Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:53, курсовая работа
Цель работы – провести комплексный анализ личности.
Задачи:
Подобрать необходимую литературу;
Систематизировать собранный материал;
Наработать методики исследования;
Введение……………………………………………………………………...…стр. 3
Теоретическая часть……………………………………………………..стр. 5
Общее представление о личности………………………………..стр. 5
Когнитивные особенности личности……………………...……..стр. 7
Психологические особенности личности…………...…….……стр. 11
Влияние коллектива на личность……………………...…….… стр. 14
Практическая часть………………………………………………….….стр. 15
Характеристика объекта………………………..……………….стр. 15
Используемые методики………………………………...………стр. 16
Описание используемых методик. Анализ результатов.
Рекомендации……………………………………………..……………стр. 17
Заключение…………………………………………………………………….стр. 27
Список литературы…………………………………………..………………..стр. 28
Список приложений………………………………………………..………….стр. 29
Приложения
Мышление – обобщение, опосредованное отражение существенных свойств, связей, отношений объективной реальности.
Мышление представляет собой порождение нового знания активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить.
Основные операции мышления:
Особенности мышления:
Также большое значение имеют и психологические особенности личности – темперамент и характер. Изучению которых также посвящается много времени, ведь данные особенности оказывают сильное влияние на поведение человека, его учебную и профессиональную деятельность.
К психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер.
Темперамент – индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разной деятельности, остаются постоянными в течение всей жизни и в своей связи характеризуют тип темперамента.
Свойства темперамента:
Существует четыре типа темперамента: холерик, меланхолик, флегматик и сангвиник (приложение №2).
Менеджер с типом темперамента «холерик» умело командует подчиненными, в сложных условиях действует быстро, смело, любит рисковать и преодолевать опасности, в работе проявляет активность, инициативность и самостоятельность. Он стремиться к особому положению в коллективе, может быть источником конфликтов. Достоинство холерика заключается в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Этот тип подходит для таких профессий, как врач (сложная операция, борец за жизнь человека), оперуполномоченный внутренних дел (задержка преступника), журналист (вечно на «острие иглы»), летчик-истребитель (явная опасность для жизни).
В профессиональной деятельности сангвиник проявляет настойчивость, целеустремленность, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях. При общении с коллегами эмоционален. Но при потере интереса к работе может проявиться формальное отношение к своим обязанностям, раздражительность и упрямство. Такой тип пригоден к организаторской деятельности: кадровик, политик, менеджер по туризму, в основном это профессии, где действия работников не всегда строго регламентированы.
Специалистам-флегматикам подходит работа, в которой не предполагается быстрое выполнение задания. Перед выполнением производственных заданий он предварительно к ним готовиться, стремясь ничего не упустить. В своей деятельности проявляет настойчивость, высокую работоспособность, терпеливость, но для этого его необходимо заинтересовать и вовлечь в активную деятельность. Достоинство флегматика - в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Сюда можно отнести такие профессии, как телефонистка, машинистка. Этот тип характеризует планомерная и плодотворная деятельность.
Такой специалист как меланхолик быстро воспринимает приказы руководства, проявляет активность в привычных рабочих условиях, умеет выдвинуть хорошую идею, обладает усердием, аккуратностью, справедливостью. Но вместе с этим может проявиться неуверенность в себе, быстрая утомляемость, затруднение в переключении с одной деятельности на другую. Люди с таким типом характера пригодны для работ, характеризуемых исполнением однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. Таковым является труд бухгалтера, библиотекаря.
Характер – совокупность устойчивых свойств личности, определяющих отношение человека к людям и к выполняемой работе.
В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность - завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая подсистема - это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость и др.).
Характер проявляется в деятельности и в общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер может проявляться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают сложные и трудные виды деятельности, другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенным являются результаты работы, а остальные довольствуются лишь тем, что выполнили задание.
В общении с людьми характер проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки других людей. Характер в отличие от темперамента обусловлен те только свойствами нервной системы, сколько культурой человека и его воспитанием.
И когнитивные, и психологические особенности личности формируются и меняются в течение длительно промежутка времени. Все это время человек развивается, приобретает новые знания, общается с другими людьми, которые также оказывают большое влияние на формирование индивидуальных свойств, способностей и интересов конкретного человека.
Группа оказывает существенное влияние на поведение индивида. Каждая группа вносит свой вклад в формирование и развитие личности. И это вклад может быть как положительным, так и отрицательным и об этом свидетельствуют качества человека, которые он приобретает, находясь в группе.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем:
Отрицательное влияние группы на личность проявляется в том, что средний человек в массе людей обнаруживает более низкий интеллект, чем вне нее. В толпе он более доверчив, агрессивен, нетерпелив. Часто индивид под влиянием группы действует в противоречии со своими чувствами и мотивами, забывает о собственной индивидуальности.
В теоретической части данной курсовой работы я раскрыла все основные понятия, связанные с анализом личности. Практическая часть посвящена изучению когнитивных и психологических свойств конкретного человека.
2.1. Характеристика объекта
Семакова Ирина Валерьевна родилась 26 октября 1988 года. В 2006 году с отличием закончила Камчугскую среднюю общеобразовательную школу. Поступила в Вологодский государственный педагогический университет на исторический факультет, студенткой которого и является по настоящее время (четвертый курс). С учебой проблем нет. Характеризовать можно как ответственного, трудолюбивого, исполнительного человека.
Вредных привычек
не имеет, ведет здоровый образ жизни,
занимается спортом. Общественную активность
проявляет недостаточно, т.к. редко
участвует в вузовских
В общении скромная, но не замкнутая, говорит только то, в чем уверена. Имеет свою точку зрения и может за нее постоять.
В 2010 году проходила педагогическую практику по истории в средней школе №12 г. Вологды и была помощником классного руководителя в 6-б классе. За время практики Ирина проявила себя как организованный, добросовестный, ответственный и дисциплинированный человек. Принимала активное участие в общественных делах класса, проявляя собственную инициативу по проведению мероприятий. В будущем она может стать прекрасным учителем и педагогом.
2.2. Используемые методики
Для анализа объекта использовались следующие методики:
Для выполнения задания испытуемому дается 10 минут, в этот период необходимо вычеркнуть из предложенных цифр только тройки и семерки, отмечая при этом минутные интервалы.
Ирина справилась с заданием за 7 минут 20 секунд. Это говорит о том, что она способна к быстрому выполнению заданий, к тому же количество ошибок не превышает норму (9 ошибок), поэтому Ирине можно доверить работу, требующую быстрого и качественного выполнения.
Анализ полученных
результатов показал, что