Коммуникации в системе международного менеджмента кросс-культурный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 22:05, реферат

Описание работы

Перейдем теперь к одной из наиболее сложных проблем культурного взаимодействия в системе международного менеджмента — речь идет о коммуникации. Ее рассмотрение в контексте кросс-культурного подхода предполагает выделение и формирование тех ключевых вопросов, от которых зависит эффективность обмена управленческой информацией (как межуро в нового, так и на одном уровне управления) в многонациональном коллективе международной фирмы. Одновременно рассматриваются и соответствующие коммуникативные особенности, присущие многонациональным коллективам.

Файлы: 1 файл

Коммуникации в системе международного менеджмента кросс.docx

— 35.78 Кб (Скачать файл)

В этом смысле внешне безобидное замечание американского менеджера совместной российско-американской фирмы о том, что всеми лучшими достижениями современной цивилизации мир обязан Америке, столь же сомнительно с точки зрения этноцентризма, как и ответное утверждение обиженного российского партнера о том, что именно Россия спасла весь мир от фашизма, и в том числе ту же Америку. Заметим, что по существу оба замечания несут в себе достоверную информацию: вряд ли можно оспорить решающий вклад американской технологической мысли в основные достижения новейшей материально!! культуры и столь же очевиден решающий вклад Советского Союза в разгром гитлеровской Германии. Но поданные в соответствующем контексте личности, места и времени они оба, безусловно, несут в себе некий заряд этноцентризма (сравните эффект коммуникации, когда первое замечание сделал бы российский партнер, желая сказать что-то приятное своему коллеге по бизнесу, а второе — к месту и ко времени — американский, отвечая тем же!).

 

2. Французский национальный стереотип.

1. Интеллектуализм, любовь к искусству, гармонии  и красоте — естественные свойства  национального характера французов  — очень интересно проявились  в сфере деловой жизни. Практика  показывает, что ни одна европейская  нация не занимается построением  высокосовершенных планов, проектов  и программ так истово, как  французы. Некоторые исследователи  ставят вопрос шире и обращают  внимание вообще на то, что  сам процесс познания, выстраивания  совершенной логической схемы, обработки  ее деталей — все это своего  рода стихия, в которой природный  француз чувствует себя, что называется, в своей среде. Но у этой  «медали» есть, естественно, и своя  оборотная сторона.

2. Этой  оборотной стороной является  своего рода робость и нерешительность  французов в сфере реализации  и практического выполнения всего  задуманного на бумаге. И есть  интересное объяснение этого  феномена: поскольку действительность  во многом алогична и нередко  иррациональна, плохо укладывается  в гармоничные логические схемы  и требует сиюминутных, критичных  по времени решений, а все это  категорически выпадает из французского  национального характера, то такое  отношение к реализации планов  и проектов и есть естественная  реакция природного француза.

3. Склонность  к конфликтам. Еще одна очень  интересная черта национального  характера французов — нелюбовь  к компромиссам и большая, чем  у других наций, склонность к  конфликтам и спору при решении  разных проблем. Любой поиск компромисса так или иначе нарушает первоначальную законченность плановой логичной схемы, которая, по замыслу автора, и должна была эффективно решить проблему. Когда же в столкновении с действительностью схема оказывается во многом негодной и требуется компромисс («неэлегантное» и «не строго логичное» решение), то реакция француза — конфликт и спор (хочется добиться, чтобы «красивая схема» победила!). Стремление французов создать законы на все случаи жизни негативно отражается на осуществлении бизнеса в условиях неопределенности внешней среды

4. Эффект  компенсаций. Необходимость соблюдения  строгих схем, законов и регламента  в деловой сфере компенсируется  стилем общения, поведением в  семье и частной жизни, которые  выражаются в раскрепощенности, свободы от условностей, живости характера, юморе, сообразительности. Стремление к красоте и эстетике может проявляться в шокирующих формах, которые сглаживаются изяществом, тактом и высокой культурой общения.

3. Английский национальный  стереотип.

 

В России глубоко укоренился образ чопорного, застегнутого на все пуговицы английского джентльмена, лишенного эмоций, любящего спорт, собак и лошадей. Насколько этот несколько юмористический образ соответствует сегодняшнему англичанину?

1. Прагматичность. Что безусловно роднит англичанина и американца, это их прагматичность, ориентация на дело и действие, жизненный здравый смысл. При всем этом в англичанах не наблюдается американской страсти к деньгам и увеличению дохода как к главному мерилу жизненных достижений. Скорее, англичанин относится к бизнесу как к игре и спорту: он, естественно, всячески заботится о прибылях и хорошем состоянии дела, но столь же важно для него и то, что называется спортивным азартом, получением интересного состязания и увлекательной игры.

