Концепция продукта в стратегическом управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:53, реферат

Описание работы

Часто можно слышать от отечественных производителей потребительских товаров, что они делают гораздо лучшие по качеству и более дешевые изделия, а «глупые» покупатели берут не их продукцию, а импортную. Кто в этом виноват? Конечно же, производители. На рынке король — это покупатель, и он платит за то, что ему нравится.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1 ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОДУКТА………...3
2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ПРОДУКТА……..5
3 СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОДУКТА…………………………………………...7
4 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКТА……………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...17

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

Бийский технологический  институт (филиал) 
      федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования 
«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

тема: «Концепция продукта в стратегическом управлении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:     


   

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

1 ПОНЯТИЯ И  ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОДУКТА………...3

2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ПРОДУКТА……..5

3 СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОДУКТА…………………………………………...7

4 ЖИЗНЕННЫЙ  ЦИКЛ ПРОДУКТА……………………………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          Часто можно слышать от отечественных производителей потребительских товаров, что они делают гораздо лучшие по качеству и более дешевые изделия, а «глупые» покупатели берут не их продукцию, а импортную. Кто в этом виноват? Конечно же, производители. На рынке король — это покупатель, и он платит за то, что ему нравится. Он может заблуждаться с точки зрения производителей, но право выбора принадлежит ему. Поэтому и производить надо то, что нужно покупателю, а не сетовать на его неправильное поведение. Англичане говорят: «Не бывает плохой погоды — бывают плохо одетые люди». Это выражение применительно к рассматриваемому вопросу можно пересказать так: «Не бывает плохих покупателей — бывают плохие производители и продавцы». В данном реферате будет рассмотрено то, за что платит покупатель, так как именно это является исходной точкой в определении стратегии продукта фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЯ И  ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОДУКТА

 

          Понятие продукта очень сильно варьируется в зависимости от того, кто и в каком контексте его рассматривает, а также в зависимости от того, к каким видам продукции оно применяется. Если посмотреть на продукт с позиции:

1) высшего руководства, то он предстает как нечто, с помощью чего фирма завоевывает себе позиции на рынке;

2) производителя - это изделие, которое выполняется по определенным технологическим схемам, на которое затрачиваются ресурсы и время и которое должно соответствовать определенным образцам, стандартам, иметь определенные качественные и количественные характеристики и т.п.;

3) экономиста - это то, что приносит фирме издержки, пока это производится, хранится или находится в реализации, и то, что приносит фирме доход после реализации покупателям;

4) работника маркетинговой службы - это то, что должно быть продано и тем самым должно привести к решению двух задач: принести определенный доход фирме и по возможности лучше удовлетворить определенные потребностей запросы покупателей.

          Принципиальное различие в понимании продукта связано с тем, в какой натуральной форме он предстает потребителю: является ли он вещью либо услугой. В последнее время все большее развитие получают продукты комбинированные, объединяющие вещь и услугу. Большое влияние на понимание продукта может оказывать то, кто является его потребителем (производственное потребление или личное), или же что является исходным материалом или сырьем, из которого изготавливаются продукты, или, например, временные границы его потребления, а также ряд других факторов.

 

 

 

 

          Длительное время в бизнесе господствовал взгляд на продукт как на изделие, которое надо подешевле произвести и по возможности дороже продать, т.е. некий симбиоз взгляда производителя и экономиста. Этот взгляд все еще достаточно широко распространен и в современном бизнесе. В соответствии с таким подходом сердцевиной, центром бизнеса является изготовление изделия, т.е. производство. Все же остальные функциональные службы являются как бы обслуживающими, производящими накладные расходы, а следовательно, вынужденно обременяющими производство. Именно такой подход является доминирующим в марксизме и соответственно в практике социалистического производства.

