Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение процесса разработки и реализации управленческого решения.
Объект исследования – Общество с ограниченной ответсвенностью «Амурагроцентр».
Предмет исследования – разработка управленческих решений, проблемы их принятия и способы решения этих проблем.
Задачи работы:
1) рассмотреть этапы разработки управленческого решения;
2) описать этапы реализации управленческого решения;
3) дать производственно-экономическую характеристику объекта исследования;
Введение 3
1 Порядок разработки и реализации управленческого решения 6
1.1 Этапы разработки управленческого решения 6
1.2 Этапы реализации управленческого решения 8
2 Анализ реализации управленческих решений в ООО «Амурагроцентр» 13
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия 13
2.2 Выявление проблем текущего функционирования
ООО «Амурагроцентр» 19
3 Комплекс управленческих решений, направленных на совершенствование деятельности ООО «Амурагроцентр» 27
3.1 Формулировка проблем, требующих принятия управленческих
решений 27
3.2 Разработка управленческих решений для решения выявленных
проблем 29
Заключение 36
Список используемой литературы 39
- рынок соевых бобов;
- рынок продуктов переработки сои - масла, муки, текстурата, концентрата, изолята, шрота на корм скоту;
- рынок готовых соевых продуктов - соевого майонеза, молока, сыра.
Рисунок 2 - Структура рынка соевых продуктов
Использование соевого белка по отраслям промышленности представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 - Структура использования соевого белка по отраслям, %
Из данного рисунка видно, что основной объём соевого белка идёт на производство мясных продуктов (75%), ещё 20% - для изготовления молочной продукции, на долю хлебопекарной и кондитерской продукции приходится всего 5% от потребления соевого белка.
Данное распределение потребления соевого белка в промышленности приводит к тому, что в результате снижения потребления мясных изделий (в результате кризисов, либо в связи движением к здоровому образу жизни), объёмы производства сои могут снижаться, в то время как хлебопекарная и молочная промышленности, как правило, являются стабильными покупателями соевого белка.
На основе данных об отечественных объемах производства мясных колбасных изделий, мясных полуфабрикатов и консервов за 2008 г, а также среднего количества ввода соевых белков в рецептуры мясных продуктов, расчетная потребность мясоперерабатывающей промышленности в соевых белках сегодня составляет более 115 тыс. т в год, а с учетом прогнозируемого роста потребления мясной продукции к 2010 г. превысит 150 тыс. т в год.
Во всем мире используют все новые качества сои, и все новые продукты появляются на рынке - особенно бурно этот процесс идет на родине сои - в Китае, Японии.
Мировое производство сои увеличивается очень высокими темпами. За последние 30 лет оно возросло более, чем на 400%. При этом себестоимость белков сои по сырью в 27 раз ниже по сравнению с белками животного происхождения. Соя как культура рентабельна даже при урожае 5 ц/га, а на сегодняшний день ее урожайность составляет 20-25 ц/га.
При средней потребности сои в РФ в объёме 2 млн. тонн в год отечественные предприятия производят 350-450 тыс. тонн высокобелкового зерна этой культуры. Следовательно, большую долю рынка занимает импортная соя. В основном весь объем импорта поступает от трех ведущих стран-производителей - США, Аргентины и Бразилии. Собственное производство сои в России занимает около 1% от всего объема. По официальным данным, каждый год в Россию ввозится до 1,5 млн. тонн соевого сырья - как для пищевой индустрии, так и для производства кормов.
За последние 5-6 лет суммарные объемы импорта различных видов соевых белков (изолятов, концентратов, текстуратов, соевой муки/крупки и пищевого шрота/белого лепестка) возросли практически вдвое- с 50-55 тыс. т в 2000 г. до 107-108 тыс. т в 2006 году. В 2007-2008 г.г. отмечено небольшое снижение импорта.
Основные тенденции в структуре импорта соевых белков в 2009-2010 гг. заключались в следующем:
- снижение по сравнению с 2008г суммарных объемов импорта соевых белков, в том числе по группам изолятов, концентратов и текстуратов на фоне роста поставок пищевого соевого шрота почти в 3 раза;
- дальнейший рост доли китайских изолятов в структуре ввозимых изолятов по странам при снижении суммарных объемов импорта изолятов из Китая по сравнению с 2008 г. и снижение объемов и доли поставок соевых изолятов производства ведущих западных фирм;
- продолжающийся спад объемов ввоза концентратов, начавшийся в 2006г. Снижение объемов импорта концентратов происходит за счет замещения сектора потребления функциональных концентратов на дешевые китайские изоляты и роста производства смесовых концентратов в России;
- снижение импорта текстуратов при росте отечественного производства;
- рост объемов импорта соевой муки и пищевого соевого шрота, обусловленный использованием этих продуктов в качестве сырья для производства текстуратов;
- практически полный отказ от импорта генетически модифицированных соевых белков.