2. Непринятие  абстрактных проектов. Важное отличительное  свойство англичан — нелюбовь  к умозрительным проектам, за  которыми не стоит реального  дела. Они, скорее, готовы додумать  по ходу, но как можно быстрее  начать что-то делать и практически  решать возникающие по ходу  дела проблемы. Это ведет к  тому, что попытка убедить англичанина  посредством искусно построенного  плана и проекта, их детальной  проработки на бумаге будет  куда менее эффективна, нежели  демонстрация деловых качеств  партнера в действии.

3. Чувство  собственного достоинства. Важно  отметить и отличительные личностные  национальные качества, в основе  которых лежит глубоко укоренившееся  и укреплявшееся в национальном  сознании чувство собственного  достоинства: именно оно естественно  подводит англичанина к осознанию  необходимости соблюдения этических  норм и общепринятых традиционных  правил, даже если эти нормы  и правила не записаны ни  в каких законах.

4. Уважение  к традициям и консерватизм. На  особое место в характере англичан  следует поставить глубочайшее  уважение к традициям национальным, государственным, семейным и другим. Этот традиционализм также может  принимать разные формы и, в  частности, форму известного консерватизма, проявляющегося в разных сторонах  образа жизни и мышления.

5. Скрытый, корректный этноцентризм, не проявляется в формах, которые унижают национальные чувства других людей.

6. Умение  вести дела в разных странах, воспринимать и адаптировать  чужую культуру в интересах  бизнеса, гармонично строить отношения  с местными властями и населением. Великобритания накопила огромный  опыт по управлению в своих  бывших колониях, что отразилось  на эффективности ее международного  менеджмента.

4. Американский  национальный стереотип (США).

 

 Жителя США можно без преувеличения считать продуктом удивительного и не имеющего аналогов смешения различных национальных культур, причем условия жизни и многолетний «климат демократии» позволили в известной мере взять все лучшее от разных наций и формировать из потомков эмигрантов тот образ типичного американца, который представлен ниже и характеризуется следующими основными чертами:

1. Жесткий  прагматизм, ориентация на реальное, приносящее пользу дело, уважение  и стремление к материальному  достатку и зарабатыванию денег.

2. Своего  рода целевой динамизм: американец  всегда видит жизненные, деловые, личные и иные цели, которых  он хочет достигнуть, и постоянно  заряжен на действия по их  достижению. Прогресс и постоянное  стремление к обновлению («цель—действие—достижение—новая  цель») стали своего рода идолом, которому поклоняется вся нация.

3. Рациональное  использование времени как важнейшего  делового ресурса. Американец исключительно  уважительно относится ко времени  как таковому, и тем более ко  времени как важнейшему деловому  ресурсу. Выражение «время — деньги»  в этом смысле очень американское по своему содержанию, поскольку жесткая ориентация на реальное дело, сулящее соразмерный доход, заставляет именно через эту призму смотреть на время.

4. Рациональное  использование времени как важнейшего  делового ресурса. Определяющие  личностные качества типичного  американца это глубочайший индивидуализм  и уверенность в том, что только  ты сам можешь все сделать  для себя, и, соответственно, исключительная  самостоятельность в принятии  и реализации решений, равно как  и полная готовность нести  за них всю необходимую ответственность. Кстати, именно с этой чертой  американского характера связано  крайне скептическое отношение  их к помощи государства и  вообще к роли власти в жизни  индивидуума. Власть должна обеспечить  законность и установить правила  игры, после чего должна, образно  говоря, отойти в сторону и  давать возможность человеку  самому делать свое настоящее  и будущее.

5. Коммуникабельность. Отношение к другим людям и  коммуникативные качества американца  характеризуются общей дружественностью, откровенностью и искренностью, готовностью к сотрудничеству  и поиску разумных компромиссов, стремлением к получению всей  нужной информации и готовностью  обмениваться ею с партнерами. В этом отношении американцы  очень болезненно реагируют на  любые проявления нечестной игры, будь то неискренность партнера, утаивание информации и просто  банальный обман. И здесь есть  своего рода противоречие: строго  ориентируясь на закон и установленные  юридические нормы, американцы в  то же время очень ценят  неформальные отношения и, что  называется, работу на доверии (без  подписания по каждому поводу  бумаг, печатей, протоколов и т. д.). Соответственно, они острее реагируют  в ситуациях, когда партнер нечестно  поступает с ними, пользуясь отсутствием  официальной бумаги.

