Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 07:03, реферат
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Например, вы и ваш коллега претендуете на определенное благо, но это благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса, и каков будет характер этих отношений впоследствии?
|Введение. |2 |
|Природа конфликта. |5 |
|Происхождение конфликтов. |7 |
|Природа человека и социальный конфликт. |8 |
|Движущие силы и мотивация конфликта. |11 |
|Надо-ли изучать конфликты и как это следует делать? |15 |
|Заключение. |19 |
|Литература. |20 |
развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам,
которые в известной степени определяют способ их действия, и наконец, по
мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамику
конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом.
Чисто рационалистические
подходы к объяснению
служить надежным инструментом их анализа, но и исключение рациональности,
способности к познанию и осмыслению собственных интересов со стороны
действующих сил также не может привести к успеху на этом поприще.
Конфликт - есть одновременное
развертывание действия и
Это реализация намерений и вместе с тем преодоление сопротивления,
которое неизбежно встречается в ходе этой реализации. Это исключительно
сложное совместное действие, по меньшей мере, двух сторон, объединенных
противостоянием. В более специфической литературе по анализу конфликтов мы
можем встретить преимущественно две точки зрения на природу конфликта.
Первая может быть названа ресурсной точкой зрения, вторая - ценностной. В
теориях первого типа доминирует материалистическое объяснение конфликта. Он
всегда развертывается за существенно значимые средства жизнедеятельности,
будь то территория, сырьевые и энергетические ресурсы, сферы политического
доминирования. Теории второго типа можно назвать ценностными. На первый
план здесь выступают системы верований и убеждений, несовместимые принципы
организации общественного устройства, взаимоисключающие культурные
стереотипы.
Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт
при соответствующих условиях. Однако ход этого превращения, способ
осмысления этого процесса, характер его представления в сознании
действующего субъекта будет вместе с тем развиваться по определенным
правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в
аргументации, в выдвижении притязаний и в обосновании своих требований.
В действиях противостоящих сторон всегда будет иметь место апелляция к
тому, что жизненно необходимо для соответствующего субъекта, к тому, что
представляют собой вариации средств удовлетворения соответствующих
жизненных потребностей и к тому, что для него существенно и важно с точки
зрения сохранения собственной идентичности. Эти три линии аргументации,
выдвигаемые обеими сторонами конфликта, могут быть обозначены как апелляции
к потребностям, интересам и ценностям.
Суть дела в том, что в конфликте одна совокупность потребностей,
интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противоположной
стороной. При этом обозначенные линии причинного развертывания конфликта
могут действовать не только совместно, но и каждая в отдельности. Конфликт
будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном
включении в мотивацию всех трех способов причинных обоснований или всех
трех уровней мотивации: и потребностей, и ценностей, и интересов. Но на
практике дело может обстоять таким образом, что в конфликт может быть
включен лишь один уровень мотивации: только потребности или только
ценности. При этом интересы трудно выделить в качестве самостоятельной
линии мотивации, так как они развертываются на пересечении потребностей и
ценностей.
Вторая линия аналитического расчленения конфликтов связана с тем, в
какой из сфер жизнедеятельности общества развертывается данный конфликт.
Речь идет о трех сферах: экономической, политической и культурной. В первой
из них конфликт, как правило, развертывается по поводу ресурсов социального
действия или, более широко, по поводу средств жизнедеятельности субъекта.
Во второй - политической сфере - главным предметом конфликта будет являться
власть. В третьей - интерпретация культурных норм и целевых установок
общества как некоего социального целого.
Выделим следующий ряд уровней конфликтующих сторон, поднимаясь от
простых к все более сложным субъектам действия: 1. Межиндивидуальные
конфликты.
2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить:
а) группы интересов,
б) группы этно-национального
в) группы, объединенные общностью положения.
3. Конфликты между ассоциациями (партиями).
4. Внутри и межинституциональные конфликты.
5. Конфликты между секторами
общественного разделения
6. Конфликты между
7. Конфликт между культурами или типами культур.
Важно обратить внимание на то, что каждый из субъектов действия может
выступать стороной конфликта, при этом применительно к данному субъекту
конфликт может развертываться во всех сферах его жизнедеятельности и со
всей полнотой мотивации или с включением всей совокупности его движущих
сил.
Надо-ли изучать конфликты и как это следует делать?
Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что на первый взгляд
здесь вообще нет предмета для какого-либо особого изучения. Всем известно,
что есть конфликты и есть согласие между людьми, что жизнь в согласии
лучше, чем бесконечные споры, препирательства, и тем более, чем
враждебность людей друг к другу.
Русская пословица гласит: «худой мир лучше доброй ссоры», а наш
практический разум и обыденное сознание говорят о том, что конфликтных
ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет более
благоприятным.
