Комплексный анализ личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести комплексный анализ личности.
Задачи:
Подобрать необходимую литературу;
Систематизировать собранный материал;
Наработать методики исследования;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…стр. 3
Теоретическая часть……………………………………………………..стр. 5
Общее представление о личности………………………………..стр. 5
Когнитивные особенности личности……………………...……..стр. 7
Психологические особенности личности…………...…….……стр. 11
Влияние коллектива на личность……………………...…….… стр. 14
Практическая часть………………………………………………….….стр. 15
Характеристика объекта………………………..……………….стр. 15
Используемые методики………………………………...………стр. 16
Описание используемых методик. Анализ результатов.
Рекомендации……………………………………………..……………стр. 17
Заключение…………………………………………………………………….стр. 27
Список литературы…………………………………………..………………..стр. 28
Список приложений………………………………………………..………….стр. 29
Приложения

Файлы: 1 файл

Комплексный анализ личности.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО «Вологодский сельскохозяйственный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА: «Управленческая  психология»

ТЕМА: «Комплексный анализ личности»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса 331 группы

Специальность 080501 (0602) «Менеджмент»

Семакова Светлана Валерьевна

Преподаватель:

Малышева Татьяна  Юрьевна

 

Оценка___________________

Подпись__________________

 

 

 

 

 

 

г. Вологда, 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…стр. 3

  1. Теоретическая часть……………………………………………………..стр. 5
    1. Общее представление о личности………………………………..стр. 5
    2. Когнитивные особенности личности……………………...……..стр. 7
    3. Психологические особенности личности…………...…….……стр. 11
    4. Влияние коллектива на личность……………………...…….… стр. 14
  2. Практическая часть………………………………………………….….стр. 15
    1. Характеристика объекта………………………..……………….стр. 15
    2. Используемые методики………………………………...………стр. 16
    3. Описание используемых методик. Анализ результатов.

Рекомендации……………………………………………..……………стр. 17

Заключение…………………………………………………………………….стр. 27

Список литературы…………………………………………..………………..стр. 28

Список приложений………………………………………………..………….стр. 29

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психологическое изучение личности началось давно, можно  сказать с появлением самого человека.  Ведь уже тогда, в своей деятельности, люди, взаимодействуя друг с другом, замечали склонности, мотивы и особенности поведения других людей.

Каждый человек  по-своему индивидуален. И это обусловлено  тем, что  человек имеет свои взгляды  на жизнь, у всех разные интересы, способности и особенности характера. Это определяется индивидуально-психологическими особенностями личности.  Длительное время психологи занимались изучением человека, как личности. И сделанные открытия позволили руководителям предприятий улучшить свои взаимоотношения с подчиненными, т. к. зная психологические особенности каждого сотрудника, он мог при общении и делегировании полномочий индивидуально подходить к каждому, учитывая его характер, темперамент и способности. Ведь невозможно управлять организацией без учета психологических особенностей людей.

Поэтому я считаю, что тема моей курсовой работы всегда была и будет актуальной, ведь личность имеет еще множество скрытых  особенностей, которые еще предстоит  выявить и исследовать.

Цель работы – провести комплексный анализ личности.

Задачи:

  1. Подобрать необходимую литературу;
  2. Систематизировать собранный материал;
  3. Наработать методики исследования;
  4. Провести необходимые исследования;
  5. Обработать результаты,  провести анализ;
  6. Наработать рекомендации.

Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности личности.

В качестве объекта  выбрана Семакова Ирина Валерьевна студентка 4 курса исторического факультета Вологодского государственного педагогического университета.

В данной курсовой работе я постараюсь дать общее представление о личности, выявить когнитивные и психологические особенности конкретного человека, показать, какое значение они оказывают на учебную деятельность, и какое влияние окажут на будущую профессиональную деятельность. Так же я хочу показать, как коллектив влияет на отдельную личность, ведь человек становится личностью только в обществе, и именно коллектив оказывает самое сильное влияние на формирование личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая  часть

1.1. Общее  представление о личности

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социальнообусловлены, проявляется в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Факторы, влияющие на формирование личности:

  1. Биологический (биологически заданные характеристики);
  2. Социальный (социальная среда, социальные институты, культура);
  3. Собственная активность человека.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. В приложении №1 представлена иерархическая структура личности по Платонову К.К.

