Коммуникации управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:08, реферат

Описание работы

Коммуникативная подсистема — относительно самостоятельный элемент системы государственного управления, представляющая собой:
- совокупность информации, информационных потоков как средство обеспечения согласованности в управлении;
-совокупность связей, многообразных взаимодействий и управленческих отношений в системе государственного и муниципального управления;
- пространство, в котором формируются и функционируют органы власти и управления.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 26.55 Кб (Скачать файл)

         Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

                                высшего профессионального образования 

        «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

                               И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

               при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

                                 Балашовский филиал РАНХиГС

  Направление подготовки 80100.62 Экономика

  Профиль подготовки  «Экономика предприятий и организаций»

  Кафедра Менеджмента  и общепрофессиональных дисциплин

      

 

Реферат

по дисциплине «Менеджмент»

на тему:

«Коммуникации управления».

                                                                             

                                                                              Автор работы:

                                                                              студентка 2 курса 216 группы

                                                                              очной формы обучения

                                                                              Зюлковская Е.С.

 

                                                                              Руководитель работы:

                                                                               Беляев Н.В.

                                            

 

                                

                                             Балашов  2013

1. Роль коммуникаций в  системе управления

 Коммуникативная подсистема  — относительно самостоятельный  элемент системы государственного  управления, представляющая собой:

   - совокупность информации, информационных потоков как средство  обеспечения согласованности в  управлении;

   -совокупность связей, многообразных взаимодействий и  управленческих отношений в системе  государственного и муниципального  управления;

   - пространство, в котором  формируются и функционируют  органы власти и управления.

 Термин «коммуникация» (от лат. communicare — делаю общим,  сообщение, передача) в смысловом  аспекте социального взаимодействия  — это обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного  содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального)  к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных  носителях. Коммуникация представляет  собой социальный процесс, отражающий  общественную структуру и выполняющий  в ней связующую функцию. 

   Массовая коммуникация  — систематическое распространение  сообщений (через печать, радио,  телевидение, кино, звукозапись,  видеозапись) среди больших, рассредоточенных  аудиторий с целью утверждения  духовных ценностей и оказания  идеологического, политического,  экономического или организационного  воздействия на оценки, мнения  и поведение людей. В системе  массовой коммуникации особую  значимость имеет коммуникация  в управлении.

   Управленческие коммуникации  — это совокупность информационных  связей между субъектами управленческой  деятельности по вертикали, горизонтали  (внутренняя среда) и с внешней  общественной средой.

  Понятие «коммуникация»  имеет двойной смысл: 

 во-первых, оно фиксирует  статику взаимодействия, например  акт, письменный документ, несущий  информацию, выполняющий функции:  информативную, эмотивную (побуждает  эмоции, мотивацию взаимодействия), в том числе правовой акт,  выполняющий управленческую функцию  (побуждает правоотношения) и через  это устанавливающий и поддерживающий  фактические контакты.

   во-вторых, фиксирует  динамику, процесс взаимодействия, контакты, отношения.

  Взаимодействие имеет  объективную и субъективную стороны. 

  Объективная сторона  — это связи, независимые от  характеристики отдельных личностей,  опосредующие и контролирующие  содержание и характер взаимодействия; это система официальных, служебных  отношений, определяемых статусом  должностного лица, предписаниями,  инструкциями, правилами, нормативными  актами, картами функциональных  обязанностей, штатным расписанием.

 Субъективная сторона  — это сознательное отношение  людей друг к другу, основанное  на индивидуальности. Известно, что  люди ведут себя по-разному  в одной и той же статусной  позиции, т.е. придерживаются разных  моделей поведения, разных социальных  ролей.

   Социальная роль  — это модель поведения, направленная  на вы­полнение прав и обязанностей, предписанных данному конкретному  статусу. Таким образом, статус  дает статическую, а роль —  динамическую картину социального  взаимодействия.

   Коммуникация в  системе управления - официально, юридически  регламентируемое целенаправленное  движение индивидуальных субъектов  управления к социальной общности  при сохранении за ними определенной  самостоятельности и индивидуальности.

    С позиции теории  социального взаимодействия орган  государственного и муниципального  управления можно определить  как: 

- форму взаимодействия  людей, направленного на выполнение  определенной общественно значимой  функции, 

   - социотехническую  систему, где системообразующим  компонентом выступает человек,  совокупность взаимодействующих  людей. 

   Коммуникационная  система реализуется одновременно  через содержание и отношения  в процессе взаимодействия. Содержание  обеспечивается информационными  потоками, объективирует «коллективное  единство» в организации. Отношения  — субъективная составляющая  коммуникационного процесса.

    Взаимодействие  обеспечивается и выражается  через: 

   а) систему официальных  отношений, регламентируемых юридическими  предписаниями; 

   б) распределение  функций (горизонтальная специализация);

   в) субординацию  должностей (вертикальная специализация,  с объемом и мерой ответственности  в принятии решений на разных  уровнях);

   г) систему коммуникаций  — средств и каналов передачи  информации, которая движется сверху  вниз (передача распоряжений, указаний, заданий), снизу вверх (отчеты) и  по горизонтали (консультации, обмен  мнениями равных по рангу).

    Управленческая  деятельность имеет коммуникативный  межличностный характер. Коммуникативное  взаимодействие, осуществляется через  функциональные связи участников  управления. В коммуникационных  потоках важна синхронность, достоверность,  адекватность на всех этапах  коммуникативного процесса —  при приеме, передаче и переработке  ин­формации, во всех элементах  его структуры. 

