Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 19:09, контрольная работа
Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщего управление качеством. Цель курсовой работы заключается в исследовании концепции Всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management).
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные положения TQM, цели и принципы……………………4
1.1 Сущность TQM
1.2 Цели и принципы TQM
1.2.1 Вовлеченность высшего руководства
1.2.2 Ориентация всех целей, задач и действий на потребителей
1.2.3 Процессный подход
1.2.4 Постоянное улучшение
1.2.5 Принятие решений на основе фактов
1.2.6 Системный подход к управлению
1.2.7 Вовлечение персонала
1.2.8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Глава 2. Внедрение TQM в организацию……………….……………….17
2.1 Этапы внедрения TQM в организацию
2.2 Признаки организаций, использующих TQM
Заключение…………………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………………………..21
• процессный подход;
• постоянное улучшение;
• принятие решений на основе фактов;
• системный подход к управлению;
• вовлечение персонала;
• взаимовыгодные отношения с поставщиками.
В дальнейшем все принципы будут раскрыты.
1.2.1 Вовлеченность высшего
Здесь важно уяснить роль руководства в управлении качеством. Руководитель организации, как известно, управляет только людьми и не участвует в производственных процессах "Руководить — значит приводить к успеху других", — таково его предназначение. Он публично провозглашает свою приверженность идее непрерывного совершенствования и ежедневной практической деятельностью воплощает эту идею.
Важнейшей чертой современного менеджмента является перенос ответственности за плохое качество работы с исполнителя (рабочего, инженера и т. п.) на руководителя. Д-р Джуран выразил это в виде правила "85/15", которое означает, что 85% проблем, возникающих в работе, определяются самой системой (процессом), и лишь 15% проблем возникает по вине непосредственных исполнителей. Э. Деминг до последних дней своей жизни анализировал это соотношение (всегда в сторону увеличения ответственности руководителей) и пришел к таким цифрам: 92/8.
Деятельность руководителя должна быть направлена на удовлетворение потребностей заказчиков (потребителей) путем реализации следующих действий:
• принятия решения на основе фактов
• акцентирования внимания на процессах
• непрерывного совершенствования
• всеобщего участия сотрудников
Американский ученый Б. Джойнер очень емко выразил суть современной концепции управления качеством и роль руководства в нем с помощью схемы, которую называют треугольником Джойнера .
Одержимость качеством — руководитель должен создать такой климат в коллективе, чтобы качество увлекло персонал и стало главной ценностью для каждого работника.
Научный подход — создание системы управления, в которой принимаемые руководителем решения основываются на результатах расчетов, моделирования, испытаний, диагностики, исследований процессов потребления.
Все как одна команда — обеспечение слаженной работы всего коллектива (обучай и помогай при ошибках; объединяй людей так, чтобы они помогали друг другу в стремлении к общей цели; разделяй на подзадачи, доступные для подготовки персонала).
Если руководитель компании не проникся необходимостью TQM для успеха в конкурентной борьбе за потребителя, то, как показывает мировая практика, "борьба за качество" останется только лозунгом. Руководитель должен включать аспекты качества в цели компании и поддерживать ее деятельность необходимыми ресурсами, а также моральными стимулами. Он должен принимать также активное участие в улучшении процессов.
Если руководство не демонстрирует своими действиями, что качество так же важно, как, скажем, стоимость или время поставки продукции, — остальные члены организации не будут считать вопрос качества одним из главных критериев в оценке их работы со стороны руководства, и их внимание к нему будет ослаблено. Таким образом, стратегия качества должна базироваться на непосредственном участии высшего руководства в обеспечении качества, тогда она будет успешной. Вот почему вовлеченность руководства в процесс обеспечения качества, поставлена во главе важнейших элементов, составляющих базу стратегии TQM.
Принцип вовлеченности руководства реализуется путем следующих действий:
• активности поведения;
• понимания и реагирования на изменения внешней среды
• принятия во внимание потребностей всех участников сделок — собственников, потребителей, персонала самой организации, поставщиков, общества и др.
