Коммуникация и эффективность управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Файлы: 1 файл

деловое общение реферат.docx

— 37.83 Кб (Скачать файл)

                                                    Введение

        В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.                                                                          

      Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

      Научно-техническая революция выдвинула значение информации в качестве важного фактора производственного процесса. Информационный процесс необходим как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочей силы, как предпосылки успешной организации самого процесса производства.

      Управление в полной мере использует полную, объективную и своевременную информацию, собираемую, обрабатываемую, и распространяемую с помощью современных научных методов и технических средств. Сейчас это - объективная необходимость, обусловленная, в частности, требованиями рынка адекватно реагировать на возникающие в динамично развивающейся обстановке проблемы. Нужно не только располагать своевременной и точной информацией, но уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях. Отсюда необходимость присутствия информационной составляющей в управлении очевидна, поскольку она является основой всего управленческого процесса.

       Для современных условий характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации, основанной на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации, объединенных в единую внутрифирменную сеть посредством системы связи. В современных условиях в крупных промышленных фирмах созданы и эффективно действуют информационные системы, обслуживающие процесс подготовки и понятия управленческих решений и решающие следующие задачи: обработка данных; обработка информации; обработка знаний; реализация интеллектуальной деятельности.

       Коммуникация - как форма общения двух и более субъектов контактирования - является естественной и неотъемлемой частью процесса управления. Поскольку общение подразумевает обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемого сообщения, то можно говорить уже о коммуникационном процессе. 
Предметом анализа в данном случае выступают особенности коммуникации и коммуникативного процесса в организациях. Область коммуникации, таким образом, тесно связана с теорией и практикой менеджмента, организационными системами и структурами, а также психологией управления. Все три дисциплины «работают» на теорию коммуникации (добавим к ним и этику делового поведения и общения), обогащая ее понятийным, парадигмальным аппаратом, концепциями и методами исследований, о чем свидетельствует литература - источники, привлеченные для составления данного пособия. 
      Область изучения коммуникаций выходит в первую очередь на представление о типологии организаций, так как  тип организации, несомненно, сказывается на сущности и особенностях коммуникационного процесса.  
 
1. Коммуникация и эффективность управления. 
     

      Руководитель тратит большую часть своего времени на коммуникацию для того, чтобы реализовать собственные роли и цели в межличностных отношениях, в информационном обмене, в процессах принятия решений, а также в управлении, планировании, мотивации деятельности подчиненных и контроль за их работой. Поскольку все виды управления построены на коммуникации, ее с полным основанием можно считать главным связующим процессом. 
      От качества обмена информацией напрямую зависит степень реализации поставленных задач. В то же время некачественная, неэффективная коммуникация способна порождать массу проблем в организациях. В частности, так называемые «открытые» проблемы, которые связаны с человеческими, поведенческими аспектами деятельности организации. Они проявляются в социально-психологической напряженности, конфликтах, столкновениях интересов, в «разрывах» деловой коммуникации, в отказе от сотрудничества и в других симптомах нездорового нравственно-психологического климата организации. Словом, эффективно работающие менеджеры - это те, кто эффективны в коммуникациях. 
      Для начала необходимо знать, что к основным функциям коммуникаций относятся: 
1) информативная - передача истинных или ложных сведений; 
2) интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия между людьми (согласованность действий, распределение функций, влияние на настроение, убеждения, поведение собеседника через внушение, приказ, просьбу, убеждение и т.д.); 
3) перцептивная - восприятие друг друга партнерами в ходе общения и установление на этой основе взаимопонимания; 
4) экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний. 
 
