Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 07:03, реферат
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Например, вы и ваш коллега претендуете на определенное благо, но это благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса, и каков будет характер этих отношений впоследствии?
|Введение. |2 |
|Природа конфликта. |5 |
|Происхождение конфликтов. |7 |
|Природа человека и социальный конфликт. |8 |
|Движущие силы и мотивация конфликта. |11 |
|Надо-ли изучать конфликты и как это следует делать? |15 |
|Заключение. |19 |
|Литература. |20 |
Комсомольский-на-Амуре колледж Информационных технологий и сервиса
Конфликт
.
Выполнила: студентка 621г Чураева Дарья
Проверила: преподаватель Гребнева Г.А
Тема: Конфликт.
|Введение.
|Природа конфликта. |5 |
|Происхождение конфликтов.
|Природа человека и
|Движущие силы и мотивация
конфликта.
|Надо-ли изучать конфликты и как это следует делать? |15 |
|Заключение.
|Литература.
Введение.
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с
конфликтами разного рода.
Например, вы и ваш
коллега претендуете на
благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется
ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее
складываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в
выигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут
развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса, и
каков будет характер этих отношений впоследствии?
На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь кое-что о
конфликтах, о том, что такое конфликт.
Другой пример приведем из отношений между большими группами людей.
Открыто крупное месторождение газа. Освоение его даст существенный
экономический выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающей
местности, экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного
образа жизни местного населения. Как правило, в такого рода ситуациях
мнения людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к
прогрессу и экономическим интересам, другие - к экологическому равновесию и
к необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов.
Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный
конфликт, который, в конце концов, получает какое-то разрешение.
Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать не только знанием
экономических расчетов, но и знанием того, как развиваются такого рода
конфликты. Ведь такого рода ситуации возникают повсеместно. Столкновение
точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и
общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют
всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию
поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое
конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает
культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и
более устойчивой в психологическом отношении.
Изучать конфликты нужно еще для того, чтобы научиться понимать
политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических
играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и
участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается
выборами в Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в
том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые или
назначаемые на государственные посты люди - обычные смертные. Их качества и
политические, и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя
в политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в
конфликтных ситуациях.
Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает
из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том,
как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о
методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический
деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей
этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические
знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом
уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между
государствами.
А «простому человеку» изучение конфликтов нужно для того, чтобы
избавиться от своей «простоты» и получить те сведения, без которых
невозможно быть гражданином своей страны, своего отечества и действовать
сообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных
общественно-политических ситуациях.
Природа конфликта.
Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе,
своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между
потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация
которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и
потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том,
что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей,
которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием
конфликта.
Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой
проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных
момента:
во-первых, степень значимости более широкой системы связей,
преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его
дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной
ситуации;
во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти
на риск ради их осуществления;
в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность
учитывать интересы оппонента.
Таким образом, основные
этапы или фазы конфликта
следующим образом:
1. Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте;
степень их взаимопонимания.
2. Инициирующая сторона
- причины и характер ее
3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу;
возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения
исходного положения дел.
4. Отсутствие взаимопонимания,
т.е. понимания интересов
стороны.
5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.
6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе
отстаивания своих интересов; жертвы насилия.
7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей
справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все
структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми
иными отношениями.
8. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.
9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров
конфликтующих сторон;
10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом
опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.
11. Новый этап социального взаимодействия.
Происхождение конфликтов.
Источником обострения конфликтов между большими группами является
накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием
притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия.
Как правило сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и
подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего
рода спускового механизма выводящего наружу это чувство
неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму,
стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются
лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты
интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он
либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной
жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на
основе взаимных уступок сторон.
Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное
выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать
исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в
действиях политических структур и институтов.
Природа человека и социальный конфликт.
Вопрос о том, какова природа конфликта, кажется на первый взгляд очень
ясным и простым. Но, как это часто случается, он содержит в себе несколько
иных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах конфликтов, во-вторых, о
их роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-третьих, о
возможностях регулирования конфликтов.
Во многом ответы на эти вопросы зависят от более общих
мировоззренческих установок, которые принимаются в качестве исходной базы в
рамках соответствующих социологических теорий. Прежде всего, понимание
конфликта связано с пониманием природы самого человека. Человек? Что это
такое? И в чем состоит его собственная природа?
С древних времен до наших дней сталкиваются между собой, по меньшей
мере, две точки зрения при ответе на этот вопрос.
Первая точка зрения восходит к Аристотелю (384-322 до н.э.), к его
знаменитому трактату «Политика», в котором этот основоположник европейской
науки систематизировал сложившиеся к его времени взгляды на общественное
устройство и дал свой ответ на вопрос о лучших и худших видах организации
совместной жизни людей.
Аристотель утверждал: «государство - продукт естественного
возникновения... Государство принадлежит тому, что существует по природе,
человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто ... живет
вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле
существо, либо
сверхчеловек".
«Очевидно, - утверждает Аристотель, - государство существует по природе
и по природе предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшись
в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его
отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему
целому».
Как видно из приведенных высказываний. Аристотель в решении главного
вопроса социологии о соотношении общества и индивида недвусмысленно отдает
приоритет обществу. Общество, государство для него есть первичное начало,
это целостность, а отдельный человек - часть более широкого целого.
Государство, право, справедливость, по Аристотелю, - разные стороны
государственного общения, стремление к которому заложено во всех людях от
природы. Деление же людей на тех, кто властвует, и тех, кто подчиняется.
Аристотель относит к естественным законам природы. Аналогичным образом
решает обозначенную проблему и Платон (427-347 до н.э которого иногда
называют первым социалистическим мыслителем.
К решению вопроса о соотношении общества и личности в пользу человека
как отдельного самоценного существа общественная мысль приходит гораздо
позже.
Это связано с зарождением и становлением либеральных экономических и
социальных теорий. Одним из первых социальных мыслителей, вставших на
позиции общественного договора, был английский социальный мыслитель Томас
Гоббс (1588-1679), опубликовавший в 1651 г. знаменитый трактат «Левиафан,
или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
Если Аристотель считал, что государство существует от природы и что
человек по природе своей - существо общественное, политическое, то Гоббс
полагает, что естественное состояние общества это «война всех против всех».
Он считает, что «природа создала людей равными в отношении физических и
умственных способностей», но это равенство людей от природы само по себе не
есть благо.
Движущие силы и мотивация конфликта.
Конфликты исключительно
многообразны по способам