Командная и рыночная экономика: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

За время существования, человечество перепробовало различные типы экономических систем, и поиск лучшего варианта продолжается по сей день. Поэтому я решил выявить особенности основных экономических систем и выделить плюсы и минусы каждой из них.
Командная и рыночная экономики представляют собой противоположные экономические системы. С теоретической точки зрения командное хозяйство было задумано как противоположность рыночному.
Главной целью моей работы является рассмотрение экономических систем. Какая из них приемлемей? А так же я рассмотрю, к какому типу стоит относить экономическую систему России? На много ли мы продвинулись в переходе от одной системы к другой? Какая всё-таки лучше?

Содержание работы

Введение 2
1. Командная экономика 3
2. Периоды экономического развития бывшего СССР 6
3. Переходный период. 8
4. Причины, цели и задачи перехода от «плана» к «рынку» 10
5. Рыночная экономика 12
6. Роль государства в рыночной экономике 13
7. Причины государственного вмешательства в рыночную экономику 15
8. Сравнительный анализ командной и рыночной экономики. 17
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

Микроэкономика Курсовая 2ой семестр.docx

— 45.89 Кб (Скачать файл)

 

5. Рыночная экономика

Рынок позволяет реализовать частные интересы продавцов и покупателей, ориентирует разрозненных участников обменных операций в их дальнейшей деятельности, помогает принять решение о том, что производить, в каких размерах, какими методами; направляет тем самым общее экономическое развитие.

Что необходимо, исторически и логически, для возникновения рыночных отношений?

Продавцы товара должны быть его владельцами. В рамках общественной собственности отдельный производитель не может ≪владеть≫ продуктом, т.е. им свободно распоряжаться. Превращение товарного обмена в регулярное явление прочно связано с распространением частной собственности. Она обеспечивает право распоряжения (продажи) и в то же время создает личную заинтересованность в удешевлении производства товара, улучшении его качества,  потребительских свойств. Развитие отношений собственности – это воспитание ответственности и инициативы. Восстановления частной собственности на средства производства, на землю нельзя достичь лишь с помощью законодательных мер. В России для этого понадобится, возможно, длительный период адаптации, преодоления вымыслов советского периода.

Обмен должен стать необходимостью. Переход от случайного обмена, акта реализации редких излишков к обмену как процедуре систематически повторяющейся и жизненно необходимой связан с разделением труда в обществе. От общей массы первобытных племен отделяются пастушеские (т.е. возникает скотоводство как самостоятельная ветвь трудовой деятельности), затем от земледелия отделяется ремесло, возникают его специализированные отрасли.

6. Роль государства в рыночной экономике

Фактор государства  и государственные интересы непременно присутствуют в функционировании рыночной экономики на всех этапах ее существования и развития в более или менее зрелом виде.

Среди аргументов обосновывающих важность на данном этапе государственного регулирования экономики, специалисты выделяют следующие:

  • Отсутствие в реальности совершенной конкуренции.
  • Недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия.
  • Наличие внешних факторов, требующих компенсационных действий.
  • Необходимость общественного перераспределения благ в соответствии с факторами, неподвластными рынку.
  • Отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде.
  • Существование значительных сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ.
  • Разграничение «достойных потребностей» и тех потребностей, интерес к которым нужно снижать (алкоголь, табак, и др.)

Можно выделить характерные перечни функций по регулированию Экономики, которые принимают на себя государства (правительства) в современных условиях. Эти функции определяются внутренними и внешними условиями ведения национального хозяйства и представляют собой те или иные наборы социально-экономических задач. Некоторые ученые пытаются при их описании  жестоко разграничивать понятия функции и задачи. Однако такая постановка вопроса в практическом плане малопродуктивна, поскольку оба эти понятия неотделимы друг от друга.

