Коммуникация в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Роль коммуникации в управлении организацией. Формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления. Не случайно немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг отмечают: “Хлеб людей организации — информация и коммуникации. Если нарушаются информационные потоки внутри предприятия и связи с внешним миром, само существование этого предприятия под угрозой. Одной информации недостаточно. Только когда она соответствующим образом преобразуется и обрабатывается, т.е. когда возникают коммуникативные связи, обеспечиваются существование и эффективная деятельность организации”.

Содержание работы

Введение
1.Коммуникация как основа выживания предприятия в рыночных условиях.
2.Коммуникация в организациях.
2.1.Коммуникационный процесс и его элементы.
2.2.Межличностные коммуникации и их особенности.
2.3. Организационные коммуникации и их совершенствования.
3.Развитие эффективной коммуникации.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  менеджмента и бизнеса 

                                                                                       Кафедра МТЭК 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по курсу:  Менеджмент

На тему: «Коммуникация в организациях».

            Выполнил: ст. гр.  АКУ-09-1

                              Нуртдинова Р.Р.

      
             
                       Научный руководитель: к.э.н.,

     доцент  Шалахметова А.В.

     
      
 
 
 

Тюмень, 2010 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Коммуникация  как основа выживания предприятия  в рыночных условиях.

2.Коммуникация  в организациях.

2.1.Коммуникационный  процесс и его элементы.

2.2.Межличностные  коммуникации и их особенности.

2.3. Организационные коммуникации и их совершенствования.

3.Развитие эффективной  коммуникации.

Заключение

Список литературы

 

  1. КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ВЫЖИВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ.

     Роль  коммуникации в управлении организацией. Формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления. Не случайно немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг отмечают: “Хлеб людей организации — информация и коммуникации. Если нарушаются информационные потоки внутри предприятия и связи с внешним миром, само существование этого предприятия под угрозой. Одной информации недостаточно. Только когда она соответствующим образом преобразуется и обрабатывается, т.е. когда возникают коммуникативные связи, обеспечиваются существование и эффективная деятельность организации”.

     Согласно  ряду опросов, проведенных американскими  исследователями организаций, около 250 тыс. рядовых работников 2000 различных  компаний, а также 73% руководителей  американских, 63% английских и 85% японских компаний считают, что недостаточная разработанность коммуникаций является главным препятствием на пути достижения эффективности деятельности их организаций.

     Действительно, обмен информацией включен как  важнейшее звено во все основные виды деятельности организации, следовательно, если коммуникационные связи (как внутренние, так и внешние) не существуют или не действуют, это отрицательно сказывается на функционировании всей организации. Это объясняется рядом причин:

  • руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и ее обработку;
  • происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к ее руководству из разных источников;
  • в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка;
  • работники организации мало осведомлены о ее деятельности, планах, ориентации и положении во внешней среде, что отрицательно сказывается на процессах интеграции, точном выполнении распоряжений руководства и т.д.

     В связи с этим одной из главных  целей управления в организации  является создание системы коммуникации, ее запуск и контроль за нормальным функционированием.

     Термин  “коммуникация” быстро стал общепринятым, однако его распространение вовсе  не означало, что коммуникации превратились в одну из важных составляющих социальных исследований. Только развитие различных  концепций организаций придало  актуальность проблемам, связанным с построением и функционированием коммуникационных сетей.

     Сама  суть управленческой деятельности связана  с необходимостью постоянной координации  деятельности подразделений организации  и ее отдельных членов для достижения общих целей. Эта координация осуществляется в различных формах, но в первую очередь — посредством многообразных контактов членов организации, т.е. в процессе их коммуникации. Все, что происходит в организации, прямо или косвенно связано с коммуникативными процессами, поэтому они являются одними из основных средств обеспечения ее целостности и функционирования. По отношению к деятельности руководителя она также играет важнейшую, но достаточно специфическую роль. Эта специфика состоит в том, что, будучи важной сама по себе, коммуникативная функция встроена в реализацию всех иных управленческих функций; она выступает средством их реализации, а также взаимной координации. Поэтому коммуникативная функция наряду с функцией принятия решения рассматривается в качестве «связующего процесса» в организациях.

     В общем плане коммуникация определяется как любой обмен информацией  между людьми (или группами) независимо от того, приводит он к взаимопониманию  или нет. В силу такого общего и  широкого определения содержание явлений  и процессов, включаемых в понятие «коммуникация», также очень обширно и многообразно. Отсюда возникает необходимость структурировать понятие коммуникации и выявить в нем те аспекты, которые наиболее важны для характеристики содержания деятельности руководителя. В теории управления выделяют три таких аспекта.

     Во-первых — коммуникация как общее явление, процесс, развертывающийся в организационной  системе на всех ее уровнях и во всех структурах, в том числе и  не связанных непосредственно с  руководителем. Во-вторых — коммуникация как непосредственная практика контактов руководителя с отдельными подчиненными, их группами, подразделениями организации. В-третьих — коммуникация как особая, специфическая функция управления, т.е. как объект целенаправленного регулирования со стороны руководителя, как компонент управленческой деятельности. В свою очередь, каждый из этих аспектов включает два основных плана — нормативно-организационный и субъектно-психологический. Первый связан с объективными организационными формами коммуникации, требованиями к эффективному ее осуществлению, структурой оптимального коммуникативного процесса. Второй раскрывает очень сильное влияние на коммуникацию психологических особенностей «коммуникаций» и позволяет объяснить ряд важных ее черт, в том числе мешающих ее эффективной реализации. Однако даже взятое лишь в его психологической части, понятие коммуникативной функции также многозначно и требует разностороннего раскрытия. Оно включает три собственно психологических аспекта: коммуникативное поведение руководителя, коммуникативные явления и коммуникативные прогрессы его деятельности.

