Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 19:09, контрольная работа
Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщего управление качеством. Цель курсовой работы заключается в исследовании концепции Всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management).
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные положения TQM, цели и принципы……………………4
1.1 Сущность TQM
1.2 Цели и принципы TQM
1.2.1 Вовлеченность высшего руководства
1.2.2 Ориентация всех целей, задач и действий на потребителей
1.2.3 Процессный подход
1.2.4 Постоянное улучшение
1.2.5 Принятие решений на основе фактов
1.2.6 Системный подход к управлению
1.2.7 Вовлечение персонала
1.2.8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Глава 2. Внедрение TQM в организацию……………….……………….17
2.1 Этапы внедрения TQM в организацию
2.2 Признаки организаций, использующих TQM
Заключение…………………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………………………..21
Примером работы с потребителями и расширения сферы услуг может быть опыт компании "Левис" (США), которая в свое время увеличила объемы продаж на 300% женских джинсов благодаря использованию новых информационных технологий, позволяющих осуществить подгонку джинсов для потребителя по 2400 размерам, разновидностям стилей и цветов. Обученный персонал определял размерные характеристики клиенток в магазине, используя специально разработанные джинсы со встроенными ленточными мерками. С помощью компьютеров заказы тут же передавались непосредственно на предприятие для изготовления и отгрузки. В течение непродолжительного времени потребитель получал изготовленные точно по заказу джинсы.[7]
1.2.4 Постоянное улучшение
Данный принцип связан с необходимостью создания в организации условий, позволяющих осуществлять любую инновационную деятельность, направленную на повышение удовлетворенности потребителя и постоянное совершенствование самой организации. При этом организация не только отслеживает возникающие проблемы, но и после тщательного анализа со стороны руководства предпринимает необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения повторного появления таких проблем. Улучшение должно сопровождаться участием руководства в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных целей.
Принцип постоянного улучшения
реализуется путем
• определения постоянного
• постоянного повышения
• создания системы мер для установления, отслеживания и стимулирования улучшений;
• обучения всех сотрудников организации
соответствующим методам и
1.2.5 Принятие решений на основе фактов
Сущность этого принципа состоит в том, что для решения сложных проблем, связанных с бизнесом, необходимо использовать объективный, основанный только на достоверных данных подход. Источниками таких данных могут быть, например, результаты внутренних проверок организации и СК, рекламации и претензии потребителей, предложения сотрудников организации по улучшению ее деятельности.
Принцип принятия решений на основе фактов реализуется организацией следующим образом:
• обеспечением достаточно полными, достоверными и точными данными и информацией о состоянии организации, удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
• анализом данных и информации;
• использованием статистических методов управления качеством и процессами;
• принятием решений и
• использованием информационных технологий. Имеющиеся в распоряжении организации фактические
данные можно использовать не только с целью получения прибыли, но и для укрепления отношений с клиентами и партнерами, расширения деятельности в новых областях и направлениях, для разработки новых, усовершенствованных продуктов и услуг.
1.2.6 Системный подход к управлению
Организация представляет собой объединение людей, деятельность которых направлена на реализацию определенных программ или целей на основе определенных правил и процедур. При осуществлении производства близких по назначению продукции и услуг, как правило, используются достаточно близкие по характеристикам ресурсы (материалы и оборудование, персонал, технологии и т. д.). Побеждать в конкурентной борьбе в настоящее время могут только те организации, управление деятельностью которых базируется на системном подходе. Организация как система представляет собой структуру, элементы которой (подсистемы) взаимосвязаны и взаимодействуют как между собой, так и с внешним окружением. Внутренняя структура организации отражает цели и ценности работающих в ней людей и обеспечивает непрерывность протекающих процессов. Качество не должно рассматриваться как вещь в себе, а должно интегрироваться во все системные факторы и процессы. Только на основе системного подхода к управлению возможна реализация концепции TQM.
1.2.7 Вовлечение персонала
Весь персонал — от высшего руководства до рядового сотрудника — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. В концепции TQM персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала. Принцип всеобщего участия сотрудников претворяется в следующих действиях:
• принятии на себя ответственности за решение проблем;
• активном поиске возможностей улучшений;
• повышении профессионализма;
• передаче знаний и умений другим членам коллектива;
• ориентации на постоянное улучшение;
• рационализаторстве и творчестве;
• поддерживании имиджа организации потребителями и обществом.