Функция (function) в переводе с латинского означает в управленческом смысле роль, обязанность, назначение органа (субъекта и т.п.) в связи с исполнением, осуществлением каких-то целей, планов, задач. Можно с известной условностью считать, что функции есть устойчиво стоящие перед государством задачи,  и постоянное пересечение понятий функция и задачи – вещь неизбежная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Причины государственного вмешательства в рыночную экономику

Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономике.

Регулирование государством рынка направлено на достижение следующих экономических целей:

1.  Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.

2.  Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

3. Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.

4. Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.

5. Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал — равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.

7. Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют  хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.

8.Торговый баланс. Предполагается  поддержание разумного соотношения  экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.

Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической политики того или иного государства. Эти цели реализуются, если государство (правительство) выполняет как минимум следующие экономические функции.

1) создание правовой базы  и общественной атмосферы, способствующей  нормальному функционированию рынка;

2) защиту конкуренции;

3)производство социально  значимых товаров (услуг);

4) защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства;

5) перераспределение доходов и ресурсов

6) стабилизацию экономики.

 

 

 

 

8. Сравнительный анализ командной и рыночной экономики.

В рыночном механизме действуют два закона: закон  стоимости и закон спроса и предложения, из которых первый формирует уровень средних цен, а второй определяет соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке.

Суть закона стоимости  - товары на рынке обмениваются в соответствии с их стоимостью, т.е. затраченным на их производство общественно необходимым временем, а также их товарно-рыночной ценностью, которая определяется спросом на рынке. Исходя из этого, становится понятен и закон спроса и предложения, под влиянием которого товар приобретает  рыночную цену, имеющую денежное выражение стоимости товара.

Распад социалистического лагеря в конце 80-начале 90-х гг. и переход народов этих стран, к воссозданию некогда разрушенных здесь рыночных механизмов стали доказательствами исторической победы рыночной (а точнее смешанной) системы над планово-командной системой. Причем победа эта была достигнута мирным путем, в итоге экономического соревнования плановой и рыночной систем. В чем же состоят преимущества смешанной системы над системой планово-командной?

Планово-командная система. Суть этой системы состоит в том, что ответы на главные вопросы экономики должны даваться на основе директивного народнохозяйственного плана, разрабатываемого центральными органами управления страной.

Директивный народнохозяйственный план  - способ распределения ограниченных ресурсов на основе государственных заданий, обязательных для исполнения всеми предприятиями страны.

Сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы - там, где план:

  • составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за успех выполнения плана;
  • реализуется в условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров по сделке и согласования с ними цены продажи;
  • вся существенная экономическая информация может быть собрана и осмыслена именно тем, кто принимает решения и отвечает за них;
  • проверяется спросом покупателей, то есть именно их поведение, в конечном счете, определяет насколько вообще разумен был этот план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В командной  экономике главную роль играет государство. Главным устройством  в такой экономике выступает план. Для того чтобы управлять всеми предприятиями, давать им плановые задания, распределять ресурсы между предприятиями, государство должно владеть и распоряжаться всеми предприятиями данной страны. Таким образом, в этом типе экономике доминирует государственная собственность.

Рыночная система полностью выигрывает у  командной экономики. Однако рыночная экономика не может существовать без государственного регулирования. Так получается, что  рыночная экономика так же нуждается в регулировании.

Экономическую систему России в данный момент можно отнести к рыночной системе.  За последнее время все больше и больше распространяется частная собственность. Люди занимаются индивидуальным предпринимательством, тем самым создают конкуренцию друг другу, что позволяет улучшить качество товара, что бы быть более востребованным на рынке. Ведь качественный товар, предоставленный за умеренную сумму денег, ту сумму, которую готовы платить потребители, будет более распространен и продаваем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2007.- 416 с.

2. Микроэкономика: практический  подход(Managerial Economics): учебник-2-е изд., испр./под ред.А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова.- М.:КНОРУС,2005.-672 с.

3. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.:Питер,2008.- 448 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Командная и рыночная экономика: сравнительный анализ