Концепция «Управление по целям» Питера Друкера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:00, доклад

Описание работы

Концепцию Управление по целям (МВО – Management by Objectives) разработал Питер Друкер, один из известнейших специалистов в области менеджмента. Он считал, что данная концепция – это метод повышения эффективности организации. Практика использования МВО показала, что Друкер был прав: основные выгоды, которые несет внедрение данной системы в организации – это повышение производительности труда за счет четких ориентиров у каждого сотрудника организации и повышение мотивированности персонала, за счет его участия в постановке собственных задач.

Файлы: 1 файл

Концепция «Управление по целям» Питера Друкера.docx

— 180.47 Кб (Скачать файл)

Концепция «Управление  по целям» Питера Друкера

 

Концепцию Управление по целям (МВО – Management by Objectives) разработал Питер Друкер, один из известнейших специалистов в области менеджмента. Он считал, что данная концепция – это метод повышения эффективности организации. Практика использования МВО показала, что Друкер был прав: основные выгоды, которые несет внедрение данной системы в организации – это повышение производительности труда за счет четких ориентиров у каждого сотрудника организации и повышение мотивированности персонала, за счет его участия в постановке собственных задач.

 

Основные принципы МВО

 Как и любая система  управления, МВО представляет собой  цикл управления «анализ –  планирование – реализация –  контроль и оценка». Но МВО  – это все-таки система управления  более высокого порядка, поэтому,  кроме характерных для любых  систем управления принципов,  МВО присущи и принципы, характерные  только для данной системы.

 

 Так, МВО, как и  любая другая система управления, основывается на следующих принципах:

1. Иерархическая соподчиненность  целей. Из более общих целей  формулируются более локальные.

2. Цикличность. Любая  система управления представляет  собой замкнутый цикл «анализ  – планирование – реализация  – оценка и контроль», который  повторяется многократно.

3. Обратная связь. Для  поддержания устойчивости любой  системы важна обратная связь.  Обратная связь представляет  собой подтверждение понимания  чего-либо, а также реакцию (положительную  или отрицательную) на какое-либо  действие.

4. Конкретность и измеримость  целей. Цели должны быть выражены  в конкретных показателях, которые  можно измерить.

5. Регулярность и постоянство  работы по целям. Цели вырабатываются  на определенный период, по прошествии  которого оценивается степень  их выполнения и разрабатываются  цели на следующий период.

6. Единый стандарт оформления  целей, планов, отчетов. Единые  для всех формы облегчают процесс  анализа, сопоставления и принятия  решений по согласованию целей  между собой.

7. Принцип участия. В  процессе разработки целей принимают  участие все сотрудники, это повышает  причастность каждого к организации,  повышается информированность, а,  следовательно, и осознанность  деятельности, что существенно влияет  на мотивированность персонала.

8. Принцип холизма. Этот  принцип состоит из двух частей: принципа координации и принципа  интеграции. Организации разделены  на уровни, каждый уровень –  на единицы, различающиеся по  функциям, полномочиям и ответственности.  Координация охватывает взаимодействие  единиц одного уровня, т.е. по  горизонтали, интеграция – между  единицами разных уровней, т.  е. по вертикали. Сочетание  принципов координации и интеграции  дает нам принцип холизма, согласно  которому, чем больше элементов  и уровней в системе, тем  выгоднее планировать одновременно  и во взаимосвязи. 

 

Особенности концепции МВО

 Суть концепции МВО  состоит в том, что управление  организацией строится на системе  взаимосвязанных и взаимозависимых  целей.

 Концепция МВО имеет  несколько отличительных особенностей:

- Цели разрабатываются  для каждого сотрудника организации

 Отличительная особенность  концепции МВО состоит в том,  что цели разрабатываются не  только для организации, но  и для каждого ее сотрудника. Причем цели сотрудников должны  напрямую вытекать из целей  организации. 

 

- Цели разрабатываются  сверху вниз

 Очень важно строить  процесс разработки целей сверху  вниз и от общего к частному. Так, довольно общие цели организации распадаются на множество целей более локального характера. Каждый следующий уровень в иерархии организации опирается при разработке своих целей на цели своего руководителя. Таким образом, ни одна из целей организации не остается не переведенной на уровень конкретных действий конкретных исполнителей.

