Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 00:00, реферат
Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Значительную часть времени менеджеров занимают осуществляемые с помощью устных, письменных или электронных обращений коммуникации с руководителями, коллегами, подчиненным или потребителями. Менеджер ставит резолюции на документах и записывает свои замечания, отправляет и получает сообщения по электронной почте, просматривает отчеты, готовит презентации, проводит собрания групп, произносит речи и сообщает в своих решениях другим людям.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Коммуникационный процесс………………………………………………..4
2. Условия, влияющие на эффективность коммуникаций……………………8
3. Коммуникативные барьеры – проблема, требующая решения………….11
Заключение……………………………………………………………………...13
Список используемой литературы……………………………………………15
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
1. Коммуникационный процесс………………………………………………..4
2. Условия, влияющие
на эффективность коммуникаций…
3. Коммуникативные барьеры – проблема, требующая решения………….11
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………15
Введение.
Успех многих, не только управленческих действий предопределяется качеством процесса коммуникации. Наше понимание окружающего мира основывается на получаемой и передаваемой нами информации и ощущениях. Передача и получение информации – одна из управленческих задач.
Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Значительную часть времени менеджеров занимают осуществляемые с помощью устных, письменных или электронных обращений коммуникации с руководителями, коллегами, подчиненным или потребителями. Менеджер ставит резолюции на документах и записывает свои замечания, отправляет и получает сообщения по электронной почте, просматривает отчеты, готовит презентации, проводит собрания групп, произносит речи и сообщает в своих решениях другим людям.
Под коммуникативным поведением понимается совокупность норм и традиций общения народа. Знания норм и традиций общения народа, позволит участникам речевого акта, принадлежащим к разным национальным культурам, адекватно воспринимать и понимать друг друга, то есть способствовать "межкультурной коммуникации".
Коммуникации – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.
1. Коммуникационный процесс.
Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди специалистов.
Коммуникация – это передача информации от одного субъекта к другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые
организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица к другому в устной или какой-либо другой форме (письменно; жесты; поза; тон голоса) с целью получаемой в ответ желаемой реакции.
Для процесса коммуникации необходимы, по меньшей мере, два индивида – отправитель и получатель. Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях этого процесса.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель. Это ключевая
роль, выполняемая участником
2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов. Сообщения содержат информацию, определяемую как изменение вероятности осуществления некоторой альтернативы в данной ситуации. Таким образом, сообщение информации уменьшает неопределенность знаний относительно некоторого явления у получателя. Примером информации может служить представленный руководителю отчет об
исследованиях рынка, который показывает, что потребительский спрос на определенный продукт в течение трех месяцев упадет на 20 %.
Некоторые сообщения являются для получателя новыми и, следовательно, представляют собой вид стимула, отличный от обычных сообщений. Нововведение – это идея, метод или объект, воспринимаемые получателем как новые. Если сообщение является для получателя нововведением, то такой акт коммуникации называется диффузией, т.е. процессом, посредством которого нововведения передаются членам социальной системы во времени.
3. Канал – это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю, путь физической передачи сообщения. Каналы можно разделить на средства массовой информации и межличностные каналы.
Каналы средств массовой информации – это такие средства передачи сообщений, как газеты, журналы, кинофильмы, радио и телевидение, которые позволяют источнику доставить информацию многим получателям. Межличностные каналы – это такие каналы, которые используются при непосредственном обмене сообщениями между одним источником и одним получателем.
Одно из наиболее важных различий между средствами массовой информации и межличностной коммуникацией состоит в том, что в последнем случае облегчается обратная связь. Коммуникация – это не однонаправленный поток сообщений от источника к получателю. Получатель также вырабатывает информацию и сообщения для источника, и такое взаимодействие является необходимым условием для успешности коммуникации.
4. Получатель – наиболее важный элемент коммуникационного процесса. Передатчики (источники) часто о нем забывают. Некоторые из них являются «ориентированными на источник». Другие источники «ориентированы на сообщение»: они глубоко знают свой предмет, но не выражают его содержательно, т.е. не кодируют в терминах, понятных получателю. Третьи источники «ориентированы на канал» и настолько зависят от конкретного средства коммуникации, что забывают о получателе. Примером такого источника может служить руководитель организации, который передает получателям свои сообщения исключительно посредством распространения документов. Он не проводит совещаний с работниками даже в тех случаях, когда они могли бы быть более эффективными.
