Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:15, реферат
Слово коммуникация происходит от латинского communico «делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово общение. Коммуникация выполняет жизнеобеспечивающую роль не только для каждого отдельного человека, но и в организации. По преданию одного из африканских племен, бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика, и потом только охотника и кузнеца. Мудрый африканский бог понимал: племя выживет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который в минуту опасности мгновенно соберет соплеменников. Такую же функцию «коллективного организатора» выполнял вечевой колокол на Руси.
Коммуникации в менеджменте и их роль. Виды управленческой информации.
Слово коммуникация происходит от латинского communico «делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово общение.
Коммуникация выполняет жизнеобеспечивающую роль не только для каждого отдельного человека, но и в организации.
По преданию одного из африканских племен, бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика, и потом только охотника и кузнеца. Мудрый африканский бог понимал: племя выживет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который в минуту опасности мгновенно соберет соплеменников. Такую же функцию «коллективного организатора» выполнял вечевой колокол на Руси.
Один из руководителей американской фирмы «Сирс», сумевший увеличить объем продаж с 5 до 15 млрд. долл. в год, так объяснил свою причину успеха: «Много лет назад мы поняли, что существует только один способ расширить дело – улучшить коммуникацию».
Каждая организация пронизана сетью информационных каналов, которые предназначены для сбора, анализа и систематизации информации о внешней среде, а также для передачи переработанных сообщений обратно во внешнюю среду.
Специфичность взаимодействия
людей в процессе их жизнедеятельности
состоит в использовании языка
Язык является
важнейшим средством
Пример: фирма «Дженерал моторс» выпустила на латиноамериканский рынок новую модель автомобиля и назвала его специально для латиноамериканцев – «Чеви нова». Модель не пошла на рынке. Проводя исследование, фирма, к своему ужасу, установила что слово «нова» по-испански означает «она не едет».
Главная цель коммуникации – обмен информацией различного рода. Обмен информацией осуществляется с помощью языка. Хотя очевидно, что обмен информацией и общение происходит не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многими из которых существуют до сих пор. (Примеры: свист, язык цветов, дорожные знаки и пр.).
Используя язык, менеджер устанавливает контакт с клиентами и подчиненными, мотивирует на выполнение тех или иных действий, выражает свое отношение.
С помощью профессионального языка менеджер осуществляет управленческое воздействие и взаимодействует с персоналом.
Виды управленческой информации
Информацию,
которая поступает к
По источникам поступления информация подразделяется на внешнюю
и внутреннюю. Внешняя информация - это законодательные акты
и директивные указания вышестоящих органов,
данные о научно-техническом прогрессе,
о конкурентах, о спросе на продукцию,
о ценах и т.д. Содержанием внутренней информа
По содержанию информация делится на:
1. Научно-техническую информацию, содержащую в себе данные о научных исследованиях, изобретениях, технических разработках как внутри предприятия, так и за его пределами.
2. Экономическую информацию, содержащую данные технико-экономического планирования и прогнозирования, учета и экономического анализа деятельности предприятия.
3. Оперативно-производственную ин
4. Административную или деловую и
5. Маркетинговую (рыночную) информацию, содержанием которой является реклама, цены, спрос, конкуренция и т.д.
6. Правовая, общественно - политическая, природоохранная и др.
По времени использования инфор
Условно-постоянной считается такая информация, содержание которой меняется сравнительно редко, она используется многократно. Такой информацией являются нормы, цены, тарифные ставки, должностные оклады, плановые показатели. Условно-постоянная информация составляет около 60-70% всей информации, необходимой для управления. Она требует соответствующей фиксации и хранения. Сегодня хорошим «хранителем» такой информации является компьютер.
Переменная информация отражает динамизм процессов в производстве и хозяйственной деятельности. В связи с этим ее сбор и особенно обработка представляют наибольшую сложность.
По характеру возникновения инф
По степени обработки информаци
По степени конфиденциальности
По степени достоверности - достоверная и проверенная, подлежащая дополнительной проверке, сомнительная, базирующаяся на домыслах и слухах.
По назначению - оперативная информация: служит для корректировки деятельности организации; отчетная: предназначается для анализа (она бывает статистической, собираемой в определенные сроки в стандартной форме и частично предоставляемой государственным органам, и не статистической).
По возможностям закрепления и хранения - фиксируемая на носителях информации (хранится подчас бесконечно, не подвергаясь при этом искажению); не фиксируемая (хранится некоторое время в памяти людей, а затем постепенно стирается и исчезает).
По степени важности - основная информация включает сведения, необходимые для принятия решений и выполнения работы (например, указания, предписания, инструкции); вспомогательная - облегчает работу с основной; желательная (без которой, однако, не обойтись) - несет сведения об итогах, перспективах на будущее, событиях внутренней жизни и т.п.