     Эффективная коммуникация предполагает также наличие у менеджера коммуникативной компетентности, т.е. способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а именно: достигать взаимопонимания, ясного представления о ситуации и предмете общения. 
      Что может помешать этому? 
а) стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации; 
б) «предвзятые представления»- склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно; 
в) плохие отношения между людьми; 
г) отсутствие внимания и интереса собеседника; 
д) пренебрежение фактами, т.е. привычка спешить с выводами при отсутствии достаточного числа фактов; 
е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность; 
ж) неверный выбор стратегии и тактики общения; 
з) смешение видов общения. 
        Виды общения: 
1. «Контакт масок», когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, скромности, безразличия) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. 
2. Примитивное общение, когда в отношении собеседника возникает один вопрос: «А что я с этого буду иметь?», в зависимости от ситуации может «проникнуться», а может оттолкнуть. В любом случае, получив желаемое, теряет дальнейший интерес к собеседнику и не скрывает этого. 
3. Формально-ролевое общение, когда строго регламентированы содержание, средства общения.

4. Деловое общение, когда  при решении вопроса интересы  дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. 
5. Духовное межличностное общение, когда в ходе беседы может быть затронута любая тема; собеседники хорошо знают друг друга, могут предвидеть реакцию на информацию; это беседа друзей. 
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, когда используются разные приемы ( лесть, запугивание, шантаж, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.д.) 
7. Светское общение - суть в его беспредметности; говорят то, что положено в подобных случаях, чья-либо точка зрения не имеет здесь значения. 
 
 
2. Анализ составляющих коммуникацинного процесса в организациях 
 
       Люди обмениваются информацией, то есть вступают в коммуникационный процесс на самых разных уровнях и используя различные виды коммуникаций. Они общаются в группах, выступают на собраниях («летучках», «планерках»), читают корреспонденцию, пишут письма, составляют записки и отчеты, общаются по телефону, по факсу, по электронной почте, просматривают и пишут сами видеоленты, делают рекламу и т.д. - любой из этих способов общения вписывается в определенный вид и тип коммуникаций: 
1) с внешней средой - с государственными и негосударственными службами, правоохранительными органами, потребителями, конкурентами, посредниками, кредиторами, рынком труда и т.д. 
2) межуровневые (вертикальные) - внутри организации, сверху вниз и снизу вверх, или по нисходящей и по восходящей; 
По нисходящей сообщается информация о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.д. По восходящей - подается сигнал «на верх» о возникших проблемах, об открывшихся эффективных методах работы (о «рационализме снизу»), об атмосфере в коллективе; 
3) горизонтальные - обмен информацией между различными отделами для согласования действий (программ, уровня требований), для консультирования или проведения совместных исследований. 
Горизонтальные потоки сообщений в организации имеют место чаще, чем вертикальные. Одна из причин состоит в том, что люди более всего расположены говорить свободно и открыто с собеседниками - равными себе, чем, например, с «начальством». Горизонтальный обмен информацией менее подвержен искажениям, т.к. у работников одного ранга взгляды совпадают чаще, да и информация носит в основном координационный характер, тогда как у вертикальных (сверху – вниз) - приказной, директивный, распорядительный. 
4) неформальные - канал распространения слухов. Такая информация передается намного быстрее. Руководители, между прочим, так же очень хорошо используют этот канал, вуалируя его типичной оговоркой: «Только между нами». За слухами закрепилась репутация неточной информации («болтовни»), но на практике оказывается, что такая информация бывает более точной, чем официальная. 
      Одно из определений слухов, принадлежащее американскому социальному психологу Т. Шибутани, гласит, что это «циркулирующая форма коммуникации», с помощью которой люди, находясь в неоднозначной ситуации, объединяются, создавая разумную ее интерпретацию, сообща используя при этом свои интеллектуальные возможности». 
       Каковы коммуникативные параметры слуха? 
Для «слуха» характерна однократная воспроизводимость перед данным слушающим. Второй раз одному и тому же человеку данный слух не пересказывается. Слух обязательно подвергается дальнейшей циркуляции (слушающий затем становится говорящим и передает этот слух дальше). Такой тип сообщений можно назвать самотрансляционным. Практически слухам невозможно противодействовать, т.к. они не имеют «авторства», они анонимны. К этому типу сообщений относятся также и анекдоты и сплетни. Если к анекдотам («байкам») можно отнестись с известной долей юмора, терпения или просто проигнорировать, то сплетни должны осуждаться и пресекаться решительно, как руководителем, так и сотрудниками. 
      Теоретики и практики менеджмента давно ломают голову над тем, как сочетать формальные и неформальные виды коммуникации, горизонтальные и вертикальные каналы связи, чтобы без ущерба морально-психологическому климату и при должном почтении к иерархической структуре коммуникации добиться скорейшего донесения информации и, следовательно, быстрых действий, направленных на решение поставленных руководителем задач. 
       В частности прибегают к использованию двух различных моделей коммуникационных сетей - централизованных (идущих непосредственно от «начальника») и децентрализованных (распространяемых по замкнутой цепочке). Используются даже различные коммуникативные типы. В их числе: 
а) «сторож» (обычно в этой роли выступает секретарь); 
б) «пограничник»- человек, который близок к административной «верхушке»; как правило, он «в курсе всех дел»; 
в) «связной»- человек, способный быстро синтезировать информацию, слышать больше, чем сказано, и передавать одной группе другой, используя собственные каналы связи; 
г) «лидер мнений» (шутливо - «местный оракул», «эксперт») - может своими суждениями (прогнозами, оценками) повлиять на позиции колеблющихся, сформировать у них определенные установки и более того подвигнуть на адекватные действия. 
 