Однако дело в том, что при всеобщем понимании высказанных выше истин
люди не могут жить без конфликтов. Исторический опыт свидетельствует, что
многие народы прошли через разрушительные войны. Жизнь в мире была скорее
исключением, чем правилом.
При этом сами войны были результатом конфликтов между народами,
странами и государствами. Особенный ущерб народам приносили гражданские
войны, когда «брат шел на брата, а сын на отца». И эти войны возникали в
результате конфликтов. Накануне военных столкновений и в ходе их всегда
находились люди, призывавшие к миру, к тому, чтобы не прибегать к насилию.
Но голос этих людей не был услышан правителями, революционерами,
полководцами. Конфликты не угасали, а разрастались, сами примирители
попадали в такую ситуацию, когда их примиренческие высказывания
рассматривались как пособничество врагу, измена государственным и
национальным интересам.
Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей,
народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все
хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-
своему» возникает война.
Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями.
Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и
анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в
качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих
сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и
стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.
Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов и
вооруженных столкновений. В Х1Х и ХХвв. проблема конфликтов стала предметом
изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось специальное
направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта». Изучение
конфликтов означает
в первую очередь ознакомление с весьма богатой и
многообразной литературой по этой проблематике, усвоение теоретических и
практических знаний, накопленных в рамках данного направления
социологической мысли. Разумеется, и в других областях обществоведения
накапливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии, политической
науке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Но в первую очередь
надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках которой
разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы конфликта, а с
другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.
Практические методы социологического анализа конфликтов заключаются
прежде всего в том, чтобы выяснить, как сами конфликтующие стороны
воспринимают конфликт и как они его оценивают. В этих целях используется
метод экспертного интервью как с теми людьми, которые хорошо знают историю
вопроса, так и с лидерами и рядовыми участниками конфликтующих направлений.
Это очень трудоемкая и деликатная работа, так как далеко не всегда мотивы
конфликта лежат на поверхности и адекватно осознаются участниками конфликта
с той и другой стороны. Сбор материала на месте конфликта предполагает
опрос свидетелей столкновений, ознакомление с масштабом ущерба, нанесенного
сторонами друг другу. Необходимо также выяснить, были ли попытки примирения
в конфликте и чем они закончились, на какой стадии находится переговорный
процесс, кто в нем участвует, каков статус посредников и лиц, участвующих в
ведении и организации переговоров: могут ли они обеспечить выполнение тех
решений, к которым придут конфликтующие стороны? Практически социолог,
исследуя конфликтную ситуацию на месте, может пользоваться всей
совокупностью традиционных и не традиционных методов. Надо при этом
заметить, что именно в разработке проблематики конфликта особенно важны
гибкие методы. Опросы статистического характера здесь не дадут больших
результатов, другое дело - изучение менталитета противостоящих сторон с
помощью интервью, включая подчас и повторные обращения к респонденту. По
поводу обнаружения пристрастий со стороны исследователя среди социологов,
изучающих конфликты, нет единой точки зрения.
Одни считают, что он не должен их обнаруживать, так как это отразится
на достоверности информации и на возможности получения материалов от обеих
сторон конфликта. Другие - опирающиеся на так называемую активистскую
социологию, разрабатываемую французским социологом Аланом Турэном и его
школой, полагают, что социолог должен непосредственно участвовать на
стороне той силы, которую он считает прогрессивной, и содействовать тому,
чтобы участники конфликта постоянно рефлексировали по поводу своих действий
и высказываний, отдавали себе отчет в том, как они формулируют цели своего
движения и какими средствами они собираются пользоваться и пользуются на
самом деле. Среди российских социологов к направлению Турэна принадлежит
группа, возглавляемая Л.А. Гордоном, подготовившая целый ряд публикаций по
современному демократическому и рабочему движению в России. Что касается
сбора первичного материала по национальным конфликтам, то наилучшие
результаты дает метод участия в переговорных процессах. Применительно к
конфликтам производственного характера следует обратить внимание на методы
инновационных и деловых игр. Успешная разработка таких методов
осуществляется В.С. Дудченко и Л.А. Дудченко.
Заключение.
Большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в
контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами
объяснения социокультурных изменений в современном обществе.
Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер.
Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в
которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон.
По сути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии,
в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где
наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон,
сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология.
Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуют
во многих переговорных процессах, выезжают в "горячие точки", где работают
в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных
уровнях и в разных ситуациях.
Литература.
1. Брушлинский А.В. "Общая психология"
Москва, Просвещение, 1986
2. Веренко И.С. "Конфликтология"
Москва, концерн Swiss,1990
3. Готтсданкер Р. " Основы психологического эксперимента"
Издательство Московского Университета,1982
4. Добрович А.Б. "Воспитателю о психологии общения"
Москва, Просвещение, 1987
5. Здравомыслов А.Г. "Социология конфликта"
Москва, АО Аспект пресс 1994