По полноте - частичная информация может использоваться лишь в совокупности с другой; комплексная - дает всесторонне исчерпывающие сведения об объекте и позволяет непосредственно принимать любые решения.
По предназначению - универсальная - необходима для решения любых проблем; функциональная - для решения родственных проблем; и индивидуализированная - для решения данной, конкретной, уникальной проблемы.
По направлению движения - входящая и исходящая.
По способам распространения - устная, письменная и комбинированная информация.
В соответствии с порядком предоставления - по разовому предписанию или запросу; в установленные сроки; по инициативе отправителя.
По способам воспроизведения - визуальная, аудиовизуальная, аудиоинформация.
Нужно также отметить, что для руководителей высшего звена необходима информация преимущественно общего характера, как внутренняя так и внешняя, она должна быть весьма качественной и позволять руководителю делать выводы и прогнозы. А для руководителей низового звена требуется постоянная, узкоспециализированная и оперативная информация, преимущественно о внутренних процессах в организации и желательно в количественной форме.
Руководитель должен также иметь возможность получать выборочную информацию с необходимой детализацией непосредственно от работников любого уровня, а не только от прямых подчиненных.
Руководитель
организации – это человек, который одновременно
является лидером, эффективно управляет
своими подчиненными.
Его цель –
влиять на других таким образом, чтобы
они выполняли работу, порученную организации.
Лидерство (руководство) - действия менеджера, которые
направлены на побуждение людей работать
эффективно и с желанием.
Функции руководителя:
Власть - это способность оказывать влияние на поведение людей.
Власть есть
право, которым обладает человек
вследствие того служебного положения,
которое он занимает в организационной
структуре.
Власть руководителя может принимать
различные формы.
По классификации Френча и Рейвена она имеет пять основных форм:
Власть, основанная на принуждении.
Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, что помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может причинить какие-то другие неприятности (даже намек на увольнение, лишение каких-либо полномочий или понижение в должности дает немедленные результаты).
Власть, основанная на вознаграждении.
Исполнитель верит, что влияющий
имеет возможность
Экспертная власть.
Исполнитель верит, что влияющий
обладает специальными знаниями, которые
позволяют удовлетворить
Эталонная (власть примера).
Харизма – власть, построенная на силе личных качеств или способностей лидера. Люди чаще всего испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и кто является их идеалами, похожими на которого они хотели бы быть.
Характеристики или свойства
влияющего настолько
Законная (традиционная) власть.
Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг – подчиняться им. Все руководители пользуются законной властью, т.к. им делегированы полномочия управлять другими людьми.
Менеджер имеет власть
над подчинёнными, однако в некоторых
ситуациях и подчиненные имеют
над руководителем, т.к. последний
зависит от них по таким вопросам
как необходимая для принятия
решения информация, неформальные контакты
с людьми других подразделений и
т.п.
Эффективный руководитель стремится поддержать
разумный баланс власти: достаточный для
достижения целей организации, но не вызывающий
у подчиненных отрицательных реакций.
Личное влияние
Во всех случаях, когда мы имеем дело с властью, мы всегда подразумеваем степень влияния менеджера на подчиненного.
Влияние – поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.
Влияние имеет две формы:
Убеждение - это эффективная передача своей точки зрения.
Слабая сторона такого влияния – медленное воздействие и неопределенность.
Преимущество в том, что выполнение работы человеком, на которого влияют, не нужно будет проверять, и он, он всей вероятности, постарается сделать больше, чем минимальные требования.
Участие
Вместо того, чтобы убеждать исполнителя принять сформулированную руководителем цель, руководитель направляет усилия исполнителя и способствует свободному обмену информацией.
Влияние будет самым сильным, когда исполнитель оценит очень высоко ту потребность, которой аппелирует руководитель; считает удовлетворение или неудовлетворение определенным результатом подчинения или неподчинения и думает, что существует большая вероятность, что его усилие оправдает ожидания руководителя.
Как эффективно использовать влияние путем убеждения
1. Постарайтесь точно
определить потребности
2. Начинайте разговор с такой мысли, которая
обязательно прийдется по душе слушателя.
3. Постарайтесь создать образ, вызывающий
большое доверие и ощущение надежности.
4. Просить немного, чем Вам на самом деле
нужно или хочется. (Этот метод может сработать
и против Вас, если Вы запросите слишком
много.)
5. Говорите, сообразуясь с интересами
слушателей, а не своими собственными.
6. Если высказывается несколько точек
зрения, постарайтесь говорить последним:
аргументы, прослушанные последними имеют
наибольший шанс повлиять на аудиторию.
Информация о работе Коммуникации в менеджменте и их роль. Виды управленческой информации