Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 02:35, курсовая работа
Отметим, что конфликты характеризуются двойственностью, так как их результаты могут быть и полезны, и вредны организации. Более того, ученые полагают, что конфликты не просто полезны организации, они формируют ее оптимальную структуру управления, влияют на организационную культуру.
У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который - один
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие конфликта………………………………………………………..6
2. Виды конфликтов и их характеристики…………………………………9
3. Классификация конфликтов……………………………………………..15
4. Стадии конфликтов………………………………………………………18
5. Разрешение конфликтов…………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованных источников и литературы……………………..27
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие конфликта………………………………………………………
2. Виды конфликтов и их характеристики…………………………………9
3. Классификация конфликтов……………………………………………..
4. Стадии конфликтов……………………………………………………
5. Разрешение конфликтов…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………..27
Введение.
Организация — это сложное
целое, которое включает в себя не
только индивидов с различными статусами,
социальными установками и
Отметим, что конфликты
характеризуются
У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который - один
из самых главных врагов менеджера, т.к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум. Поэтому одна из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды
интересов к сотрудничеству и взаимопониманию. Но часто управленцы, которые не могут сосредоточиться в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить конфликт или отложить, что не дает полного решения проблем в деловом коллективе.
Большинство руководителей любых уровней управления на вопрос о том,
как они относятся к
конфликтам в организациях, ответят,
что это плохо, нежелательно, это
зло для руководителя. Давайте
зададим себе вопрос: «Возможно ли
развитие без борьбы противоположностей?»
В жизни производственного
производственных отношений.
Любая организация в своей жизнедеятельности связана с неизбежностью возникновения внутри нее различного рода конфликтов. Конфликт является
естественным условием существования любого сообщества людей, источником и движущей силой развития этого сообщества. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение при необходимости ее культуры, структуры и создание, тем самым, условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей.
Откуда же такая боязнь конфликтов? Очевидно, что от неумения разрешать конфликтные ситуации, предупреждать их возникновение.
Руководитель рассматривает конфликт как стихийное бедствие вместо того, чтобы относится к этому явлению как к социальному бытию. Конфликт необходим для продвижения и отбора новаций, развития и движения организации вперед.
Без конфликтов нам грозит деградация. Но и с ними не сладко. Стрессы и конфликты отстреливают жизнь и успех не хуже автомата Калашникова. Не менее 40% рабочего времени просто сжигается в кострах конфликтов и споров. Это все равно, что жечь деньги или бензин.
Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации - условие не только невозможное, но и нежелательное.
Целью моего исследования является изучение определения конфликта, природы конфликта в организациях. В основной части работы я расскажу о видах и классификации конфликтов в организации, а также проанализирую стадии и пути разрешения конфликтных ситуаций.
1. Понятие конфликта.
Как и у многих понятий в
теории управления, у конфликта имеется
множество определений и толкований. Конфликт
определяется как отсутствие согласия
между двумя сторонами или более, которые
могут быть конкретными лицами или группами.
Каждая сторона делает все, чтобы принята
была ее точка зрения или цель, и мешает
другой стороне делать то же самое.
Когда люди думают о конфликте, они чаще
всего ассоциируют его с агрессией, угрозами,
спорами, враждебностью, войной и т. д.
В результате бытует мнение, что конфликт
- явление всегда нежелательное, что его
необходимо по возможности избегать и
что его следует немедленно разрешать,
как только он возникает. Такое отношение
четко прослеживается в трудах авторов,
принадлежащих к школе научного управления,
административной школе и разделяющих
концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы
к эффективности организации в большой
степени опирались на определение задач,
процедур, правил, взаимодействий должностных
лиц и разработку рациональной организационной
структуры. Считалось, что такие механизмы
в основном устранят условия, способствующие
появлению конфликта, и могут быть использованы
для решения возникающих проблем.
Авторы, принадлежащие к школе "человеческих
отношений", также были склонны считать,
что конфликта можно и должно избегать.
Они признавали возможность появления
противоречий между целями отдельной
личности и целями организации в целом,
между линейным и штабным персоналом,
между полномочиями и возможностями одного
лица и различных групп руководителей.
Однако они обычно рассматривали конфликт
как признак неэффективной деятельности
организации и плохого управления. По
их мнению, хорошие взаимоотношения в
организации могут предотвратить возникновение
конфликта. Современная точка зрения заключается
в том, что даже в организациях с эффективным
управлением некоторые конфликты не только
возможны, но даже, может быть, и желательны.