 
3. Коммуникацинный процесс: элементы, этапы, «шумы» 
 
       Итак, совершенно очевидно, что коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель этого процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, понимание сообщений. Руководитель сообщает что-то подчиненному, и тот, в свою очередь, должен сообщить, как он понял поставленную перед ним задачу; он обязан как бы «вернуть» посланную информацию отправителю, показать ее «качество». 
      Следовательно, в процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента: 
1) отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; 
2) сообщение - собственно информация, послание, закодированное с помощью символов; 
3) канал - средство передачи информации; 
4) получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. 
 
Этапы передачи информации 
1. Зарождение (формирование) идеи. 
Отправитель решает, какое сообщение сделать предметом обмена. Как правило, на этом этапе начинаются первые затруднения: руководитель пытается передать идею, концепцию, не преобразовав ее в слова, не беря во внимание такие факторы, как цель послания, возможности получателя, сложившаяся обстановка, личностный смысл (эмоциональная окраска) послания. Таким образом, идея должна быть, прежде всего, адекватна цели, контингенту получателя, обстоятельствам и настроению. 
2. Кодирование и выбор канала. 
Чтобы идея стала сообщением, необходимо закодировать ее с помощью символов - слов, интонации, жестов. Типу символов должен соответствовать канал передачи информации: речь, письменные материалы, рисунки, схемы, чертежи, графики, а также телефон, электронная почта, факс, видеоленты и т.д. Можно отправить одну депешу всему коллективу, можно - каждому персонально. Желательно использовать несколько каналов одновременно /например, устное и письменное сообщения/. Однако без крайней необходимости увлекаться письменными коммуникациями не следует, чтобы не увеличить потоки бумаг. 
Кодировка, донесение информации до получателя - это чисто физическая передача сообщения, но это еще не процесс коммуникации. 
Получив сообщение, адресат декодирует (дешифрует) его. В процессе декодирования происходит превращение символов отправителя в мысли получателя. Если символы отправителя и получателя совпадают, получатель осознает идею отправителя. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться. 
Но понимание идеи получателем может быть иным, чем у отправителя. С точки зрения отправителя, обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которые ждал от него автор послания. 
Для подтверждения (неподтверждения) ожидаемого результата необходима обратная связь, при которой отправитель и получатель меняются местами. Теперь получатель становится отправителем ответного сообщения, которое в обратном порядке проходит все стадии коммуникативного процесса. 
       Итак, выстраивается вся цепочка коммуникативного процесса: 
Процесс обмена информацией как система с обратной связью и шумом. 
Обратная связь не только повышает эффективность коммуникации, но и способствует подавлению (смягчению, устранению) так называемого «шума», под которым понимают все то, что искажает смысл сообщения.  
Источником шума может быть: язык; различия в восприятии информации; разный организационный статус коммуникаторов, например, в ситуациях: руководитель и подчиненный, инспектор - проверяющий и подотчетное лицо: социальный статус у них может быть одинаковым - они оба академики, но должностной статус не совпадает. - Т.С.  
Ответом может быть неверное действие, ошибочное или неполное послание и даже молчание. Молчание как форма обратной связи занимает особое место в коммуникации. Оно может означать: 1) вас не поняли, информация не воспринята и отторгнута, проигнорирована; 2) вы нарушили должностную иерархию - и вас «наказали» (дали урок на будущее) ; 3) вы чем-то обидели вашего «коммуникатора»- и молчание в этом случает расценивается однозначно как молчаливый укор; 4) как проявление невоспитанности получателя: ему и в голову не приходит, что на подобного рода послание надо ответить, как-то отреагировать; 5) традиционно: молчание - «знак согласия», одобрения. 
       Возможен и другой вариант проверки правильности понимания информации получателем. Отправитель сам спрашивает (перезванивает, делает письменный запрос), дошло ли до адресата послание: «Вы получили мое письмо?», «Вы ознакомились с нашими предложениями?» и т.д. 
Поскольку «шумы» возникают главным образом на межличностном уровне, пронизывая все виды коммуникации (формальные и неформальные, с внешней средой и межуровневые), то остановимся на категориях «помех» подробнее. 
 
