Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Балашовский филиал РАНХиГС
Направление подготовки
80100.62 Экономика
Профиль подготовки
«Экономика предприятий и организаций»
Кафедра Менеджмента
и общепрофессиональных дисциплин
Реферат
по дисциплине «Менеджмент»
на тему:
«Коммуникации управления».
Автор работы:
студентка 2 курса 216 группы
очной формы обучения
Зюлковская Е.С.
Руководитель работы:
Беляев Н.В.
Балашов 2013
1. Роль коммуникаций в
системе управления
Коммуникативная подсистема
— относительно самостоятельный
элемент системы государственного
управления, представляющая собой:
- совокупность информации,
информационных потоков как средство
обеспечения согласованности в
управлении;
-совокупность связей,
многообразных взаимодействий и
управленческих отношений в системе
государственного и муниципального
управления;
- пространство, в котором
формируются и функционируют
органы власти и управления.
Термин «коммуникация»
(от лат. communicare — делаю общим,
сообщение, передача) в смысловом
аспекте социального взаимодействия
— это обмен мыслями, сведениями,
идеями, передача того или иного
содержания от одного сознания
(коллективного или индивидуального)
к другому посредством знаков,
зафиксированных на материальных
носителях. Коммуникация представляет
собой социальный процесс, отражающий
общественную структуру и выполняющий
в ней связующую функцию.
Массовая коммуникация
— систематическое распространение
сообщений (через печать, радио,
телевидение, кино, звукозапись,
видеозапись) среди больших, рассредоточенных
аудиторий с целью утверждения
духовных ценностей и оказания
идеологического, политического,
экономического или организационного
воздействия на оценки, мнения
и поведение людей. В системе
массовой коммуникации особую
значимость имеет коммуникация
в управлении.
Управленческие коммуникации
— это совокупность информационных
связей между субъектами управленческой
деятельности по вертикали, горизонтали
(внутренняя среда) и с внешней
общественной средой.
Понятие «коммуникация»
имеет двойной смысл:
во-первых, оно фиксирует
статику взаимодействия, например
акт, письменный документ, несущий
информацию, выполняющий функции:
информативную, эмотивную (побуждает
эмоции, мотивацию взаимодействия),
в том числе правовой акт,
выполняющий управленческую функцию
(побуждает правоотношения) и через
это устанавливающий и поддерживающий
фактические контакты.
во-вторых, фиксирует
динамику, процесс взаимодействия,
контакты, отношения.
Взаимодействие имеет
объективную и субъективную стороны.
Объективная сторона
— это связи, независимые от
характеристики отдельных личностей,
опосредующие и контролирующие
содержание и характер взаимодействия;
это система официальных, служебных
отношений, определяемых статусом
должностного лица, предписаниями,
инструкциями, правилами, нормативными
актами, картами функциональных
обязанностей, штатным расписанием.
Субъективная сторона
— это сознательное отношение
людей друг к другу, основанное
на индивидуальности. Известно, что
люди ведут себя по-разному
в одной и той же статусной
позиции, т.е. придерживаются разных
моделей поведения, разных социальных
ролей.
Социальная роль
— это модель поведения, направленная
на выполнение прав и обязанностей,
предписанных данному конкретному
статусу. Таким образом, статус
дает статическую, а роль —
динамическую картину социального
взаимодействия.
Коммуникация в
системе управления - официально, юридически
регламентируемое целенаправленное
движение индивидуальных субъектов
управления к социальной общности
при сохранении за ними определенной
самостоятельности и индивидуальности.
С позиции теории
социального взаимодействия орган
государственного и муниципального
управления можно определить
как:
- форму взаимодействия
людей, направленного на выполнение
определенной общественно значимой
функции,
- социотехническую
систему, где системообразующим
компонентом выступает человек,
совокупность взаимодействующих
людей.
Коммуникационная
система реализуется одновременно
через содержание и отношения
в процессе взаимодействия. Содержание
обеспечивается информационными
потоками, объективирует «коллективное
единство» в организации. Отношения
— субъективная составляющая
коммуникационного процесса.
Взаимодействие
обеспечивается и выражается
через:
а) систему официальных
отношений, регламентируемых юридическими
предписаниями;
б) распределение
функций (горизонтальная специализация);
в) субординацию
должностей (вертикальная специализация,
с объемом и мерой ответственности
в принятии решений на разных
уровнях);
г) систему коммуникаций
— средств и каналов передачи
информации, которая движется сверху
вниз (передача распоряжений, указаний,
заданий), снизу вверх (отчеты) и
по горизонтали (консультации, обмен
мнениями равных по рангу).
Управленческая
деятельность имеет коммуникативный
межличностный характер. Коммуникативное
взаимодействие, осуществляется через
функциональные связи участников
управления. В коммуникационных
потоках важна синхронность, достоверность,
адекватность на всех этапах
коммуникативного процесса —
при приеме, передаче и переработке
информации, во всех элементах
его структуры.
Структура коммуникативного
процесса условно имеет четыре
элемента:
1. Отправитель, лицо, генерирующее
идею, или собирающее и передающее
информацию.