1. Подструктура  направленности личности. Она включает  осознанные мотивы (потребности,  интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение) и неосознанные мотивы (влечения и установки). Эта подструктура формируется прижизненно, преимущество с помощью воспитания.

2. Подструктура  опыта. Это знания, умения, навыки  и привычки, которые также формируются  прижизненно, преимущественно с помощью обучения.

3. Подструктура  форм отражения. Она включает  психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), внимание, эмоционально-волевую сферу личности  как специфическую форму отражения.  В значительной мере эта подструктура является врожденной, но преимущественно развивается прижизненно.

4. Биологически  обусловленная подструктура. Она  включает свойства темперамента, половые, возрастные особенности  личности, а также ее патологические  изменения. Она тоже претерпевает изменения в течение жизни человека и тесно связана с состоянием его здоровья и особенностями его жизнедеятельности.

Также структуру  личности можно представить, как  совокупность способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации и социальных установок.

Способности –  индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент включает качества, от которых зависит реакции  человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества охватывают несколько личностных социальных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и  мотивация – это переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.

Наряду с  понятием «личность» в науке не редко  употребляют термины «индивид»  и «индивидуальность». Их отличие  от понятия «личность» состоит в  том, что понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие биологические и психологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность  – неповторимое своеобразие человека. Набор его уникальных свойств (внешний облик, интеллект, темперамент, воля и т.д.).

Важную роль при изучении личности играет анализ когнитивных особенностей личности, ее психических процессов.

 

1.2. Когнитивные  особенности личности

К психическим  процессам относятся: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память, внимание, речь. Именно они выступают как  важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять  свои потребности, общаться, учиться, работать человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные компоненты деятельности, представлять, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Из всего этого можно сделать вывод, что без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.

Функции психических  процессов заключаются в том, что они выступают в качестве регулятора, который приводит действие в соответствие с изменяющимися  условиями. Психические явления  – ответ мозга на внешнее и внутреннее состояние, это постоянные регуляторы деятельности, возникающие в ответ на раздражения, которые действуют сейчас и были когда-то в прошлом опыте.

Психические процессы – это процессы, происходящие в  голове человека и отражающиеся в  динамически изменяющихся психических явлениях.

Рассмотрим  основные психические процессы:

Внимание – направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.

Виды внимания:

  1. Произвольное внимание – это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием;
  2. Непроизвольное – это внимание, которое возникает независимо цели деятельности, оно связано с особенностью предметов и явлений и отношением человека к тем или иным фактам и явления.

 

 

Основные  свойства внимания:

    • Сосредоточенность – умение ради основного отключиться от пробочных раздражителей;
    • Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте;
    • Колебание внимания – кратковременные, непрерывные изменения степени его интенсивности, напряженности;
    • Переключаемость внимания – быстрый переход от одной деятельности к другой в переносе внимания с объекта на объект;
    • Распределение внимания – способность одновременно выполнять несколько видов деятельности.
    • Объем внимание измеряется количеством объектов, которые человек может воспринять при одновременном предъявлении. 

Внимание в  жизни и деятельности человека выполняет  много различных функций. Оно  активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические  и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

В профессиональной деятельности внимание имеет большое  значение, а для поддержания продолжительного интенсивного внимания от организма  требуется большое нервное напряжение, поэтому во время работы необходимо создавать обстановку, исключающую отвлечение внимания (исключить такие вредные факторы, как шум, вибрация, недостаток освещения). Большое значение имеет также рациональный режим труда и отдыха.

Впечатления, которые  человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память лежит  в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Процессы  памяти:

    1. Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспроизводящейся информации;
    2. Сохранение;
    3. Воспроизведение – воссоздание образа предмета в памяти, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент;
    4. Забывание.

Мгновенная  память- способность удерживать на короткое время точную и полную картину  мира, воспринимающую органами чувств, что обеспечивает слитное восприятие мира.

Кратковременная память- материал храниться ограниченный промежуток времени, в ограниченных объемах; в нее попадает только та информация, на которую направлено внимание в данный момент.

Долговременная  память – в ней храниться весь жизненный опыт человека. Она не ограничена по объемам и не ограничена по времени хранения информации.

Память обеспечивает сохранение профессионально значимой информации в управленческой деятельности. Поэтому менеджер должен иметь необходимую  структуру памяти, соответствующую  требованиям, предъявляемым к ней  управленческой деятельностью.

Информация о работе Комплексный анализ личности