Отсутствие единого понимания
используемых понятий и терминов,
символов, т.е. наличие семантических
барьеров коммуникативного взаимопонимания
и взаимодействия.»
«Большое количество
промежуточных звеньев в коммуникативной
цепи.»
2. Информация как фактор
оптимизации системы управления
Термин «информация»
используется в двух значениях:
как уменьшение неопределенности
в отношении ожидаемых событий
и как значимое сообщение, некая
сущность коммуникационного потока,
ресурс.
Каждая управляющая
система с замкнутым контуром
есть совокупность субъекта и
объекта управления, взаимодействие
между которыми происходит через
каналы прямой и обратной связи,
по которым проходят потоки
информации. Сам процесс управления
совершается по единой схеме,
предусматривающей получение, хранение,
обработку и передачу информации;
информация — неотъемлемая часть
управленческого процесса.
Информационное обеспечение
управления — практика технологизации
управленческого процесса (и учебная
дисциплина для госслужащих), которая
обусловливает воздействие информации
на все элементы управленческой
деятельности, предоставление всем
звеньям и работникам необходимой
профессиональной, экономической, правовой
и другой информации.
С информацией работают
все специалисты управления, но
затраты времени у них структурируются
по-разному.
Ориентировочное распределение
рабочего времени управленческого
персонала,
Категории персонала
Подготовка информации
Выработка и принятие решений
Организация реализации решений
По своему целевому
назначению в процессе управления
информационно-технические операции
разделяются на следующие классы:
1. Документационные.
На работу с документацией,
как показывает практика, специалисты
тратят до 15% рабочего. времени. Большую
часть своего рабочего дня
на этот класс операций расходуют
работники штата технических
исполнителей: работники канцелярий,
делопроизводители, архивариусы,
операторы, машинистки, стенографистки
и т.д.
2. Первично-счетные
и учетные операции, содержание
и объем которых обусловлены
номенклатурой и количеством
объектов и показателей, подлежащих
учету, измерениям, регистрации.
Затраты труда на эти операции
зависят от применяемых методов
и средств их выполнения, а
сокращение — от автоматизации
процессов получения данных.
3. Коммуникативно-технические
операции, обеспечивающие взаимосвязь
работников с помощью различного
рода технических средств.
4. Вычислительные и
формально-логические операции —
все операции по переработке
информации, выполняемые специалистами
или техническими исполнителями
(в зависимости от сложности)
на ручных счетных инструментах,
а также с помощью вычислительной
техники.
Управленческие
операции с информацией могут
быть разделены на группы.
Выделяют следующие
виды управленческих операций:
по характеру преобразования
информации - на стереотипные, которые
выполняются по заранее разработанным
инструкциям и методикам, и
эвристические, связанные с творческим
поиском;
по степени механизации
на ручные, машинно-рутинные, автоматизированные
и аппаратурные. Эта классификация
отражает технологическую регламентацию
процессов труда и выбор методов
выполнения.
Виды информации, используемой
в управлении:
• по типу отражаемых
отношений — технико-технологическая,
экономическая, социальная, политическая,
идеологическая;
• по масштабам
отражаемого объекта — федеральная
(общегосударственная), региональная,
местная;
• по отраслям (сферам)
жизнедеятельности общества —
промышленная, сельскохозяйственная,
военная, образовательная и т.п.;
• по структурированности
— систематизированная и несистематизированная;
• по характеру
носителя — документированная
и вербальная.
• по структуре
делится на распорядительную, координационную,
контрольно-оценочную, плановую
и т.д.
• В государственных
организациях и учреждениях информационную
структуру обычно подразделяют
на научную и управленческую
документацию. Научная информация
не структурируется по иерархии,
формируется не руководителями
или специалистами по обеспечению
информацией, а пользователями. Информационные
потоки здесь децентрализованы
и определяются только теми, кто
запрашивает ту или иную информацию.
• по источнику
поступления делится на внутреннюю
и внешнюю.
Внутренняя информация возникает
как результат описания состояния
и деятельности организации и
используется внутри ее для осуществления
процессов принятия решений, оперативного
управления, формирования учетно-отчетной
документации, для выдачи информации
во внешние организации. Использование
ее характеризуется высокой степенью
регламентированности в отношении
предоставления и использования.
Значительный объем
внутренней информации занимает
исходная информация:
- организационно-хозяйственная
— сведения о состоянии системы
управления, о кадрах, материально-техническом,
административно-хозяйственном обеспечении
и службах (МТС, АХС) и т.п.;
- оперативно-техническая
информация о деятельности функциональных
и обеспечивающих подсистем организации,
т.е. отражающая ход производственно-управленческого
процесса.
Еще более регламентированный
вид внутренней информации —
исходящая информация, т.е. документы,
создаваемые в системе управления:
♦ внутреннего пользования, доступные
правкам, изменениям;
♦ для выдачи во внешние системы,
форма которых в большинстве случаев определена
и не может подвергаться изменениям.
Информация об управляющих
воздействиях по содержанию является
одним из видов оперативно-технической
информации, так как включает
сведения о функционировании
подразделений, осуществляющих принятие
решений для поддержания системы
в заданных рамках, режимах. Форма
их предоставления — приказы,
распоряжения, инструкции, т.е. текстовые
документы, язык которых близок
к естественному. Регламентированность
заключается в том, что набор
управляющих воздействий ограничен,
а формы его выражения многообразны.
Из регламентированности вытекает
возможность стандартизации, унификации,
построения стандартных бланков
и т.д. Еще одно проявление
регламентированности заключается
в заданности временных и ситуационных
характеристик.