 

    Структура коммуникативного  процесса условно имеет четыре  элемента:

  1. Отправитель, лицо, генерирующее  идею, или собирающее и передающее  информацию.

  2. Собственно информация (сообщение), закодированная с помощью  символов.

  3. Канал, средство передачи  информации.

  4. Получатель, лицо, которому  предназначена информация и которое  интерпретирует ее.

 

    Управленческие  коммуникации образуют несколько  блоков:

   А — коммуникации, обслуживающие органы управления. Это функциональное взаимодействие  и служебная информация, циркулирующая  в структурах всех ветвей государственной  власти и местного самоуправления, обеспечивающих непосредственное  социально-экономическое и политико-административное  управление.

   Б — коммуникации, существующие в сфере межличностных  отношений госаппарата.

   В — коммуникации, обращенные к обществу, часть  коммуникационной деятельности  в системе управления, которая  делает ее открытой, способной  к адаптации, совершенствованию.

 Виды коммуникаций  как социальной (гуманитарной) технологии  в управлении показаны на рисунке.

  На эффективность работы  и  сплоченность служащих влияет  используемая в организации модель  внутрикоммуникативных сетей.

  Коммуникативные сети  подразделяются на централизованные (вся коммуникация замыкается  на руководителе) и децентрализованные (коммуникация относительно равномерно  распределяется между всеми членами  организации). Централизованные сети  способствуют решению относительно  простых управленческих задач,  но препятствуют эффективности  решения сложных проблем, уменьшают  удовлетворенность работой у  членов групп, снижают уровень  коллективного единства, хотя и  способствуют развитию лидерства.

  Известно множество  других вариантов коммуникационных  моделей: цепочная, звездная, иерархическая.  Связи между передающей стороной (коммутатор — руководитель, Р)  и воспроизводящей стороной (исполнитель,  И) существенно различаются.

    При цепочной  структуре коммуникаций решение,  передаваемое с одного конца  на другой, становится известно  всем исполнителям и всеми  обсуждается. Все связи в такой  структуре одинаковы, а командный  стиль руководства не проявляется.  Такая структура взаимоотношений  распадается, если нарушается  связь между двумя участниками  коммуникации.

 Многозвенная структура  коммуникации — наиболее часто  встречаемая на уровне первичного  коллектива. Здесь все участники  коммуникации связаны между собой.  Эту модель отличает достаточная  устойчивость и скорость передачи  информации. Ярко выражены отношения  субординации и командования.

  В звездной структуре  ярко выражен руководитель, через  которого передается вся информация, все связи замыкаются на нем.

  Для иерархической  структуры характерны опять же  ярко выраженные административно-командные  отношения. Промежуточные ступени  одновременно являются и подчиненными  и командными.

  В реальной жизни  имеется еще большее разнообразие  коммуникативных сетей и моделей.  Оптимизация коммуникативной структуры  — важный элемент интенсификации  контактов внутри коллектива  и управления им.

   Руководитель —  это центр коммуникативного взаимодействия  и информационных потоков, который  выполняет ведущие информационные  роли:

  • пользователя информации  — внешней и внутренней, поступающей  в организацию;

 • распространителя  информации — не только через  документооборот, но и вербальные  контакты (обзоры, беседы и т.д.);

  • предоставителя  информации внешним организациям, за­интересованным лицам (о планах, стратегии, действиях и результатах  работы организации, проявляется  как эксперт по вопросам своей  сферы деятельности).

 

    Выделяют шесть  областей коммуникативного взаимодействия  руководителя с сотрудниками.

 

   1. Прием на работу. Задача — убедить потенциального  сотрудника в достоинствах работы  в данной организации, получить  определенное представление о  новом сотруднике.

   2. Ориентация. Задача  — ознакомить с базовыми целями  организации, конкретными программами,  условиями их выполнения, формировать  у сотрудников уверенность в  общественной необходимости успешного  решения поставленных перед коллективом  задач.

  3. Индивидуальная оценка  сотрудников. Задача — сообщить  подчиненному свое отношение  к его работе, оценить вклад  в деятельность организации.

  4. Обеспечение безопасности (физической, экологической, психологической). Задача — представить сотрудникам  информацию об условиях работы, степени их безопасности и  мерах, принимаемых для ее обеспечения,  создания творческого морально-психологического  климата в коллективе.

5. Обеспечение дисциплины. Задача — ознакомить сотрудников  с действующими в организации  правилами, инструкция ми, традициями, контролировать их выполнение.

  6. Функционирование. Задача  — обеспечить сотрудников необходимой  служебной информацией, оказывать  необходимую организационно-методическую  поддержку.

   Регулирование и  координация индивидуальных усилий  с последующим созданием единого  упорядоченного организационного  процесса с помощью коммуникативного  взаимодействия являются центральной  функцией руководителя.

Выделяют следующие основные причины неэффективной коммуникации.

 «Недостаточное понимание  руководителями важности коммуникаций.»

   «Отсутствие у организации  обратных связей.»

  «Неблагоприятный психологический  климат в коллективе. К неверному  восприятию информации и ее  умышленному искажению приводят  недоброжелательные отношения между  сотрудниками.»

 

   «Личностные моменты:  предвзятость отдельных работников  по отношению к мнению окружающих, всевозможные стереотипы в сознании  и поведении, отсутствие интереса  к информации, нарушенное эмоциональное  состояние и др.

Информация о работе Коммуникации управления