экономического развития, должна быть гибкой и эффективной.     

 

 

1.Классификация процессов управления

 

     Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т. е. способность с чем-то управляться. В общем смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои способы управления).

Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.

     В практике управленческой деятельности существует множество типологических разновидностей построения и реализации процесса управления. Они различаются приоритетами в средствах управления, степенью организационной жесткости и характером распределения полномочий, ролью личностных характеристик менеджера и использованием рыночных факторов и условий в управлении, спецификой объекта управления и приоритетами в его организации, уровнем конфликтности и использованием научных разработок. Особенности процессов менеджмента взаимосвязаны и отражаются в типологии менеджмента.

     Анализ практики управления показал, что процессы управления обладают свойствами, связанными с их содержанием:

  • Свойство флуктуации позволяет говорить о том, что изменения в процессах управления происходят в виде колебаний относительно определенных устойчивых состояний.
  • Свойство непрерывности характеризует динамику связи управляемых и управляющих процессов: из непрерывности управляемого процесса следует непрерывность управляющего процесса, ранее разработанный и используемый комплекс организационных положений предприятия в своем непрерывном развитии и адаптации к новым условиям хозяйствования обеспечивает соответствие распоряжениям менеджера;
  • Свойство дискретности отражает специфику управленческой деятельности, состоящую в том, что каждый этап процесса управления может проходить неравномерно; так, на этапах выработки цели, оценки ситуации, определения проблемы накапливается потенциал управленческого воздействия, а на этапе решения он превращается в импульс активной организационной работы.
  • Свойство необходимой последовательности этапов выражается в следующем: с точки зрения методики, затрат усилий и распределения внимания менеджера каждый из этапов процесса управления может быть реализован по-разному, но является необходимым звеном в формировании воздействия разработке управленческого решения.

                                                                                                                                   3       

  • Свойство цикличности характеризует повторяющуюся последовательность этапов процесса управления. Реализация управленческого решения переводит систему управления из одного состояния в другое, возникает потребность в новых целях или корректировке старых и необходимость оценки изменившихся ситуаций. Это в свою очередь порождает проблемы, требующие новых управленческих решений, и цикл процесса управления повторяется.
  • Свойство инерционности проявляется в «своевременности» и запаздывании управленческих решений. Своевременность отождествляется с ценой решения и является важнейшей его характеристикой.

     В том случае, когда цель формируется в условиях неопределенности и формируется как предварительная, требующая уточнения, особое место играет анализ и оценка ситуации. В практике управления нередки случаи, когда не представляется возможным точно, полно и определенно сформулировать цель без ее уточнения или в силу нехватки информации, или времени, или изменений самой ситуации, или уникальности и оригинальности замысла. При этом сама ситуация условно выходит на первый план и процесс управления получает название ситуационного.

     Если цель, напротив, ясна, но трудно оценить существующую ситуацию, выявить проблему и решения, то в процессе управления разработка управленческого решения осуществляется для выработанной цели и последовательного уточнения ситуации и проблемы. Такой тип процесса управления называется поисковым.                                                                        

     В случае, когда цель оказывает особое влияние на осуществление других этапов процесса управления, все этапы становятся зависимыми от цели, весь процесс управления ориентирован на цель и называется целевым. Для таких процессов, как правило, проводится декомпозиция цели, построение дерева цели и ориентация всех подразделений и служб на их достижение.

     Развитие целевого подхода в управлении дает широкие возможности для модификации целевого типа процесса управления. Так, если на этапах оценки ситуации и выделения проблемы разрабатываются программы, они сами играют роль интегрированных этапов процесса управления и требуют разработки комплексных управленческих решений, соответствующих выработанной цели. Такой тип процесса управления называют программным.

     Необходимо отметить, что все отмеченные типы процессов управления используются в определенных условиях, выбор типа процесса управления связан с достижением эффективности управления, все этапы процесса управления взаимозависимы, их последовательность и комбинация являются решающим фактором успеха.

     Условия, в которых осуществляется процесс управления, оказывают влияние в первую очередь на течение процесса. Так, время, которое, как было отмечено выше, все больше играет роль ресурса управления, может оказывать различное влияние. Для измерения состояния процесса управления

                                                                                                                                   4

Э. М. Коротков вводит показатель «напряженности воздействия». Он определяется как степень социально-организационной потребности в управленческом решении, характеризует остроту возникшей проблемы, динамику ее развития и особенности формирования воздействия в цикле процесса управления.

     Анализируя возможные варианты изменения напряженности воздействия по различным этапам процесса управления, Э. М. Коротков выделяет пять типов процесса управления:

1. Последовательное  и быстрое нарастание на начальных  этапах напряженности воздействия. Цель резко и быстро переходит  в управленческое решение. Вообще  в практике управления внешне  цель может выступать в качестве  управленческого решения. Этот тип  проявляется чаще всего в условиях  хорошей социально-психологической  атмосферы, глубокого понимания  целей управления, инициативы, творческого  подъема и энтузиазма.                                                                                                             

2. Быстрое  нарастание на начальных этапах  напряженности воздействия с  последующим резким увеличением  объема работ по выбору управленческих  решений. Последние могут быть  неожиданными, нетривиальными, как  в повышении, так и в понижении  эффективности управления. Это тип  процесса управления, при котором  основные трудности кроются в  разработке и выборе решений  по ясным целям. И именно на  этапе решения наблюдаются и  торможение, и преобладающая трудоемкость  работ.

3. Замедленное  на начальных этапах нарастание  напряженности воздействия, сменяющееся  ее резким возрастанием на  этапе решения, создает процесс  управления, в котором явно наблюдаются  оригинальные решения по известным  и традиционным целям управления.

4. Изменение (возрастание  или, напротив, падение) напряженности  на начальных этапах процесса  управления в связи с поиском  реальной, достижимой и значительной  цели в существующих условиях  управления характеризует целевой  подход к управлению, хотя не  сводится полностью к пониманию  целевого подхода.

5. Последовательное снижение напряженности воздействия ввиду неправильно выраженной, нереальной, несвоевременно поставленной цели характеризует процесс, который не заканчивает воздействие и по сути своей не является процессом управления как таковым, хотя может входить в другой цикл процесса управления как этап аналитической работы.

 

     В практическом менеджменте знание типологии процессов помогает сделать обоснованный и наиболее эффективный выбор технологической схемы разработки управленческих решений.                                                               

     Таким образом, управленческое решение может быть определено как результат анализа, обоснования планирования, организации и выбора альтернативы из множества вариантов достижения цели.

                                                                                                                                   5

2. Предтечи научного менеджмента

     История управленческой мысли уходит своими корнями вглубь веков. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тифа и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи.

     Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов. Это было связано не в последнюю очередь со строительством пирамид и другими крупномасштабными работами, предполагающими использование труда множества людей.

     Вавилонский царь Хаммурапи (1792—1750 до н.э.) создал свод законов управления государством, выработал собственный лидерский стиль, установил юридические нормы определения минимальной заработной платы, контроля и ответственности.

     Ассирийский царь Навуходоносор (604—562 до н.э.) разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных предприятиях и в зернохранилищах. Ее инструментом были разноцветные ярлыки, которыми помечались ежедневно поступающие партии сырья. Это позволяло определить сроки их нахождения в производстве или на складе.

     В 500 г. до н.э. в произведении китайского ученого Сан Цу «Искусство войны» признается необходимость иерархической организации, межорганизационных связей, кадрового планирования.

Информация о работе Классификация процессов управления