Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 22:05, реферат
Перейдем теперь к одной из наиболее сложных проблем культурного взаимодействия в системе международного менеджмента — речь идет о коммуникации. Ее рассмотрение в контексте кросс-культурного подхода предполагает выделение и формирование тех ключевых вопросов, от которых зависит эффективность обмена управленческой информацией (как межуро в нового, так и на одном уровне управления) в многонациональном коллективе международной фирмы. Одновременно рассматриваются и соответствующие коммуникативные особенности, присущие многонациональным коллективам.
В этом смысле внешне безобидное замечание американского менеджера совместной российско-американской фирмы о том, что всеми лучшими достижениями современной цивилизации мир обязан Америке, столь же сомнительно с точки зрения этноцентризма, как и ответное утверждение обиженного российского партнера о том, что именно Россия спасла весь мир от фашизма, и в том числе ту же Америку. Заметим, что по существу оба замечания несут в себе достоверную информацию: вряд ли можно оспорить решающий вклад американской технологической мысли в основные достижения новейшей материально!! культуры и столь же очевиден решающий вклад Советского Союза в разгром гитлеровской Германии. Но поданные в соответствующем контексте личности, места и времени они оба, безусловно, несут в себе некий заряд этноцентризма (сравните эффект коммуникации, когда первое замечание сделал бы российский партнер, желая сказать что-то приятное своему коллеге по бизнесу, а второе — к месту и ко времени — американский, отвечая тем же!).
2. Французский национальный стереотип.
1. Интеллектуализм,
любовь к искусству, гармонии
и красоте — естественные
2. Этой
оборотной стороной является
своего рода робость и
3. Склонность
к конфликтам. Еще одна очень
интересная черта
4. Эффект
компенсаций. Необходимость соблюдения
строгих схем, законов и регламента
в деловой сфере
3. Английский национальный стереотип.
В России глубоко укоренился образ чопорного, застегнутого на все пуговицы английского джентльмена, лишенного эмоций, любящего спорт, собак и лошадей. Насколько этот несколько юмористический образ соответствует сегодняшнему англичанину?
1. Прагматичность. Что безусловно роднит англичанина и американца, это их прагматичность, ориентация на дело и действие, жизненный здравый смысл. При всем этом в англичанах не наблюдается американской страсти к деньгам и увеличению дохода как к главному мерилу жизненных достижений. Скорее, англичанин относится к бизнесу как к игре и спорту: он, естественно, всячески заботится о прибылях и хорошем состоянии дела, но столь же важно для него и то, что называется спортивным азартом, получением интересного состязания и увлекательной игры.
2. Непринятие
абстрактных проектов. Важное отличительное
свойство англичан — нелюбовь
к умозрительным проектам, за
которыми не стоит реального
дела. Они, скорее, готовы додумать
по ходу, но как можно быстрее
начать что-то делать и
3. Чувство
собственного достоинства. Важно
отметить и отличительные
4. Уважение
к традициям и консерватизм. На
особое место в характере
5. Скрытый, корректный этноцентризм, не проявляется в формах, которые унижают национальные чувства других людей.
6. Умение
вести дела в разных странах,
воспринимать и адаптировать
чужую культуру в интересах
бизнеса, гармонично строить отношения
с местными властями и
4. Американский национальный стереотип (США).
Жителя США можно без преувеличения считать продуктом удивительного и не имеющего аналогов смешения различных национальных культур, причем условия жизни и многолетний «климат демократии» позволили в известной мере взять все лучшее от разных наций и формировать из потомков эмигрантов тот образ типичного американца, который представлен ниже и характеризуется следующими основными чертами:
1. Жесткий прагматизм, ориентация на реальное, приносящее пользу дело, уважение и стремление к материальному достатку и зарабатыванию денег.
2. Своего
рода целевой динамизм: американец
всегда видит жизненные, деловые,
личные и иные цели, которых
он хочет достигнуть, и постоянно
заряжен на действия по их
достижению. Прогресс и постоянное
стремление к обновлению («цель—действие—достижение—
3. Рациональное
использование времени как
4. Рациональное
использование времени как
5. Коммуникабельность.
Отношение к другим людям и
коммуникативные качества
6. Распределение делового и личного в американской деловой практике и поведении. Что особенно полезно иметь в виду российским бизнесменам и менеджерам, это достаточно жесткое разделение делового и личного в американской деловой практике и в поведении вообще. Поскольку же в российском менталитете эта слабость проявляется достаточно сильно (скажем, дружеские отношения с партнером ведут к нестрогому выполнению обязательств по договору), следует особенно контролировать такого рода моменты именно в отношениях с американцами.
7. Наконец, в американцах достаточно часто вполне понятный патриотизм и гордость за успехи и положение США в мире переходят в определенные проявления этноцентризма: здесь и особая роль страны в мире, и благотворность американской духовной экспансии, и «образцовая» демократия, которую должно копировать всем, и ряд других моментов того же рода, которые мы выше определили как внешне безобидные, но несущие известную опасность для отношений и эффективной коммуникации.
Естественно, что приведенный выше портрет на основе семи выделенных черт никак нельзя считать не только исчерпывающим, но даже и достаточно полным. Речь идет просто о тех характеристиках, учет или неучет которых может достаточно существенно повлиять на решения российского международного менеджера и его поведение в отношении американского партнера.
5.Немецкий национальный стереотип.
6.
Японский национальный
Японский национальный стереотип основывается на вере в коллективизм и стремлении к достижению гармонии
1. Базовыми
чертами стереотипа следует
2. Традиционализм.
Японцы — безусловные
3. Стало
уже общим местом частое
4. Если
говорить об обыденности —
житейских чертах нации, то это,
прежде всего, вежливость и деликатность,
крайняя аккуратность и
Национальная стереотипизация, как правило, — достаточно сложный продукт развития той или иной культуры, воздействия определенной идеологической обработки, политических событий и других процессов. К сожалению, в России в силу самых разных исторических и политических причин феномен национальной стереотипизации достаточно распространен, и в этом смысле у российского международного менеджера достаточно сложные задачи, а особенно — в отношении его собственных подчиненных, поскольку эта проблема может серьезнейшим образом осложнить и контакты, и деловые связи в международном бизнесе [2].
7.Российский национальный стереотип
8. Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Среднего Востока.
Национальный стереотип жителей Ближнего и Дальнего Востока в значительной степени определяется общностью религиозных основ культуры:
1. Базовой
чертой стереотипа следует
Информация о работе Коммуникации в системе международного менеджмента кросс-культурный анализ