Когнитивный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 05:19, контрольная работа

Описание работы

Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических.

Содержание работы

1. Как определяют внимание? Приведите несколько примеров внимания в повседневной жизни.
2. Какое количество информации вы можете удерживать в кратковременной памяти? Приведите пример
3. Охарактеризуйте долгосрочную память
4. Психология цветового воздействия в управлении: биопсихическая символика

Файлы: 1 файл

КОГНИТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ2.docx

— 41.36 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Когнитивный менеджмент»

 

 

Вариант 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

 

 

 

Вариант 2

 

 

  1. Как определяют внимание? Приведите несколько примеров внимания в повседневной жизни.
  2. Какое количество информации вы можете удерживать в кратковременной памяти? Приведите пример
  3. Охарактеризуйте долгосрочную память
  4. Психология цветового воздействия в управлении: биопсихическая символика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Как определяют внимание? Приведите несколько примеров внимания в повседневной жизни

 

 

Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени  на некоем реальном или идеальном  объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется  и согласованность различных  звеньев функциональной структуры  действия, определяющая успешность его  выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание — динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. Это — своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, кои он воспринимает в ходе деятельности и о коей думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:

 

1) избирательность — связана с возможностью успешной настройки — при наличии помех — на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;

2) объем (широта, распределение внимания) — определяется количеством «одновременно» (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 — 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);

3) распределение — характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;

4) концентрация (интенсивность, уровень внимания) — выражается в степени сосредоточения на объекте;

5) устойчивость — определяется длительностью концентрации внимания на объекте;

6) переключаемость (скорость переключения) — динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.

 

 

Основные функции внимания:  

- Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его     актуальными потребностями.

- Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности

-  Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.

 

Виды внимания

Существует несколько подходов к классификации различных видов  внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные объекты, по главной форме деятельности, в  которой участвует внимание и т. д.  

 

По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное  внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств – например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений). Понятно, что некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания. Так, у хирурга при выполнении сложной операции активизируются все три вида внимания. 

 

По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное  и другие виды внимания. Например, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе – преимущественно обонятельное и вкусовое. 

 

По направленности различают внешнее (направлено на внешний мир), внутреннее (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) и пограничное внимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).       

 

По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека.

Второй вид внимания – произвольное (его еще называют «активным»), контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так продавец должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, и удаления отвлекающих раздражителей.

Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер - сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

 

В зависимости оттого, где находится  объект внимания — во внешнем мире или в субъективном мире человека — выделяются внимание внешнее и  внутреннее. В ходе обучения, воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания и  его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания — индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные  также типом системы нервной. В отечественной психологии разработана  теория внимания как функции внутреннего  контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. Развитие такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное  формирование, позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например рассеянность. Эксперименты с рассеченными полушариями мозга головного  показывает, что процессы внимания тесно связаны с работой тела мозолистого; при этом полушарие  левое обеспечивает селективное  внимание, а правое — поддержку  общего уровня настороженности.

 

Феноменально, наиболее ярко, внимание проявляется в ходе анализа ощу- 
щений, будь то зрительные, слуховые или тактильные. Человек сталкива- 
ется с тем, что не может одним разом охватить весь окружающий его мир 
и себя самого. Что-то всегда выступает на первый план, что-то остается в 
тени, что-то на данный момент совсем отсутствует в сознании. Еще Виль- 
гельм Вундт определял внимание как наиболее отчетливое и ясное состо- 
яние сознания, как особое его свойство или состояние сознания, при ко- 
тором происходит наиболее ясное и отчетливое восприятие.

Для диагностики внимания существует ряд методик: для определения  объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Д. Кеттела, В. Вундта; для определения концентрации и устойчивости — корректурный тест Б. Бурдона; для определения скорости переключения внимания — метод таблиц Шульте.

 

Одним из важнейших примеров внимания является вождение автомобиля. По форме  деятельности – это проявление комбинированного внимания: сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное. По оценкам учёных вождение требует примерно 60% концентрации внимания.

Примером интеллектуального внимания является изучение параграфа по высшей математике и решение задачи по изученному материалу, или написание этой контрольной  работы. Такое внимание требует почти 100% концентрации внимания.  Двигательное внимание у нас задействуется особенно весной и осенью при проходе через затопленные территории.