При обмене информацией отправитель
и получатель проходят несколько
взаимосвязанных этапов. Их задача
– составить сообщение и
Зарождение идеи.
Кодирование и выбор канала.
Передача.
Декодирование.
Эти этапы можно проиллюстрировать в виде простой модели процесса коммуникации.
Простая модель процесса обмена информацией:
-Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи.
-Кодирование и выбор канала. Кодирование – перевод информации в коммуникационные символы. Символы включают в себя слова, сигналы или действия. Нередко используемые символы могут иметь неоднозначную трактовку, т.е. существует вероятность того, что получатель неправильно (с точки зрения отправителя) их интерпретирует, особенно если он не знаком с языком и культурой источника информации.
Отправитель должен выбрать
канал, совместимый с типом символов,
используемых для кодирования. К
некоторым общеизвестным
-Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели, передача является лишь одной из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею другого лица.
-Декодирование. Получатели сообщения стремятся восстановить идею отправителя, вкладывая смысл в символы и интерпретируя сообщение в целом, используют свой опыт и знания об отправителе, чтобы понять вероятное значение сообщения, принимая во внимание общие обстоятельства, в которых осуществляется коммуникация. Одно из основных условий правильного декодирования – умение эффективно слушать собеседника.
Коммуникация происходит
только тогда, когда получатель получил
сообщение и понял именно то, что
намеревался сказать ему
-Обратная связь. Процесс коммуникации завершают подтверждающие прием сообщения сигналы получателя, которые во многом определяются факторами, влияющими на выбор средств коммуникации – кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте. Обратная связь осуществляется различными способами и принимает разные формы. Ее установлению препятствуют те же барьеры, что и самой коммуникации. Важно чтобы отправитель стремился к подтверждению получения и восприятия оригинального сообщения. До тех пор пока адресат не получил, не осознал и не подтвердил получение сообщения в той форме, которую подразумевал отправитель, об эффективной коммуникации не может быть и речи.
Отправитель должен получить подтверждение того, что сообщение достигло адресата, поэтому так важна активная реакция получателя. Даже в коммуникациях самой сложной формы основа процесса неизменна – кодирование значения, передача сообщения, декодирование и интерпретация значения.
2. Условия, влияющие на эффективность коммуникаций.
Эффективность
определяется как мера достижения поставленных
целей, проявление каждого типа эффектов
разумно оценивать с точки
зрения их функциональности - дисфункциональности.
Первое свидетельствует о
Для успешного
осуществления эффективной
Чем большей монополией обладает источник коммуникации, тем выше вероятность положительного отклика получателя.
Коммуникации являются более эффективными тогда, когда обращение соответствует мнениям, убеждениям и предпочтениям получателя.
Легче осуществлять воздействие, если человек увлечен или интересуется темой.
Коммуникации будут более успешными, если источник считается профессиональным, обладает высоким статусом, если известны его цели и ориентация, и особенно в том случае, если источник влиятельный и легко идентифицируется.
При любой коммуникации необходимо учитывать социальный контекст, который всегда влияет на восприятие.
Наличие обратной связи – важное условие эффективных коммуникаций. Повторение содержания задания подчиненным позволяет дополнить его, если что-то упущено, и скорректировать, если что-то неправильно понять. Следует учитывать, что наибольшее доверие вызывает непосредственное и эмоционально окрашенное информирование. Конкретные сообщения с хорошими, ясными примерами предпочтительнее абстрактики. Сообщения не должны содержать больше информации, чем может воспринять получающий ее человек в определенный промежуток времени. Предпочтительнее осуществление обратной связи в тот момент, когда получатель информации готов к ней.
Необходимо обеспечить:
объективность (беспристрастность) обратной связи;
целенаправленность обратной связи;
своевременность обратной связи.
Обратная связь
– это реакция получателя на сообщение
источника. Источник может учесть обратную
связь при изменении