4. Межличностные коммуникации 
 
Возникающие барьеры («помехи») в коммуникационном процессе связаны с такими явлениями как:

1) восприятие;

2) семантика;

3) обмен невербальной информацией;

4) некачественная обратная связь;

5) плохое слушание. 
 
1. Преграды, обусловленные восприятием 
Они возникают по причине конфликта между уровнями компетенции отправителя и получателя. Одна и та же информация может быть интерпретирована людьми по-разному в зависимости от имеющихся у них знаний, приобретенного опыта. Если информация вступает в противоречие с опытом и наличным знанием, то она либо отторгается коммуникатором, либо искажается («интерпретируется» им по-своему) в соответствии с имеющимся опытом, представлениями и знаниями. 
Другая причина трудностей восприятия в процессе коммуникации состоит в приверженности людей социальным установкам, их предвзятом отношении к чему или кому-либо. Позитивно или негативно окрашенный опыт первого взаимодействия, как правило, является готовым фоном при последующих контактах коммуникаторов. Впрочем, как уже говорилось, стереотипное восприятие может базироваться и на устойчивом общественном мнении, традициях и даже предрассудках и суевериях. 
2. Семантические барьеры 
Семантика - использование значения слов в качестве символов. Для разных людей слова- символы могут иметь разные значения ,например: «класс», «кадр», «пост», «партнер» и т.д. Значение символа выявляется через опыт и варьирует в зависимости от контекста, ситуации и принятых в данной среде (стране) смысловой традиции. 
3. Невербальные преграды 
Для трансляции сообщений используются не только вербальные символы (слова), но и невербальные. Часто невербальная передача информации сопровождает вербальную, усиливая смысл сообщения. Различают несколько видов невербальной коммуникации: 
1.Экстра-, или паралингвистика.  
К ней относятся интонация, модуляция высоты голоса, темп и ритм речи, тональность, тембр голоса, дикция. Просодика - выразительные качества голоса (смех, плач, шепот, вздох, пауза) и разделительные звуки (кашель). 
2. Кинесика. 
Это зрительно воспринимаемые выразительные движения другого человека: мимика, взгляд, позы, жесты, поклоны, походка, осанка. 
Особая роль отводится мимике - движению мышц лица. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице коммуникатора (лектора, например, или выступающего по радио специалиста) теряется до 10 - 15% информации. 
Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Вариантов поз насчитывается до 1000. 
Жесты - разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. В разных культурах жестикуляция несет соответственный смысл, но есть жесты, среди которых можно обозначить достаточно распространенные:

- коммуникативные -жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов; удовлетворительные, отрицательные, вопросительные жесты и т.д.; 
- модальные, то есть выражающие оценку и отношение (одобрение, похвалу, доверие или недоверие, растерянность и т.д.); 
- описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания . Походка человека, то есть стиль передвижения, по которой довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние -гнев, страдание, гордость, счастье и т.д.. 
3. Такесика 
Это динамичные прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, отталкивания, поцелуя, дотрагивания, поглаживания, дружеского объятия. 
Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, возрастом, полом, степенью их знакомства и проч.