• ясного видения перспектив организации;
• определения целей и реализации стратегии для их достижения;
• установления разделяемых всеми
ценностей и этических
• создания атмосферы доверия в организации;
• обеспечения персонала
• вдохновения и поощрения
• создания условии для открытых и честных коммуникаций
• обучения персонала, наставничества.
1.2.2 Ориентация всех целей, задач и действий на потребителей
Взаимоотношения с окружением организации
существенно влияют на ее успех в
бизнесе и
Наибольший интерес для
Наиболее эффективным
Конкуренция в области качества
вынуждает организацию
Потребитель служит главным элементом
обеспечения конкурентных преимуществ:
через него выявляют ожидания и на
нем проверяют степень
Организация должна выработать подходы, обеспечивающие взаимоотношение и максимальное сближение интересов с заказчиками. Один из таких подходов называется "качество, управляемое заказчиком" и является ключевым в повышении качества и конкурентоспособности продукции. Известны два способа управления качеством на основе учета мнения заказчика:
1) Реагирующее управление.
Реакция организации на требования потребителя после их появления (RCDQ — reactive customer-driven quality)
2)Планирование качества.
Прогнозирование и удовлетворение требований потребителя до их появления[5]
Организации, базирующиеся на методе RCDQ , действуют строго в соответствии с требованиями потребителя. Но при этом механизм обратной связи изначально ориентирован на его реакцию лишь после возникновения требований. Такие организации не владеют предвидением, не могут предсказать изменений в потребностях потребителя. Деятельность же конкурентов не ограничивается только ответом на появившийся спрос.
В результате организации, использующие тактику RCDQ, рискуют не только ухудшить качество выпускаемой продукции, но и вообще потерять своих заказчиков.
Серьезно относящиеся к своему бизнесу организации должны планировать качество на основе прогнозирования требований
потребителя. Это достигается созданием в них специальных групп, которые будут систематически собирать и анализировать информацию, поступающую из самых различных источников и позволяющую получать обоснованные выводы относительно текущих и потенциальных потребностей, как отдельных потребителей, так и рыночных сегментов и рынка в целом.
Большое значение здесь имеют глубокие
маркетинговые исследования, при
осуществлении которых
Организации, осуществляющие стратегическое планирование качества, используют не RCDQ, а метод планирования качества. При этом большое внимание уделяется изучению качества продукции, выпускаемой конкурентами (разрабатываются программы по бенчмаркингу или используется информация о достижениях конкурентов в области качества и потребностях заказчика).
Важно изначально правильно определить миссию организации, которая прежде всего должна заключаться в эффективном удовлетворении потребностей потребителей. Необходима также гармонизация стратегического планирования предприятия-изготовителя со стратегическими планами его поставщиков сырья, материалов, оборудования и т. д.
Существуют различные подходы к выбору количества поставщиков: может быть много поставщиков одних и тех же компонентов, а может быть один. Закупки у многих поставщиков приводят к сокращению объема закупаемых партий и, следовательно, к дополнительным расходам на обеспечение качества. Единственный же поставщик может пренебречь требованиями предприятия к качеству, стоимости, услугам или из-за каких-то экстремальных ситуаций нарушить непрерывность поставок. Понимание стратегии предприятия должно включать:
1. Ясное представление о том, куда компания идет. Это должно быть четко заявлено и в доступной форме доведено до каждого работника организации.