          Развитие рынка, развитие общественных отношений, насыщение рынка товарами, изменение структуры действующих потребностей и ряд других факторов привели к тому, что центр продуктообразующих факторов передвинулся из сферы производства в сферу реализации. Это значит, что сущностные характеристики продукта, а соответственно и понимание продукта, начинают задаваться не тем, что, как и из чего изготовляется, а тем, что продается и, в первую очередь, что покупается. Поэтому, если фирма стремится успешно осуществлять стратегию рыночной конкуренции, побеждать в рыночной борьбе и выживать в долгосрочной перспективе независимо от характера и содержания ее деятельности, руководство фирмы должно избегать производственной трактовки продукта, взгляда на продукт как на производимое фирмой изделие.

          С учетом этих замечаний мы будем рассматривать продукт как совокупность характеристик того, что продает фирма и что покупает клиент.

          Для стратегического управления принципиальное значение имеют три следующих взгляда на продукт:

-как на средство удовлетворения потребностей клиентов;

-как на развивающееся явление, которое рождается, растет и умирает;

-как на основное средство конкурентной борьбы.

 

2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ПРОДУКТА

 

          Покупателя интересуют те функциональные свойства и качества продукта, которые позволят ему удовлетворить определенные потребности. В значительной массе продукция с однородными потребительскими функциями для покупателя имеет более или менее одинаковые потребительские свойства. Однако это касается только самого обобщенного понимания потребительской функции продукта. Например, при обобщенном понимании потребительская функция автомобиля состоит в его способности перевозить людей и грузы. Однако покупателя, приобретающего автомобиль для того, чтобы использовать его как средство извоза для получения заработка, могут интересовать такие потребительские свойства и качества автомобиля, как надежность при интенсивной, долгосрочной эксплуатации, низкое потребление горючего, вместительность и наличие емкого багажника. Покупатель же, приобретающий автомобиль, чтобы «выезжать в свет», будет интересоваться дизайном автомобиля, отделкой салона, комфортабельностью и т.п. Гонщика интересуют скоростные качества автомобиля, его способность обеспечивать безопасность водителя, а также ряд других соответствующих свойств.

          Таким образом, совокупность потребительских характеристик товара распадается на две подгруппы.

          Первая подгруппа - это потребительские функции и свойства товара, которые как бы определяют вид товара, его принадлежность к определенной товарной группе: телевизоры, автомобили, наручные часы и т.п. Каждая данная группа товаров имеет общее функциональное предназначение. При этом не исключается возможность более детального дробления на подгруппы, отражающие более узкую функциональную специализацию.    

          Вторую подгруппу составляют те потребительские характеристики и свойства товара, которые имеют особый потребительский смысл для покупателей, т.е. те характеристики, которые удовлетворяют конкретные потребности конкретного потребителя.

          Производитель в силу особенностей своего положения по отношению к товару преимущественно видит товар сквозь призму первой подгруппы потребительских свойств. Покупатель же воспринимает потребительские свойства в основном как относящиеся ко второй подгруппе. В последнее время тенденция изменения соотношения внутри продукта первой подгруппы потребительских качеств и второй состоит в постоянном возрастании удельного веса второй подгруппы. Поэтому для успешного функционирования фирма должна все более и более рассматривать потребительские качества своей продукции так, как их воспринимает потребитель, а не производитель. Иначе эта фирма обречена продавать не тот продукт, который она создает.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОДУКТА

 

          Очень часто покупка продукта делается потому, что покупается изделие определенной марки. В этом случае покупатель приобретает не просто товар, имеющий определенные потребительские свойства, а нечто гораздо большее. Содержание товара расширяется, так как покупателем также приобретается право приобщиться к определенной марке, право пользоваться изделием определенной марки или же гарантия определенных потребительских качеств, обусловленная наличием на продукте данной марки.

          Марка продукта — это название, знак, символ, композиция или их определенная комбинация, которые используются для того, чтобы идентифицировать товары, услуги одного или нескольких продавцов, чтобы отделять свои продукты от продуктов конкурентов.