Конечно, конфликт не всегда имеет положительный
характер. В некоторых случаях он может
мешать удовлетворению потребностей отдельной
личности и достижению целей организации
в целом. Например, человек, который на
заседании комитета спорит только потому,
что не спорить он не может, вероятно, снизит
степень удовлетворения потребности в
принадлежности и уважении и, возможно,
уменьшит способность группы принимать
эффективные решения. Члены группы могут
принять точку зрения спорщика только
для того, чтобы избежать конфликта и всех,
связанных с ним неприятностей, даже не
будучи уверенными, что поступают правильно.
Но во многих ситуациях конфликт помогает
выявить разнообразие точек зрения, дает
дополнительную информацию, помогает
выявить большее число альтернатив или
проблем и т. д. Это делает процесс принятия
решений группой более эффективным, а
также даст людям возможность выразить
свои мысли и тем самым удовлетворить
личные потребности в уважении и власти.
Это также может привести к более эффективному
выполнению планов, стратегии и проектов,
поскольку обсуждение различных точек
зрения на эти документы проходит до их
фактического исполнения.
Конфликт {от лат. conflictus — столкновение} — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов
взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта, и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Причин возникновения конфликтов очень много. И конечно, было бы неплохо их устранять организационными формами. Даже само представление о них помогает их увидеть и управлять ими.
В словарях обыкновенно конфликт определяют как столкновение сторон, мнений, сил. Следует заметить, что само наличие разнообразных, в том числе и противоположных сторон, мнений, сил не означает, что они обязательно должны конфликтовать. Конфликт появляется лишь тогда, когда они сталкиваются. Да и столкновение не всегда приводит к конфликту. Конфликт становится реальным, когда в действие вступают эмоции (враждебность, агрессивность). Опять же эмоции должны быть осознаны, что предполагает поиск ответов, по крайней мере, на три вопроса. Кто же противник? Почему возникла враждебность? Что с этим делать? Таким образом, составными частями конфликта выступают: столкновение, враждебность, осознание враждебности.
Под конфликтом мы будем понимать воспринимаемую несовместимость действий или целей, которые почти всегда сопровождаются острым эмоциональным состоянием.
Выделяют ряд основных элементов конфликта:
1. стороны (участники, субъекты) конфликта;
2. условия протекания конфликта;
3. образы конфликтной ситуации;
4. возможные действия участников конфликта;
5. исход конфликтной ситуации.
2. Виды конфликтов и их характеристики.
Существуют четыре основных вида конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт. Потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может выказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать, как несовместимые. Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, женщина-руководитель давно планировала в субботу и воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Многие организации сталкиваются с тем, что некоторые руководители возражают против их перевода в другой город, хотя это сулит им солидное повышение в должности и жалованье. Это особенно часто происходит в семьях, где и муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами.
Внутриличностный конфликт
может также являться ответом на рабочую
перегрузку или недогрузку. Исследования
показывают, что такой внутриличностный
конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности
работой, малой уверенностью в себе и организации,
а также со стрессом.
Межличностный
конфликт. Этот тип конфликта, возможно,
самый распространенный. В организациях
он проявляется по-разному. Чаще всего
это борьба руководителей за ограниченные
ресурсы, капитал или рабочую силу, время
использования оборудования или одобрение
проекта. Каждый из них считает, что, поскольку
ресурсы ограниченны, он должен убедить
вышестоящее начальство выделить их именно
ему, а не другому руководителю. Или представим,
что два художника работают над одной
и той же рекламой, но имеют разные точки
зрения относительно способа ее подачи.
Каждый старается убедить директора принять
его точку зрения. Аналогичным, только
более тонким и длительным, может быть
конфликт между двумя кандидатами на повышение
при наличии одной вакансии.
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды, и цели таких людей различаются в корне.
Конфликт между личностью и группой. Как показал Хоторнский эксперимент, производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и тем самым удовлетворить свои социальные потребности. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то хочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое "чрезмерное" усердие как негативное поведение. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он или она идут против мнения группы. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден принимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.
Групповой конфликт – противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой. В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».
Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.
Первая особенность
связана со структурой
Информация о работе Конфликты в организации и метода их разрешения