2. Собственно информация
(сообщение), закодированная с помощью
символов.
3. Канал, средство передачи
информации.
4. Получатель, лицо, которому
предназначена информация и которое
интерпретирует ее.
Управленческие
коммуникации образуют несколько
блоков:
А — коммуникации,
обслуживающие органы управления.
Это функциональное взаимодействие
и служебная информация, циркулирующая
в структурах всех ветвей государственной
власти и местного самоуправления,
обеспечивающих непосредственное
социально-экономическое и политико-административное
управление.
Б — коммуникации,
существующие в сфере межличностных
отношений госаппарата.
В — коммуникации,
обращенные к обществу, часть
коммуникационной деятельности
в системе управления, которая
делает ее открытой, способной
к адаптации, совершенствованию.
Виды коммуникаций
как социальной (гуманитарной) технологии
в управлении показаны на рисунке.
На эффективность работы
и сплоченность служащих влияет
используемая в организации модель
внутрикоммуникативных сетей.
Коммуникативные сети
подразделяются на централизованные
(вся коммуникация замыкается
на руководителе) и децентрализованные
(коммуникация относительно равномерно
распределяется между всеми членами
организации). Централизованные сети
способствуют решению относительно
простых управленческих задач,
но препятствуют эффективности
решения сложных проблем, уменьшают
удовлетворенность работой у
членов групп, снижают уровень
коллективного единства, хотя и
способствуют развитию лидерства.
Известно множество
других вариантов коммуникационных
моделей: цепочная, звездная, иерархическая.
Связи между передающей стороной
(коммутатор — руководитель, Р)
и воспроизводящей стороной (исполнитель,
И) существенно различаются.
При цепочной
структуре коммуникаций решение,
передаваемое с одного конца
на другой, становится известно
всем исполнителям и всеми
обсуждается. Все связи в такой
структуре одинаковы, а командный
стиль руководства не проявляется.
Такая структура взаимоотношений
распадается, если нарушается
связь между двумя участниками
коммуникации.
Многозвенная структура
коммуникации — наиболее часто
встречаемая на уровне первичного
коллектива. Здесь все участники
коммуникации связаны между собой.
Эту модель отличает достаточная
устойчивость и скорость передачи
информации. Ярко выражены отношения
субординации и командования.
В звездной структуре
ярко выражен руководитель, через
которого передается вся информация,
все связи замыкаются на нем.
Для иерархической
структуры характерны опять же
ярко выраженные административно-командные
отношения. Промежуточные ступени
одновременно являются и подчиненными
и командными.
В реальной жизни
имеется еще большее разнообразие
коммуникативных сетей и моделей.
Оптимизация коммуникативной структуры
— важный элемент интенсификации
контактов внутри коллектива
и управления им.
Руководитель —
это центр коммуникативного взаимодействия
и информационных потоков, который
выполняет ведущие информационные
роли:
• пользователя информации
— внешней и внутренней, поступающей
в организацию;
• распространителя
информации — не только через
документооборот, но и вербальные
контакты (обзоры, беседы и т.д.);
• предоставителя
информации внешним организациям,
заинтересованным лицам (о планах,
стратегии, действиях и результатах
работы организации, проявляется
как эксперт по вопросам своей
сферы деятельности).
Выделяют шесть
областей коммуникативного взаимодействия
руководителя с сотрудниками.
1. Прием на работу.
Задача — убедить потенциального
сотрудника в достоинствах работы
в данной организации, получить
определенное представление о
новом сотруднике.
2. Ориентация. Задача
— ознакомить с базовыми целями
организации, конкретными программами,
условиями их выполнения, формировать
у сотрудников уверенность в
общественной необходимости успешного
решения поставленных перед коллективом
задач.
3. Индивидуальная оценка
сотрудников. Задача — сообщить
подчиненному свое отношение
к его работе, оценить вклад
в деятельность организации.
4. Обеспечение безопасности
(физической, экологической, психологической).
Задача — представить сотрудникам
информацию об условиях работы,
степени их безопасности и
мерах, принимаемых для ее обеспечения,
создания творческого морально-психологического
климата в коллективе.
5. Обеспечение дисциплины.
Задача — ознакомить сотрудников
с действующими в организации
правилами, инструкция ми, традициями,
контролировать их выполнение.
6. Функционирование. Задача
— обеспечить сотрудников необходимой
служебной информацией, оказывать
необходимую организационно-методическую
поддержку.
Регулирование и
координация индивидуальных усилий
с последующим созданием единого
упорядоченного организационного
процесса с помощью коммуникативного
взаимодействия являются центральной
функцией руководителя.
Выделяют следующие основные
причины неэффективной коммуникации.
«Недостаточное понимание
руководителями важности коммуникаций.»
«Отсутствие у организации
обратных связей.»
«Неблагоприятный психологический
климат в коллективе. К неверному
восприятию информации и ее
умышленному искажению приводят
недоброжелательные отношения между
сотрудниками.»
«Личностные моменты:
предвзятость отдельных работников
по отношению к мнению окружающих,
всевозможные стереотипы в сознании
и поведении, отсутствие интереса
к информации, нарушенное эмоциональное
состояние и др.