 

- Процедура разработки  целей для сотрудника представляет  собой процесс его совместного  творчества с непосредственным  руководителем. 

 В системе МВО цели  не просто «спускаются сверху»,  они действительно разрабатываются  начальником и подчиненным совместно.  В ходе обсуждений целей каждого  сотрудника и руководитель и  подчиненный начинают лучше понимать, что именно необходимо делать  и каким образом. Выбираются  наиболее приемлемые и реализуемые  способы выполнения поставленных  задач, уже на этапе обсуждений  выявляются возможные сложности  и прорабатываются способы их  преодоления. 

 

  • Персональные цели каждого согласуются между собой на

горизонтальном уровне.

После разработки персональных целей своих подчиненных руководитель обязан проверить, все ли его цели учтены в целях его подчиненных, не осталось ли какой-либо цели, которая  не нашла отражение в целях  подчиненных.

 

- Цели каждого уровня  согласуются между собой на  непротиворечивость

 Очень часто цели  разрабатываются, но не согласуются  между собой, и в итоге достижение  одной цели может вести к  невозможности достигнуть другую  цель. Так, например, цель «добиться  повышения доли рынка до 10%»  может вступать в противоречие  с целью «добиться повышения  рентабельности бизнеса до 15%»  (цифры условны). Это наиболее  очевидный пример, так как повышение  доли рынка предполагает значительные  инвестиции, что прямо ведет к  снижению рентабельности в краткосрочной  перспективе в связи с увеличением  расходов. Но несогласованность  целей может наблюдаться и  на уровне целей рядовых исполнителей. Например, для отдела продаж примером  такого противоречия может быть  цель «увеличение объема продаж  на 20% за счет привлечения новых  клиентов» и одновременно «повышение  качества обслуживания за счет  индивидуального подхода». В принципе  совмещение этих целей возможно, но до определенного предела,  за которым уже не получится  индивидуально подходить к каждому  клиенту, если их поток очень  велик.

 

- Цели представляют собой  и критерии оценки каждого  сотрудника и заложены в систему  мотивации 

 Оценка осуществляется  по истечении планового периода.  Критерии оценки заложены в  систему мотивации персонала  и достижение/недостижение целей напрямую влияет на материальное и нематериальное вознаграждение каждого сотрудника.

 

- Налаживается диалог  «начальник – подчиненный»

 В ходе обсуждения  целей, разработки планов и  оценки результатов и начальник  и подчиненный имеют возможность  прояснить все неясности и  сформулировать единый подход  к деятельности.

 

Этапы системы МВО

 Процесс МВО состоит  из 4 этапов:

1. Выработка целей.

2. Разработка планов их  достижения.

3. Контроль, измерение и  оценка результатов.

4. Корректирующие меры  для достижения запланированных  результатов.

 

1 этап МВО – Выработка  целей.

 Этап выработки целей  наиболее сложный и трудоемкий  этап всей системы МВО. Как  уже отмечалось выше, цели вырабатываются  по цепочке, от целей организации  к целям топ-менеджмента, от  целей топ-мененджмента к целям руководителей среднего звена, от целей руководителей среднего звена к целям младших руководителей, от целей младших руководителей к целям исполнителей. Такая последовательность присуща организациям с четкой иерархией, то есть, при линейно-функциональной структуре. Если в организации используется другая структура, например, матричная, цепочка будет уже другая, но принцип сохранится тот же: цели организации – цели руководителя – цели исполнителя. В ходе выработки целей подчиненный согласует свое видение собственных целей с непосредственным руководителем. А руководитель, после обсуждения целей со всеми подчиненными, согласует цели подчиненных между собой и при необходимости вносит коррективы.

 В процессе выработки  целей обязательно формулируются  критерии оценки результатов.  Также важно четко обозначить  период постановки целей, обычно  это год, три года, пять лет.