          Названия, используемые для марки, могут быть именем отдельного лица или нескольких лиц, отдельным словом или сочетанием слов, могут совпадать с названием фирмы, а могут и отличаться. Очень часто марка имеет определенный символический эквивалент. Это может быть определенный значок, какие обычно ставятся на автомобили, это может быть определенная расцветка, определенный стиль написания названия марки, определенные элементы дизайна продукта и т.п., которые позволяют распознать марку. Данные символы, отражая. определенную марку, часто имеют ценность и сами по себе. Так, например, в связи с тем, что в Европе в число наиболее популярных входят автомобильные марки «Мерседес-Бенц», «Вольво», «Порше» и «БМВ», использование их символов для украшения одежды или других изделий приводит к повышению потребительской привлекательности этих изделий. Для того чтобы защитить исключительное право использования марки, фирмы регистрируют торговую марку, которая может полностью совпадать с маркой, а может

быть ее частью. Использование торговой марки без согласия владельца противозаконно и является уголовно наказуемым.

За что же платит покупатель, приобретая марку, какие же потребительские  свойства, заключенные в ней, позволяют  рассматривать ее как одну из составляющих продукта?

1. Марка выступает для покупателя гарантом определенного уровня и содержания потребительских свойств покупаемой им вещи или услуги. Марка может гарантировать определенное качество, ниже которого не опустятся потребительские характеристики товара, надежность в эксплуатации, соответствие функциональных свойств продукта его спецификации.

2. Покупка продуктов определенной  марки позволяет клиенту облегчить  процесс их использования, так  как многие из товаров одной  и той же марки обладают  аналогичными эксплуатационными  характеристиками.

3. Покупая продукт определенной  марки, клиент включается в  соответствующую систему обслуживания, ремонта и замены продукта.

4. Марка облегчает для покупателя  позиционирование продукта в  системе других продуктов, а  также комбинирование данного  продукта с другими.

5. Товары целого ряда марок  покупаются только из-за того, что они обладают повышенной  престижностью.

6. Покупая товары определенной  марки, клиент удовлетворяет свои  потребности в продуктах определенного  стиля. В данном случае марка  выступает гарантом

          Помимо того, что марка может способствовать продвижению продукта на рынке, ее использование дает фирме и некоторые другие преимущества. В частности, марка позволяет в определенной мере защищаться от конкурентов, как путем защиты производимых товаров от копирования, так и путем формирования стабильных групп потребителей товаров.

          Второй важной составляющей продукта, которая выходит за рамки его функциональных потребительских свойств, является имидж.

          Имидж продукта — это распространенное и достаточно устойчивое представление об отличительных либо же исключительных характеристиках продукта, придающих продукту особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных продуктов.

         Имидж продукта складывается под влиянием четырех факторов:

имидж фирмы (марки), производящей либо же реализующей данный продукт;

- качество продукта, отражающее его соответствие заключенным в нем основным потребительским функциям;

-состояние аналогичной продукции других фирм;

- критерии, нормы и предпочтения покупателей данного продукта.

          Имидж продукта отражает одно из свойств либо же комбинацию следующих свойств продукта:

1. Продукт наделен особыми качествами. Такими качествами могут быть надежность в эксплуатации, удобство в использовании, или, например, содержание большого количества витаминов, высокая продолжительность хранения, отсутствие вредных веществ и т.п.

2. Продукт отражает статус покупателя. Имеются продукты, имидж которых состоит в том, что их потребляют определенные социальные слои населения. Продукты могут иметь имидж, отражающий профессиональный статус, принадлежность к определенной возрастной группе и т.п.

3. Продукт обладает исключительной отличительной особенностью. Такой особенностью может быть уникальность продукта или исключительные обстоятельства его создания, стопроцентная невоспроизводимость продукта и т.п.

Информация о работе Концепция продукта в стратегическом управлении