Значительное влияние на ситуацию на мировом рынке соевых белков продолжает оказывать производство соевых изолятов в Китае и экспансия дешевой китайской продукции на отечественный и зарубежные рынки.
Российский рынок сои на сегодняшний день находится в стадии развития. В течение последних лет интерес к выращиваю сои в России вырос, что подтверждает стабильность увеличения посевных площадей и валового сбора этой культуры. К 2009 году число посевных площадей под сою увеличилось на 10% по сравнению с аналогичным показателем 2007 года и составило около 930 тыс. га
На территории РФ основное производство сои сосредоточено в Дальневосточном регионе, где занято 75,5%) суммарных посевов сои. 22% посевов сои сосредоточено в Южном Федеральном округе, 1,5% - в Центральном Федеральном округе и около 1% - в Сибирском, Поволжском и Уральском регионах вместе взятых (см. рис. 4).
Рисунок 4 - Распределение посевов сои по регионам
Промышленное производство пищевых соевых белков и соевых продуктов в нашей стране имеет устойчивую тенденцию к росту. На сегодняшний день отечественные предприятия освоили производство различных видов пищевых соевых ингредиентов и продуктов, таких как соевая мука и крупка, текстурированные соевые белки, функциональные белковые смеси, соевое молоко и напитки, тофу, соевый соус и некоторых других видов соевых продуктов питания.
В целом интерес к переработке сои в пищевые продукты начал возрождаться около четырёх лет назад и сегодня, похоже, достиг своего максимума. Правда, на этот раз в переработку пришли средние и крупные
компании, сделав ставку на выпуск разного рода заменителей и наполнителей для пищевой промышленности. Причиной неудачи первой волны в конце 90-х и начале 2000-2001 годов, как убеждены переработчики, стала информационная война против соевых продуктов. У сои искусственно создан негативный образ. Из-за этого несколько лет назад объёмы продаж падали, предприниматели сворачивали свой бизнес.
В последние годы растущий отечественный пищепром стал потреблять больше технологичных добавок - в том числе соевых концентратов и текстуратов (белковые продукты с текстурой мяса, рыбы и т. п.). До 2003 года спрос на эти ингредиенты удовлетворялся в основном за счёт импорта из Европы, США, Израиля - в России практически не существовало мощностей по глубокой переработке сои. За последние пять лет, по данным Российского соевого союза, в стране было построено 11 таких предприятий. Объёмы переработки сои - на корма для животноводства и ингредиенты для пищевой промышленности - выросли до 3 млн. тонн в год. Из них 250-300 тысяч тонн приходится на предприятия и цеха, выпускающие соевые компоненты для мясных и молочных комбинатов, кондитерских фабрик. Сейчас в стадии подготовки находятся ещё десять проектов.
Главная тенденция последних двух лет — решение компаний, ранее занимавшихся импортом или фасовкой сои, переквалифицироваться в полноценных ее производителей, т.е. работать с собственным выращенным сырьем. Организуя местное производство соевых текстуратов, они планируют снизить затраты и увеличить прибыльность своего бизнеса. Бесспорный лидер продаж в рознице — соевое "мясо". По данным аналитиков оно обеспечивает 70-80% продаж соевых продуктов.
О перспективах развития рынка эксперты говорят с осторожностью: мировой финансовый кризис способен изменить ситуацию на рынке. И если в 2007-2008 годах основной тенденцией на отечественном рынке было увеличение объема отечественного производства, то дальнейшее развитие рынка зависит от усилий многих сторон, включая стабилизационные меры правительства и рыночные регуляторы. В сентябре-октябре 2008 года государство приняло ряд мер по срочной стабилизации ситуации, поддержания банковского сектора, ликвидности, преодоления трудностей с кредитованием отраслей промышленности и сельского хозяйства, гарантий банковских вкладов населения.
На сегодняшний день от 40% до 65% всей выращенной в области сои уходит за её пределы. При этом, вывоз сои за пределы области приводит к тому, что в стоимость продукции её переработки включается транспортная составляющая. Так, себестоимость сои, доставляемой железнодорожным транспортом в Иркутск из Амурской области увеличивается с 7,5 руб. до 10-11 руб. в зависимости от сезона, то есть, в 1,5 раза. Повышение объёмов переработки сои. на 25-40 тыс. тонн в год позволит ввести в строй на полную мощность вторую очередь завода по переработке сои, результатом чего будет являться повышение конкурентных позиций предприятия в борьбе за сырьё и в поставках продукции переработки сои.
