Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы это исследование теоретических основ конфликта и на основе изученного материала, выработка путей преодоления конфликтных ситуаций в конкретной организации.
К задачам курсовой работы можно отнести: отражение теоретических аспектов понятия «конфликт», описание форм работы с конфликтами.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1.Характеристика конфликтных ситуаций
1.1. Понятие конфликта, его сущность………………………………………..........4
1.2. Основные виды возникающих конфликтов. Их причины и ошибки………..4
1.3.Стратегия поведения при конфликте…………………………………………..8
Глава 2. Анализ и оценка конфликтных ситуаций, возникающих в практике организации ОАО «Меркурий»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Меркурий»…………………………………..9
2.2. Возникающие конфликты……………………………………………………..10
2.3. Пути преодоления конфликтов……………………………………………….11
Глава 3. Разработка мероприятий для успешного выхода из конфликтных ситуаций
3.1. Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликта…………13
3.2.Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях………………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….....22
Список литературы…………………………………………………………………24
Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта. Однако все действия по регулированию составляют либо предпосылки разрешения, либо моменты этого процесса. Разрешение конфликта - заключительный его этап. Различаются полное и неполное разрешение К. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта. В частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.д.10
Ситуация неполного разрешения
конфликта порождает его
Конфликту присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология. Предпосылки разрешения конфликта: достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации ими своих позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства; потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить; наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта. Опыт разрешения конфликтов показывает, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта. Формула конфликта: конфликтная ситуация + инцидент =конфликт. Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент не зависимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки. Ключевую роль в разрешении конфликтов играет правильное формулирование конфликтной ситуации.
Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт возникает одновременно с инцидентом.
Процесс разрешения любого конфликта складывается из трех этапов.
Первый - подготовительный - это диагностика конфликта. Второй – разработка стратегии разрешения и технологии. Третий - реализация комплекса методов и средств. Диагностика конфликта включает: описание его видимых проявлений; определение уровня развития конфликта; выявление причин конфликта и его природы; измерение интенсивности; определение сферы распространенности.
Эффективное разрешение конфликта,
т.е. разрешение при наименьших потерях
ресурсов и сохранении жизненно важных
общественных структур, возможно при
наличии некоторых необходимых
условий и реализации принципов
управления конфликтом. К числу первых
относятся: наличие организационно-
Все методы делятся на две группы: негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой; позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта. Это - разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества. Различие негативных и позитивных методов условно. Эти методы нередко дополняют друг друга. Как ни разнообразны виды борьбы, им присущи некоторые общие признаки, ибо любая борьба - это действие с участием, по крайней мере, двух субъектов, где один из них препятствует другому.
В любой борьбе необходимо
уметь: наилучшим образом выбрать
поле схватки; сосредоточить нужные
силы в этом месте; выбрать оптимальный
момент времени для нанесения
удара. Все приемы и методы борьбы
предполагают ту или иную комбинацию
этих составляющих. Целью борьбы является
изменение конфликтной
Основным позитивным методом
разрешения конфликтов являются переговоры.
Переговоры - это совместное обсуждение
конфликтующими сторонами с возможным
привлечением посредника спорных вопросов
с целью достижения согласия. Они
выступают некоторым
Заключение
Несомненно, что при всей своей, казалось бы, простоте и малозначимости, конфликт занимает очень важное место не только в личных взаимоотношениях, но и при деловом общении и построении рабочего процесса. В каждой организации существует хоть одна действующая конфликтная ситуация, требующая анализа и решения.
Данная курсовая работа показала
всё многообразие типов конфликтов
и множество причин их возникновения.
Поэтому для принятия правильного
метода решения конфликта необходимо
детальное изучение всех его составляющих.
А это невозможно без осознания
того, что конфликт - это не только
выяснение отношений или
1)нарушение баланса рабочего
процесса;
2) невыполнение поставленных задач;
3) потеря достигнутых результатов;
4) упущение выгодных возможностей;
5) недополучение или полная потеря прибыли;
6) разлад в коллективе.
Но есть и обратная сторона, конфликт может нести в себе не только разрушительные и негативные последствия, но и быть инструментом управления при его грамотном использовании.
Проведя анализ причин возникновения конфликтов в ОАО «Меркурий», можно сделать вывод, что основными являются несовершенство управленческого аппарата и существующей организации труда, а также материальное стимулирование работников и низкая мотивация труда.
Подводя итоги вышеизложенного
материала, можно сделать вывод,
что выбранная тема актуальна, и
нуждается в дальнейшем изучении
и проработке. Причём, при разработке
новых решений необходимо ссылаться
на совокупность применения множества
отраслей менеджмента, психологии, экономики.
Курсовая работа позволила показать
роль и значение конфликтов в деятельности
компании, влияние их на рабочий
процесс и отношения в
На основе написанной курсовой работы, предлагаю выполнение следующих условий для профилактики конфликтных ситуаций:
1) ведение диалога между
руководством и рядовыми сотрудниками;
2) осознание целей компании и разъяснение
их коллективу;
3) чёткое разграничение обязанностей
и полномочий;
4) разработка проработанной системы оплаты
труда и мотивации;
5) оценка каждого сотрудника, как необходимого
элемента в системе;
6) мониторинг психологического климата
в коллективе;
7) чёткая организация труда и рабочих
мест;
8) прогнозирование возможных конфликтных
ситуаций.
Список литературы
1. Кошелев А.Н., Н.Н. Иванникова,
Конфликты в организации: виды,
назначение, способы управления, Альфа-Пресс,
М., 2007.
2. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов.
3-е изд.,СПб.: Питер, 2008.
3. Локутов С.П. Конфликты в коллективе:
причины, управление, минимизация, М.: Вентана-Граф,
2001.
4. Чумиков А.Н. Управление конфликтом,
М., 2010.
5. Глухов В.В. Основы менеджмента,Спб.:
Специальная литература,2009.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент:
Учебник, М.: Высшая школа, 2008.
7. Рутицкая В.В. Справочник кадровика,
М., 2004.
8. Бершова Л.В. Курс лекций для руководителей,
М.: Международная академия предпринимательства,
2009.
9. Яккока Л. Карьера менеджера, М,2010.
10. Гришина Н.В. Производственные конфликты
и их регулирование, Л,2010.
11. Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения
конфликтов, Спб, 2009.
12. Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов,
М,2010.
13. Фэйр М. Выиграть может каждый, М, 2011.
14. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология
малой группы: теоретический и практический
аспект, М, 2011.
15. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К.,
Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом.
Настольная книга менеджера,М.:Экзамен,
2010
16. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической
типологоии призводственных конфликтов,
Л, 2007.
17. Сомова Л.К. Разрешение конфликтов, Менеджер,2000,
№ 11. 18. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент:
Учебник, М.: Высшая школа, 2002.
1 См.: Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд.,СПб.: Питер, 2008.
2 См.: Чумиков А.Н. Управление конфликтом, М., 2010.
3 См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, М.: Высшая школа, 2008.
4 См.: Гришина Н.В. Производственные конфликты и их регулирование, Л,2010.
5 См.: Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов, Спб, 2009.
6 См.: Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов, М,2010.
7 См.: Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психологоия малой группы: теоретический и практический аспект, М, 2011.
8 См.: Фэйр М. Выиграть может каждый, М, 2011.
9 См.: Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера,М.:Экзамен, 2010
10 См.: Кошелев А.Н., Н.Н. Иванникова, Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления, Альфа-Пресс, М., 2007.