Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 05:19, контрольная работа
Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических.
1. Как определяют внимание? Приведите несколько примеров внимания в повседневной жизни.
2. Какое количество информации вы можете удерживать в кратковременной памяти? Приведите пример
3. Охарактеризуйте долгосрочную память
4. Психология цветового воздействия в управлении: биопсихическая символика
Кафедра менеджмента
Контрольная работа
по дисциплине: «Когнитивный менеджмент»
Вариант 2
Екатеринбург 2013
Вариант 2
Внимание - сосредоточенность деятельности
субъекта в данный момент времени
на некоем реальном или идеальном
объекте — предмете, событии, образе,
рассуждении и пр. Вниманием характеризуется
и согласованность различных
звеньев функциональной структуры
действия, определяющая успешность его
выполнения (например, скорость и точность
решения задачи). Внимание занимает
особое место среди явлений
1) избирательность — связана с возможностью успешной настройки — при наличии помех — на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;
2) объем (широта, распределение внимания) — определяется количеством «одновременно» (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 — 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);
3) распределение — характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;
4) концентрация (интенсивность, уровень внимания) — выражается в степени сосредоточения на объекте;
5) устойчивость — определяется длительностью концентрации внимания на объекте;
6) переключаемость (скорость переключения) — динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.
Основные функции внимания:
- Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
- Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности
- Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.
Виды внимания
Существует несколько подходов
к классификации различных
По форме деятельности выделяют
По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Например, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе – преимущественно обонятельное и вкусовое.
По направленности различают вн
По степени волевого
контроля различают непроизвольное, произвольное и
послепроизвольное внимание. Некоторые
объекты как бы сами «притягивают» наше
внимание, а для сосредоточения на других
нужно прилагать определенные усилия.
Первое внимание называется непроизвольным («
Второй вид внимания – произвольное (его еще называют «активным»), контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так продавец должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, и удаления отвлекающих раздражителей.
Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер - сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.
В зависимости оттого, где находится
объект внимания — во внешнем мире
или в субъективном мире человека
— выделяются внимание внешнее и
внутреннее. В ходе обучения, воспитания,
деятельности и общения у человека
развиваются свойства внимания и
его виды, образуются относительно
устойчивые их сочетания — индивидуально-
Феноменально, наиболее ярко, внимание
проявляется в ходе анализа ощу-
щений, будь то зрительные, слуховые или
тактильные. Человек сталкива-
ется с тем, что не может одним разом охватить
весь окружающий его мир
и себя самого. Что-то всегда выступает
на первый план, что-то остается в
тени, что-то на данный момент совсем отсутствует
в сознании. Еще Виль-
гельм Вундт определял внимание как наиболее
отчетливое и ясное состо-
яние сознания, как особое его свойство
или состояние сознания, при ко-
тором происходит наиболее ясное и отчетливое
восприятие.
Для диагностики внимания существует
ряд методик: для определения
объема внимания предназначена
Одним из важнейших примеров внимания является вождение автомобиля. По форме деятельности – это проявление комбинированного внимания: сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное. По оценкам учёных вождение требует примерно 60% концентрации внимания.
Примером интеллектуального
У каждой домохозяйки
во время приготовления пищи
задействованы обонятельное и
вкусовое внимание. Частым проявлением,
например, непроизвольного внимания
является – резкое
2. Какое количество информации вы можете удерживать в кратковременной памяти? Приведите пример
Кратковременная память — вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 20 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из–за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество элементов в кратковременной памяти может быть увеличено.
Дж. Миллер предположил, что
в кратковременной
число единиц, совокупность которых была
названа шанком. Объем шанка
у взрослого человека является фиксированным,
будь то единицы визуаль-
ной информации (буквы) или слуховой. Этот
объем стал известен как ма-
гическое число, равное 7 ± 2. Бине показал,
что эта величина изменяется с
возрастом. По его оценкам, объем непосредственной
памяти у детей в воз-
расте от 2 до 10 лет увеличивается от 2,5
до 5 ед.
Например, нам легко даже с первого раза запомнить номер стационарного телефона в маленьком городе (5 единиц) и сложнее в большом (от 7 единиц). Ещё реже удаётся с первого повторения удержать в кратковременной памяти (в течение 20 секунд) номер мобильного телефона. Но когда цифры объединяются в числа, номера запоминаются проще за счёт укрупнения единиц. Так же, когда мы идём за продуктами в магазин, мы можем удержать в памяти 5-9 наименований продуктов, как указано выше. Если потребность в различных продуктах больше, лучше записать их в список.
3. Охарактеризуйте долгосрочную память
Долгосрочная
память - вид памяти человека и животных, характеризующийся
прежде всего длительным сохранением
Эффективность Д. п. оценивают отношением числа символов, которые сохранились в памяти спустя некоторое время (более 30 мин), к числу их повторений, необходимых для запоминания. Этот показатель зависит от количества информации в запоминаемом материале.
Различают 2 формы Д. п.: эксплицитная (