 

2 этап МВО – Разработка  планов

 Планы отличаются от  целей степенью детализации. При  планировании детально прорабатываются  способы достижения поставленных  целей. Именно перевод целей  в планы, в конце концов, обеспечивает  их достижение. Но довольно распространена  ситуация, когда планы составляются, но не на основе целей, а  просто так (например, от достигнутого  или исходя из личных представлений  составителя плана). Такие планы  из месяца в месяц и из  квартала в квартал повторяют  друг друга и мало чем отличаются. В этом случае планирование  теряет всякую ценность и превращается  в бюрократическую процедуру,  отнимающую силы и время и  ни кому не нужную.

 Процесс перевода целей  в план обычно происходит в  следующей последовательности:

- сначала прорабатываются  мероприятия, которые необходимо  осуществить, чтобы достичь поставленную  цель;

- далее важно правильно  расставить приоритеты и согласно  им выстроить календарный график  выполнения мероприятий;

- решить, что необходимо  сделать или проконтролировать  самостоятельно, а что можно делегировать  на нижестоящий уровень, после  чего наметить ответственных  и исполнителей по каждому  мероприятию;

- устанавливаются сроки  выполнения каждого мероприятия;

- определяются ресурсы  (финансовые, материальные, информационные), необходимые для выполнения каждого  мероприятия;

- осуществляется проверка  всего плана (на соответствие  намеченным срокам и показателям), корректировка при необходимости.

 Планирование осуществляется  обычно на год, на полугодие  или квартал и на месяц.

 

3 этап МВО - контроль, измерение  и оценка результатов

 Контроль в системе  МВО аналогичен контролю в  любой другой системе управления, но очень важно установить  периодичность контроля и предусмотреть  не только контроль по итогам  выполнения мероприятия, но и  промежуточный контроль. Промежуточный  контроль может осуществляться, например, на оперативных совещаниях. Итоговый контроль происходит  по всем мероприятиям в конце  планового периода.

 

4 этап МВО – Корректирующие  меры

 Этот этап является  единственным необязательным этапом  системы и появляется в том  случае, если поставленные цели  не были достигнуты. В таком  случае задача руководителя –  совместно с исполнителем разобраться  в причинах. Причины могут быть  как объективного (резкие изменения  во внешней среде, неэффективность  какой-либо подсистемы организации,  на которую исполнитель не  может оказывать влияние и  т.д.), так и субъективного характера  (ошибки, непрофессионализм, недостаточная  активность исполнителя и т.д.). В любом случае, необходимо понять, что делать в такой ситуации  и какие корректирующие меры  необходимы. Причем это может  быть как корректировка самих  целей, так и каких-либо организационных  условий или систем, которые помешали  их достижению.

 

 Итак, система МВО - это инструмент управления более  высокого порядка, и применяется  он, как правило, в компаниях  с хорошо поставленным регулярным  менеджментом. Именно по этой  причине основное распространение  системы МВО нашли в крупных  и довольно эффективных компаниях.  Однако это не значит, что данный  метод совершенно не походит  для небольших компаний. Более  того, внедрение МВО более просто  осуществить в небольшой компании. Но прежде чем приступать к  внедрению системы МВО в своей  организации все же стоит просчитать  все «За» и «Против» этого  решения. Очевидно, что система  МВО дает эффект не всегда  и не во всех случаях.

 

Основные «За», или преимущества, МВО сводятся к следующему:

- Простроенность и согласованность целей ведет к более осознанному ведению бизнеса, результаты, которые продуманы, достигаются быстрее и легче;

- Процесс разработки  планов не вызывает трудностей, постоянно растет квалификация  менеджеров в области планирования  и управления персоналом;

- Всегда понятно, хорошо  или плохо сработала как вся  компания в целом, так и каждое  подразделение и каждый сотрудник;

- Каждый сотрудник понимает  свою роль в достижении целей  компании, понимает, что от него  хотят и как будет оценен  его труд;

- Система мотивации (как  материальной, так и нематериальной) жестко привязана к результатам  труда и достижению поставленных  целей;

- Общение «начальник  – подчиненный» регулярно, обе  стороны заинтересованы в диалоге;

- Если сотрудник «не  тянет», он сам быстро понимает  это, и в случае, когда он  все-таки не может достигнуть  необходимые результаты, процесс  расставания с ним проходит  менее болезненно для обеих  сторон.

Информация о работе Концепция «Управление по целям» Питера Друкера