6. Распределение  делового и личного в американской деловой практике и поведении. Что особенно полезно иметь в виду российским бизнесменам и менеджерам, это достаточно жесткое разделение делового и личного в американской деловой практике и в поведении вообще. Поскольку же в российском менталитете эта слабость проявляется достаточно сильно (скажем, дружеские отношения с партнером ведут к нестрогому выполнению обязательств по договору), следует особенно контролировать такого рода моменты именно в отношениях с американцами.

7. Наконец, в американцах достаточно часто вполне понятный патриотизм и гордость за успехи и положение США в мире переходят в определенные проявления этноцентризма: здесь и особая роль страны в мире, и благотворность американской духовной экспансии, и «образцовая» демократия, которую должно копировать всем, и ряд других моментов того же рода, которые мы выше определили как внешне безобидные, но несущие известную опасность для отношений и эффективной коммуникации.

Естественно, что приведенный выше портрет на основе семи выделенных черт никак нельзя считать не только исчерпывающим, но даже и достаточно полным. Речь идет просто о тех характеристиках, учет или неучет которых может достаточно существенно повлиять на решения российского международного менеджера и его поведение в отношении американского партнера.

5.Немецкий  национальный стереотип.

6. Японский национальный стереотип.

Японский национальный стереотип основывается на вере в коллективизм и стремлении к достижению гармонии

1. Базовыми  чертами стереотипа следует признать  чрезвычайно продуктивное сочетание  поистине бесконечного трудолюбия  и терпения японцев со столь  же бесконечным внутренним стремлением  к красоте и совершенству.

2. Традиционализм. Японцы — безусловные традиционалисты, но, как и во многом другом, — оригинальные традиционалисты. Бережно сохраняя все лучшее  в своей культуре, они жадно  воспринимают и очень умело  адаптируют лучшие достижения  других стран и наций. Прилежные  ученики и подражатели, они доводят  до совершенства заимствованное  и возвращают его авторам с  немалой выгодой для себя. При  этом здоровый практицизм японцев  очень сильно проявляется и  в том, что они постоянно чутко  улавливают именно практическую, утилитарную ценность всего, что  заимствуется, а их природная  гибкость и адаптивность позволяют  очень четко отвечать и на  соответствующие сигналы других  стран и наций о желательной  для них полезности.

3. Стало  уже общим местом частое повторение  тезиса о «группизме» японцев, то есть дисциплинированности и преданности чувству долга перед коллективом (группой), признании безусловного авторитета коллектива, готовности приносить в жертву ему личные нужды и интересы. Российский международный менеджер должен, однако, помнить, что, будучи преданным и безукоризненно честным по отношению к общему делу, японский партнер ожидает того же и от своего партнера, точно и объективно оценивая и его готовность приносить при необходимости частные интересы в жертву коллективным усилиям, и дисциплинированность, и умение искать компромиссы.

4. Если  говорить об обыденности —  житейских чертах нации, то это, прежде всего, вежливость и деликатность, крайняя аккуратность и чистоплотность (весьма высоко ценимая и в  партнерах) и, что называется, естественная  восточная преданность самообладанию  и абсолютному контролю над  личным поведением и эмоциями.

Национальная стереотипизация, как правило, — достаточно сложный продукт развития той или иной культуры, воздействия определенной идеологической обработки, политических событий и других процессов. К сожалению, в России в силу самых разных исторических и политических причин феномен национальной стереотипизации достаточно распространен, и в этом смысле у российского международного менеджера достаточно сложные задачи, а особенно — в отношении его собственных подчиненных, поскольку эта проблема может серьезнейшим образом осложнить и контакты, и деловые связи в международном бизнесе [2].

7.Российский национальный  стереотип

8. Национальный  стереотип, характерный для стран  Ближнего и Среднего Востока.

Национальный стереотип жителей Ближнего и Дальнего Востока в значительной степени определяется общностью религиозных основ культуры:

1. Базовой  чертой стереотипа следует считать  стремление к созданию обстановки  неторопливости, дружественности и  доверия во всех делах, которые  ведет бизнесмен из этого региона. Тот факт, что носители восточной  культуры в гораздо большей  мере ориентированы на саму  работу, нежели на ее результаты (что зачастую раздражает европейцев  и американцев), вполне отвечает  именно восточному отношению  ко времени.

Информация о работе Коммуникации в системе международного менеджмента кросс-культурный анализ