Внешняя информация
— сведения из организаций,
участвующих или активно влияющих
на процесс управления. Содержательно
она близка внутренней информации,
описывает (отражает) ход управляющего
воздействия, выступает в виде
показателей, сведений, регламентирована
в отношении содержания и временных
параметров. Этот вид информации
не подвержен контролю над
источником и формой сообщений,
унификация и стандартизация
сообщений внешней среды также
невозможны и необходим специальный
аппарат для предварительной
обработки внешней информации, длительного
ее хранения и многообразного
использования первичных документов.
Внешняя информация
может быть разделена на подвиды:
дескриптивная и прескриптивная
(нормативная).
Дескриптивная информация
отражает сведения о наблюдаемых
свойствах социальных управляемых
объектов.
Прескриптивная информация
соответствует нормативному подходу
к управлению процессами и
явлениями, содержит рекомендации
на предмет, каким должен быть
объект и какие действия нужно
осуществить, чтобы его параметры
соответствовали принятой норме
(стандарту, традициям, ценностям).
Прескриптивная информация жестко
регламентирует деятельность организации,
являясь для управленцев обязательной.
В свою очередь она делится
на общую (единообразную для
всех организаций) и ограниченного
или индивидуального пользования.
К общей прескриптивной информации
относятся законодательные и
нормативные документы (кодексы,
справочники, официальные печатные
издания.
Различные виды управленческой
деятельности имеют различную
информационную потребность.
Стратегическое управление
(планирование) предусматривает будущее
взаимодействие организации и
окружающей среды. Здесь требуется
информация из внешних источников,
не очень точная и детальная,
но имеющая достаточно широкие
границы, ясность тенденций.
Управленческий контроль,
который осуществляют руководители
высшего и среднего звена, опирается
на иного рода информацию: из
внешних и внутренних источников,
более детальную, имеющую более
узкие границы, более точную, более
частную, регламентируемую временными
параметрами.
Оперативный контроль требует
информации о повседневной деятельности
— очень точной, узкой и самой
новейшей. Она должна поступать почти
исключительно из внутренних источников.
Кроме того, нужна специфическая
информация, относящаяся к области
конкретной профессиональной деятельности,
отражающая при этом внешние обстоятельства,
в которых работает организация.
Способы выработки
информации: самонаблюдение (собственные
источники информации во многом
зависят от уровня подготовленности
и коммуникативности управленца,
его образования, опыта, знаний),
взаимодействие, сообщения (письма,
файлы и т.д.), аналитический анализ.
Информационный поиск,
предшествующий принятию решения,
это процесс сбора и переработки
информации с учетом требований,
определенных закономерностей.
Информационный
цикл охватывает ряд последовательных
процессов, в каждом из которых
информация, представленная на начальном
этапе в виде фактов, цифр, сведений,
данных, т.е. сырого информационного
материала, обрабатывается и преобразуется
в сообщения, значимые (имевшие
смысл) для адресата, заказчика
— лица, принимающего решение.
В этом виде информация становится
информацией в полном смысле
этого понятия.
Информация как управленческая
категория — это новые сведения,
характеризующие управленческую
ситуацию, снижающие уровень неопределенности
в отношении будущего, воспринятые,
понятные и оцененные как полезные
для решения тех или иных
задач управления. Информация в
управлении — это не любые
сведения, сообщения, данные, а только
используемые в процессе формирования
решения.
Качество управленческой
информации как понятие неотделимо
от процедур принятия управленческих
решений.
Наряду с качественным
определением информации возникает
проблема ее количественного
измерения. Недостаток информации
приводит к тому, что центр
принятия решения реализует себя
в условиях неопределенности
или риска, вынужден привлекать,
вести поиск дополнительной информации
или действует в соответствии
с прошлым опытом (по аналогии),
по интуиции. Вредным может оказаться
и избыток информации, так как
способен привести к потере
целостности (гора цифр и фактов
заслоняет истинную картину).
Система информационного
обеспечения выступает по отношению
к организационной как внутренняя
основа. Если изменяется организационная
структура управления, меняется
распределение информационных
потоков.
Информация в
управлении должна удовлетворять
требованиям:
♦ своевременность, оперативность;
♦ быть опережающей, т.е. содержать
в себе элемент предвидения хода событий,
постановку целей, разработку планов и
программ, стратегии действий в будущем;
♦ надежность (достоверность, объективность,
полнота);
♦ оптимальность (соотношение необходимой
и достаточной информации);
♦ доступность и проста в восприятии
(параметры: краткость, наглядность, выразительность,
соотношение между звуковой и зрительной
информацией, учитывая, что скорость восприятия
зрительной информации очень высока);
♦ логичность и лаконичность (максимальная
смысловая нагрузка при минимальных размерах
носителя информации, краткости временного
интервала передачи сообщения);
♦ комплексность, системность;
♦ соответствовать полномочиям (компетенции)
субъекта управления;
♦ ориентированность на машинную
обработку.
Основные трудности,
которые возникают на пути
сбора и распространения информации,
связаны с коммуникационными
проблемами. Информация обрабатывается
человеком и неизбежны ее субъективные
оценки как непригодной что
может вызвать искажения информации.
Поэтому информатизация как важное
направление повышения эффективности
управления должна быть осмыслена
не только как технический,
а главным образом — социальный
процесс. Наиболее сложные проблемы
находятся в сфере социальных
(экономических, юридических, культурных)
преобразований. Нельзя преуменьшать
роль человека в управлении, его
интеллекта и информационной
культуры. Это широкое понятие,
включающее умение ориентироваться
в информационном пространстве,
обостренное чувство времени,
желание повысить кпд своей
умственной работы и др.