4. Проксемика 
Это расположение людей в пространстве при общении и дистанция между ними: 
- интимная зона (15 - 45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность; 
- личная или персональная зона (45 - 120 см) свойственна для обыкновенной беседы с друзьями и коллегами для поддержания только визуально-зрительного контакта; 
- социальная зона (120 - 400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, офисах как правило с теми кого не очень хорошо знают или от которых намеренно, подчеркнуто дистанцируются. 
- публичная зона (свыше 400 см) приемлема при выступлении перед аудиторией слушателей (участников собрания). 
Взгляд (визуальное контактирование), воображаемый «зрительный треугольник»имеет следующие разновидности: деловой, светский, интимный и «взгляд искоса». 
      Исследования свидетельствуют, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53%  
4. Плохая обратная связь 
Как было уже отмечено, обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который был изначально вложен в послание. 
5. Неумение слушать 
К сожалению, лишь немногие обладают умением слушать собеседника. Как показывают исследования, менеджер, например, по сути дела слушает лишь с 25% -й эффективностью. Бытует мнение, что слушать - означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить. Однако, слушая собеседника, следует не только внимательно воспринимать то, что он говорит, но и вникать в состояние его души. Понимание состояния говорящего позволяет более объективно оценить информацию, а выражение участия, открытость способствуют эффективности коммуникационного процесса. 
       В межличностном общении весьма полезно придерживаться следующих советов: 
1. Обдумывайте свои идеи и вопросы, которые вы хотите сделать объектом передачи. 
2. Будьте готовы к возможным языковым проблемам. 
3. Следите за языком собственных поз, жестов и интонаций. 
4. Будьте внимательны к чувствам других людей . 
5. Добивайтесь установления обратной связи. 
      Из этих советов следует, что необходимо четко различать три вида слушания - пассивное, активное и эмпатическое - и в соответствии с их принципами выдерживать манеру беседы.  
5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ 
На пути обмена информацией в организациях возникают преграды, не зависящие от отправителя сообщения. 
       Причинами могут быть: 
1. Искажение сообщения -преднамеренная его модификация адресатом, в связи с напряженностью в межличностных отношениях. Если получатель испытывает неприязнь к отправителю или принципиально не согласен с сообщением, то он меняет его смысл с выгодой для себя и в ущерб отправителю. 
2. Искажения, связанные с фильтрацией информации - принцип деятельности, характерный для руководителей: они решают, какую часть сообщения доводить до сведения подчиненных (сотрудников), а какую «отсеять», попридержать. 
3. Искажения, продиктованные различием организационных статусов. Устоявшаяся практика посылать «на верх»(руководству) только положительную информацию, дабы избежать «недовольства» шефа и заработать малейшую его похвалу, оборачиваются дезинформацией и способствуют принятию начальством неверных решений.  
4. Искажения, связанные с перегрузкой информационных каналов. Одновременная переработка информации и необходимость вести информационный обмен приводит к тому, что руководитель не в состоянии реагировать на всю информацию. Он «отсеивает» ту информацию, которая ему кажется менее важной, но это - его личная точка зрения. У отправителя может быть совсем другой взгляд на послание. 
5. Искажения, связанные с неудовлетворительной структурой организации, когда в ней имеется много мелких, дублирующих подразделений, следовательно, возрастает вероятность «варьирования», интерпретации и корректировки информации. Ситуацию могут усугубить соперничество, конфликтные отношения между подразделениями. 

Информация о работе Коммуникация и эффективность управления