      У каждой домохозяйки  во время приготовления пищи  задействованы обонятельное и  вкусовое внимание. Частым проявлением,  например, непроизвольного внимания  является – резкое переключение  внимание на неожиданный шум  на улице или на звонок своего  мобильного телефона.

 

 

2. Какое количество информации вы можете удерживать в кратковременной памяти? Приведите пример

 

          Кратковременная память — вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 20 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из–за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество элементов в кратковременной памяти может быть увеличено.

 Дж. Миллер предположил, что  в кратковременной удерживается  неизменное 
число единиц, совокупность которых была названа шанком. Объем шанка 
у взрослого человека является фиксированным, будь то единицы визуаль- 
ной информации (буквы) или слуховой. Этот объем стал известен как ма- 
гическое число, равное 7 ± 2. Бине показал, что эта величина изменяется с 
возрастом. По его оценкам, объем непосредственной памяти у детей в воз- 
расте от 2 до 10 лет увеличивается от 2,5 до 5 ед.

         Например, нам легко даже с первого раза запомнить номер стационарного телефона в маленьком городе (5 единиц) и сложнее в большом (от 7 единиц). Ещё реже удаётся с первого повторения удержать в кратковременной памяти (в течение 20 секунд) номер мобильного телефона. Но когда цифры объединяются в числа, номера запоминаются проще за счёт укрупнения единиц. Так же, когда мы идём за продуктами в магазин, мы можем удержать в памяти 5-9 наименований продуктов, как указано выше. Если потребность в различных продуктах больше, лучше записать их в список.

 

 

3. Охарактеризуйте долгосрочную  память

 

        Долгосрочная память  - вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения. Функциональные и структурные характеристики Д. п. наиболее изучены у человека, тогда как основные данные о нейрофизиологических механизмах памяти получены в экспериментах на животных Нейрофизиологической основой Д. п. служат консолидированные следовые состояния мозга, которые формируются в процессе разных видов обучения. При образовании следов Д. п. временные последовательности преобразуются в структурно-пространственные, в силу чего они являются не процессом, а структурой. В этом причина устойчивости Д. п. ко многим внешним воздействиям и существенное отличие от следов кратковременной памяти, которые по сути своей являются процессами.

     Эффективность Д. п. оценивают отношением числа символов, которые сохранились в памяти спустя некоторое время (более 30 мин), к числу их повторений, необходимых для запоминания. Этот показатель зависит от количества информации в запоминаемом материале.

     Различают 2 формы Д. п.: эксплицитная (декларативная) память — сознательное восстановление прошлого, память на факты, события, и имплицитная, которая проявляется в условных рефлексах, привычках, навыках (моторных, перцептивных, речевых и пр.). Отчасти это деление аналогично прежнему делению на память духа и память тела (в терминах А. Бергсона). Имплицитная память, в отличие от эксплицитной, не подвержена амнезии. Е. Тульвинг (1972) различает в структуре эксплицитной Д. п. 2 вида хранилищ, которые соответствуют делению памяти на семантическую и эпизодическую (в т. ч. автобиографическую). В семантической памяти содержится вся информация, необходимая для того, чтобы пользоваться речью (слова, их символические репрезентации, правила манипуляции с ними). Эта память содержит все известные человеку общие знания (безотносительно к месту и времени их получения). В эпизодической памяти, наоборот, сведения и события «привязаны» к определенному времени и/или месту их получения. Информация, хранящаяся в семантической и эпизодической памяти, в различной мере подвержена забыванию: в большей мере — находящаяся в эпизодической памяти, в меньшей мере — в семантической. Модель Д. п. А. Пайвио (1971) предполагает дифференциацию познавательных процессов на вербальные и невербальные, которым соответствуют 2 различные системы памяти. В процессе решения субъектом мнемических задач эти системы функционируют совместно, хотя могут в неодинаковой мере определять успешность запоминания. Вербальные механизмы играют некоторую роль в запоминании зрительного материала. Однако основные закономерности этого процесса определяются специфическими невербальными механизмами, которые способны самостоятельно обеспечить высокую эффективность запоминания. М. Познер (1978) разработал модель Д. п., в которой постулируется существование 3 уровней мнемических структур: уровень следов, копирующих физические свойства стимуляции в модально-специфической форме; уровень понятийных структур, в которых отображается прижизненный опыт субъекта; уровень глобальных когнитивных систем в виде семантических сетей и субъективных пространств, необходимых для отражения окружающей действительности с требуемой степенью полноты.

Информация о работе Когнитивный менеджмент