2. Выявление ключевых целей,
которые должны быть
3. Информирование о ключевых
целях всех сотрудников
Стратегическое планирование может
быть эффективным при условии, что
оно рассматривается
Для ориентации всех целей, задач и действий на потребителей используют различные методы поиска и сбора данных об ожиданиях потребителей. К наиболее распространенным из них относятся:
• письменное анкетирование потребителя;
• личный опрос потребителей (например, по телефону);
• групповое обсуждение в коллективах потребителей;
• опрос потребителей и наблюдение за ними — эффективный метод, используемый при проведении выставок и конференций, а также в процессе реализации продукции.[6]
Производителю необходимо учитывать мнение внешних и внутренних потребителей. К внешним потребителям могут быть отнесены:
• конечные пользователи продукта организации (конкретные люди);
• промежуточные потребители (посредники между организацией и конечным пользователем продукта, например дистрибьюторы, сбытовые фирмы);
• крупные и средние потребители (организации и предприятия).
К внутренним потребителям относятся пользователи вспомогательных подразделений компании, осуществляющие ее внутренний сервис — система подбора кадров, система образования и переподготовки, информационные системы, т. е. пользователи, которые в этом случае выступают поставщиками внутреннего продукта. Наиболее важной категорией внутренних пользователей являются служащие организации. Их чувство принадлежности организации, самоутверждение, мотивация, удовлетворенность настоящим и надежды на будущее являются фундаментом ее успеха.
Кроме того, к внутренним пользователям относят каждого, кто получает выгоду от благосостояния компании, например собственников компании (акционеров).
1.2.3 Процессный подход
Процессы как организованные действия, направленные на достижение поставленных целей, играют важнейшую роль в реализации принципов TQM. Процессный подход позволяет устранить организационные барьеры. Используемые в организации процессы бывают трех видов:
• индивидуальный, выполняемый отдельными исполнителями;
• функциональный, или вертикальный, отражающий деятельность организации по вертикали и соответствующий ее
структуре взаимодействия руководителей, отделов, подразделений и служащих компании;
• горизонтальный, пересекающий по горизонтали деятельность компании и представляющий собой совокупность взаимосвязанных интегрированных процессов.
Иерархические организационные структуры с вертикальными процессами управления, как правило, плохо приспособлены к реализации методологии современного менеджмента качества. Поэтому наиболее эффективны горизонтальные процессы управления, среди которых получили признание в мире следующие:
• проектный стиль управления;
• статистическое управление процессами;
• построение организационных структур из цепочек "потребитель — поставщик".
Большое распространение получил проектный стиль управления. Проект всегда ориентирован на конкретного потребителя (заказчика) продукции. Руководитель проекта назначается высшим руководством предприятия и подотчетен только ему. Внутри проекта на конкурсной основе создается команда проекта, которая разрабатывает все процессы и СК в соответствии с требованиями данного потребителя. Здесь важно, чтобы команду проекта составляли работники данной организации, имеющие соответствующую профессиональную подготовку и хорошо знающие ее особенности.
Акцентирование внимания на процесс означает, что главным фактором является профилактика, т. е. предупреждение, а не исправление допущенных ошибок. Нельзя ожидать конечного результата, а затем исправлять ошибки, необходимо управлять самим процессом, чтобы не допустить их. Основой управления процессами являются следующие показатели эффективности:
• затраты на реализацию процесса;
• длительность процесса;
• показатели качества процесса.
Чтобы реализовать принцип
• идентифицировать ключевые процессы организации, т. е. наиболее важные, обеспечивая информированностью о них каждого работника фирмы;
• установить и измерить "вход" и "выход" процесса;
• согласовать процесс с
• оценить возможные риски;
• четко распределить полномочия,
ответственность и
• определить внутренних и внешних потребителей и поставщиков, прочих участников процесса;
• при принятии решений концентрировать внимание на этапах процесса, потоках, средствах измерений, потребностях в обучении, оборудовании, методологии, информации, материалах и др.;
• осуществлять проведение необходимых измерений, особенно во время таких процессов, которые приносят успех организации;
• оптимизировать ресурсы в каждом выделенном процессе путем строжайшего контроля над их использованием и внедрением эффективных мер снижения затрат на производство продукции (оказание услуг).
Информация о работе Концепция Тотального менеджмента качества TQM