При полной вовлеченности сотрудников
достигается мощный эффект, при котором
совокупный результат коллективной
работы существенно превосходит
сумму результатов отдельных
исполнителей. Для всеобщего участия
сотрудников требуется
Большую роль в реализации концепции TQM играет обучение и подготовка персонала. Одним из распространенных методов является "каскадное" обучение, при котором сначала проходит подготовку группа управляющих, а затем — остальной персонал, что позволяет обеспечить наиболее широкое вовлечение персонала организации в процесс непрерывного совершенствования.[8]
1.2.8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Каждая организация тесно
• правильно выбрать ключевых поставщиков;
• установить с поставщиками отношения партнерства на основе баланса между краткосрочными целями и долгосрочными планами как организации, так и общества в целом;
• создать простые и открытые взаимоотношения
• инициировать совместное совершенствование продукции и процессов;
• совместно определять потребности потребителей;
• обмениваться информацией и планами на будущее;
• признавать достижения поставщиков.
Основу различных моделей TQM составляют изложенные принципы, принятые в большинстве развитых стран и различающиеся между собой лишь акцентами. Реализация принципов TQM осуществляется путем использования множества методов, приемов, инструментов управления.
Глава 2. Внедрение TQM в организацию
2.1 Этапы внедрения TQM в организацию
Современная концепция TQM во многом универсальна.
Она позволяет целенаправленно
и успешно осуществлять управление
не только в сфере производства,
но и в государственных и
• выработка стратегии компании;
• выделение приоритетных направлений ее деятельности;
• создание сети новых отношений с потребителями, поставщиками и конкурентами;
• вовлечение в процессы стратегического планирования служащих всех уровней;
• обучение персонала;
• предельная ориентация на потребителя;
• организация управления процессами;
• непрерывное повышение качества и степени удовлетворенности потребителя;
• формирование команд или рабочих групп для реорганизации работы организации;
• упразднение лишних звеньев управления и передача их функций сотрудникам.
Внедрение TQM представляет собой трудоемкий процесс и может быть обречено на неудачу при непонимании руководством, что этот процесс рассчитан на длительную перспективу, и
в нем должен быть задействован весь персонал. Очень часто внедрение TQM в некоторых сферах, например в государственных структурах, требует преодоления определенных препятствий, состоящих в сопротивлении работников изменениям; в краткосрочности их пребывания на должностях; в их определенной финансовой стабильности.
2.2 Признаки организаций,
Организации, которые используют TQM, имеют следующие признаки:
• качество как цель номер один, ведущая к повышению конкурентоспособности;
• персонал как ценность номер один;
• командный дух в организации;
• единые моральные, этические и руководящие принципы у всех служащих организации;
• справедливость как основа мотивации и вера как основа оптимизма;
• горизонтальная организационная
структура управления с процессным
и проектным стилями
• эффективный менеджмент.
Квалифицированное использование методологии TQM обеспечивает организации следующие преимущества:
• увеличение прибыли;
• обеспечение экономической
• улучшение имиджа и репутации фирмы;
• повышение качества управленческих решений;
• внедрение новейших достижений;
• увеличение производительности труда;
• повышение качества и конкурентоспособности продукции;
• рост степени удовлетворенности клиентов.
В процессе эволюции управления качеством мировым сообществом выработано много универсальных методов и инструментов, позволяющих в различных условиях добиваться успешной реализации поставленных целей.[10] Наиболее эффективные из этих методов используются в TQM.
В результате исследования автор пришла к следующим выводам:
1) Тотальное управление
2) Тотальное управление
3) Тотальное управление
1. Басовский Л.Е. Управление качеством / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 211 c.
2. Версан В.Г., Чайка И.И., Галлеев В.И. Государственные меры по содействию повышению качества // Вестник технического регулирования. — 2006. — № 2.
3. Галеев В. И., Пичугин К.
В. Менеджмент процессов в
4. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. - М.: РИА Стандарты и качество, 2001. – 202 с.
5. Джеймс Р. Управление качеством / Р. Джеймс. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 637 c.
6. Джордж С., Ваймерскирх
А. Всеобщее управление
8. Михеева Е.Н. Управление качеством/ Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – М.: Дашков и К°, 2009. – 708 с.
9. Окрепилов В.В. Управление качеством. – М.: Наука, 2000. - №4.
10. Пономарев С.В.. Управление качеством / С.В. Пономарев. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 256 c.
11. Фостер Т. Плюсы и минусы качества, управляемого заказчиком// Стандарты и качество. — 2000. — № 2.
12. Чупилин А.И. Управление качеством / А.И. Чупилин. - М.: Дашков и К, 2006. - 153 c.
13. Шубенкова Е.В. Тотальное управление качеством / Е.В. Шубенкова ; Рос. эконом. акад. им. Г.В. Плеханова. - М.: ЭКЗАМЕН, 2005.- 254 c.
14. Стандарты и качество [доступ: www.stq.ru ]
Информация о работе Концепция Тотального менеджмента качества TQM