     Характеристика  содержания коммуникативной функции  включает следующие основные направления:

     определение сущности и выявление специфики  коммуникативной функции;

     анализ  основных видов и типов коммуникаций в организационных системах;

     определение структурных компонентов и основных этапов коммуникационного процесса;

     характеристику  форм реализации коммуникативной функции;

     анализ  характерных трудностей и ошибок («барьеров») коммуникативной функции;

     описание  общих требований, направленных на оптимизацию коммуникативной функции (принципов оптимальной коммуникации) .

     Сущность  коммуникативной функции руководителя и ее основная задача заключаются  в обеспечении оптимального обмена информацией внутри организации между отдельными ее подразделениями и индивидами (а также — с внешним окружением). Критерием оптимальности при этом выступает то, насколько существующая коммуникативная сеть содействует достижению общих целей организации. Создание эффективных коммуникаций достигается несколькими основными путями. Так, формулировка ясной, четкой и определенной цели организации, а также ее конкретизация на подцели для каждого подразделения сама по себе «снимает» многие вопросы, делает излишними дополнительные разъяснения и оптимизирует коммуникации. Адекватный и детализированный план, четко регламентирующий основные виды работ подразделений и их нормативы, также является действенным средством урегулирования деловых контактов. Далее, правильно выбранный тип организации (экономичность ее структуры, отсутствие дублирующих подразделений, множественного подчинения в ней) также содействует созданию оптимальной коммуникативной сети. Наконец, эффективная система контроля — его справедливость, понятность подчиненным, гласность, систематичность — все это устраняет «ненужные разговоры», выяснения и конфликты. Таким образом, можно видеть, что средствами реализации коммуникативной функции являются все иные — основные управленческие функции (целеполагание, планирование, организация, контроль). Данное обстоятельство отчетливо указывает на специфичность коммуникативной функции. С одной стороны, коммуникативная функция является предметом специального регулирования со стороны руководителя. Но, с другой стороны, она в еще большей степени обеспечивается не непосредственно, а через все иные управленческие функции в ходе их реализации. Существует и обратная зависимость: в основном именно через коммуникативную функцию руководитель реализует все иные свои функции. В этом и заключается главная специфическая особенность рассматриваемой функции:   чем менее  она  представлена  как  самостоятельная  и чем в большей степени она реализуется «за счет» других функций, тем выше ее собственная эффективность. И наоборот, она выходит на первый план, требует от руководителя особо пристального внимания в тех случаях, когда «организация дает сбои» — работает неэффективно. Как справедливо отмечают в этой связи Г. Кунц и С. О'Доннел, «области наиболее высокой концентрации информационной плотности... сопряжены с теми, где активность незначительна или отсутствует вообще».

     Тот факт, что через коммуникативную  функцию реализуются все иные управленческие функции деятельности, делает понятными данные, согласно которым от 50 до 90% всего рабочего времени руководителя заполнено именно коммуникациями. Кроме того, 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения высокой эффективности их организации.

     2.КОММУНИКАЦИЯ  В ОРГАНИЗАЦИЯХ.

     2.1.КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

     Коммуникационный  процесс - это обмен информацией  между отдельными людьми или группой  лиц. Основная цель коммуникационного  процесса - это обеспечение понимания  посланного сообщения. В процессе обмена информацией есть четыре основных обязательных элемента:

  • отправитель, лицо, собирающее информацию и передающее ее;
  • сообщение, сама информация, представленная в той или иной форме;
  • канал, или средства передачи информации;
  • получатель, или лицо, которому предназначена информация и который интерпретирует ее.

     Однако  сам процесс коммуникации состоит  из большего числа элементов и  этапов.

     У отправителя изначально должна зародиться идея, или это можно сформулировать как "сначала думай, а потом  говори". Должно быть продумано, какую  мысль собираются донести до получателя, почему и каким образом это должно быть воспринято. Например, если передается информация о представлении нового товара потребителю, то определяется, что ему надо знать о товаре, почему ему нужен этот товар и каким образом этот товар принесет наибольшую пользу.

     Таким образом, обрабатывая идею "под  получателя", рождается информация, которую необходимо представить  в каком-либо виде или, иначе говоря, произвести кодирование. Кодировка - это  перевод информации в слова, символы, интонацию, жесты (язык тела). Кодирование во многом зависит от того, какой канал или средство передачи будет выбрано: устная речь, письменное обращение, знак, плакат, канал электронной коммуникации (компьютерная связь) и т. д. Если канал не соответствует идее, появившейся на начальном этапе, обмен информацией будет неэффективен. Например, если нужно объяснить, как работает новое оборудование, можно сделать это либо устно, либо написав определенную инструкцию. Если процесс работы сложный, то второй канал коммуникации будет более эффективным, особенно если он подкреплен наглядной информацией (рисунками и графиками).

Информация о работе Коммуникация в организациях