Прирост дополнительных объёмов контролируемого рынка сои ООО «Амурагроцентр» в размере 10%) (25-40 тыс.тонн в год), обеспечит гарантированными поставками сои предприятие на 3-4 месяца в году.
Основными конкурентами
ООО «Амурагроцентр» в
В целом, только ОАО «Иркутский МЖК» и ОАО «Хабаровский МЖК» являются конкурентами ООО «Амурагроцентр», так как объёмы их производства очень значительны на фоне общих объёмов производства в РФ. Так, доля Иркутского МЖК по ряду позиций (например, производство соевого масла составляет около 20% из общего объёма в 100 тыс. тонн) очень велика.
Особенностью конкуренции на рынке соевых продуктов является то, что основные конкуренты у ООО «Амурагроцентр» располагаются в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. При этом, потребление соевых продуктов на душу населения в Амурской области в 2-2,5 раза выше, чем в целом по стране. В то же время, до 70% всей соевой продукции и Амурской области вывозится, потребление соевых продуктов в области составляет около 6 тыс. тонн в год.
Структура потребителей продукции по видам деятельности представлена на рисунке 5, из него можно сделать вывод о том, что основными потребителями продукции ООО «Амурагроцентр» являются сельскохозяйственные производители Амурской области. Это связано с тем, что конечный продукт деятельности предприятия - соевый шрот, является очень ценным кормовым продуктом для животноводческих компаний.
Рисунок 5 - Структура потребителей продукции ООО «Амурагроцентр» по видам деятельности в 2009 г.,%
ООО «Амурагроцентр» является владельцем двух птицефабрик на территории области, куда сбывается часть шрота. Также, 18% продукции сбывается сельхозпроизводителям из других регионов, 11% - идёт в пищевую промышленность, а на долю розничной торговли приходится 3% всего объёма производства предприятия.
3 КОМПЛЕКС УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА
3.1 Формулировка
проблем, требующих принятия
Проведём диагностику проблем как первый этап разработки управленческих решений в ООО «Амурагроцентр».
В связи с тем, что соевые бобы являются в значительной степени дефицитным товаром, на рынке Амурской области работают закупщики от различных организаций, к ним относятся, прежде всего, Иркутский и Уссурийский масложиркомбинаты. Кроме того, небольшие партии сои закупаются также покупателями из западных областей страны. В результате того, что на рынке существует дефицит сои, производители сои неохотно идут на поставки ООО «Амурагроцентр», по причине того, что цены на сою у данного предприятия несколько ниже, чем у Иркутского МЖК, однако, при этом, ООО «Амурагроцентр» рассчитывается быстрее. Однако, такая ситуация не привлекает поставщиков, в результате этого значительные количества сои проходят мимо предприятия.
Другой проблемой является недогрузка мощностей предприятия, в результате чего снижается его экономическая эффективность. Кроме того, ООО «Амурагроцентр» фактически является поставщиком полуфабрикатов для Хабаровского МЖК, в результате чего основной объём прибыли приходится на данную организацию как осуществляющую последний передел.
С другой стороны, у ОАО «Амурагроцентр» отсутствуют сколько-нибудь значимые мощности по хранению сои, что ограничивает возможности предприятия по работе с поставщиками. При этом, оно вынуждено платить элеваторам за хранение сои.
Из формулировки данных проблем возможно установить следующие цели деятельности предприятия, нуждающиеся в управленческом решении:
а) повышение выработки завода по переработке сои до 150 тыс.тонн, реализация чего позволит обрабатывать на предприятии до 40% всей выращиваемой в Амурской области сои;
б) достижение доли рынка, приходящейся на производство сои дочерними предприятиями ООО «Амурагроцентр» в размере 10% (25-40 тыс.тонн в год), что обеспечит гарантированными поставками сои. предприятие на 3-4 месяца в году;
Имея возможность контроля над поставками дополнительно к текущим поставкам 25-40 тыс. тонн сои, ООО «Амурагроцентр» получит возможности по полной загрузке мощностей второй очереди завода. При средней урожайности сои 8 ц/га в год предприятие приобретёт от 30 до 50 тыс.га земли. На сегодняшний день рыночная стоимость большого количества хозяйств невелика. В то же время, выкуп земли при выходе из колхоза в Тамбовском районе осуществлялся по цене 30-50 тыс.руб. за гектар. Таким образом, приобретая колхозы, ООО «Амурагроцентр» становится собственником имущества с рыночной стоимостью от 900 млн. до 1,5 млрд.руб., что сравнимо со стоимостью всего имущественного комплекса предприятия.
в) приобретение элеваторов общей вместимостью порядка 12-15 тыс.тонн, что позволит организовать хранение сои собственного производства в период сбора урожая;