Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:46, реферат
В связи со стремительным развитием в нашей стране рыночной экономики появляется множество организаций, фирм, различных предприятий, в которых одним из важнейших факторов, позволяющим качественно и эффективно работать, являются трудовые отношения, а, следовательно, связанные с ними и вытекающие из них трудовые конфликты или споры. Каждый гражданин когда-нибудь сталкивался с конфликтными ситуациями. И задавался вопросом о том, что делать и как защитить себя от таких ситуаций?
Введение
В связи со стремительным развитием в нашей стране рыночной экономики появляется множество организаций, фирм, различных предприятий, в которых одним из важнейших факторов, позволяющим качественно и эффективно работать, являются трудовые отношения, а, следовательно, связанные с ними и вытекающие из них трудовые конфликты или споры. Каждый гражданин когда-нибудь сталкивался с конфликтными ситуациями. И задавался вопросом о том, что делать и как защитить себя от таких ситуаций? Каждый человек должен быть юридически грамотным и способным постоять за себя в трудовом конфликте.
Конфликт - это важнейшая
сторона взаимодействия людей в
обществе, своего рода клеточка социального
бытия. Это форма отношений между
потенциальными или актуальными
субъектами социального действия, мотивация
которых обусловлена
Социология конфликта исходит из того,
что конфликт есть нормальное явление
общественной жизни; выявление и развитие
конфликта в целом полезное и нужное дело.
Не стоит вводить людей в заблуждение
с помощью мифа о всеобщей гармонии интересов.
Общество достигнет более эффективных
результатов в своих действиях, если не
будет закрывать глаза на конфликты, а
будет следовать определенным правилам,
направленным на регулирование конфликтов.
Смысл этих правил в современном мире
состоит в том, чтобы:
- не допускать насилия как способа разрешения
конфликтов;
- найти средства выхода из тупиковых ситуаций
в тех случаях, когда насильственные действия
все же совершились и стали средством
углубления конфликтов;
- добиваться взаимопонимания между сторонами,
противостоящими в конфликте.
Поскольку всякая организация есть своего
рода объединение людей для совместной
деятельности, в развитии их внутренних
отношений наблюдаются определенные общие
черты или признаки, понимание которых
чрезвычайно важно. Одна из таких общих
черт состоит в том, что всякая организация
проходит в своем развитии через серию
внутренних конфликтов, она не может существовать
без внутренней напряженности и без столкновений
между определенными позициями, представленными
в ней, между группировками людей, между
так называемыми кликами.
Существуют различные определения конфликта.
Конфликты могут быть скрытыми или явными,
но в основе их всегда лежит отсутствие
согласия. Поэтому определим конфликт
как процесс взаимодействия между субъектами
лицами или группами по поводу различия
их интересов. Отсутствие согласия обусловлено
наличием разнообразных мнений, взглядов,
идей, интересов, точек зрения. Однако
оно не всегда выражается в форме явного
столкновения. Это происходит только тогда,
когда существующие противоречия, разногласия
нарушают нормальное взаимодействие людей,
препятствуют достижению поставленных
целей. В этом случае люди просто бывают
вынуждены каким-либо образом преодолевать
разногласия, и вступают в открытое конфликтное
взаимодействие. В процессе конфликтного
взаимодействия его участники получают
возможность выражать различные мнения,
выявлять больше альтернатив при принятии
решений, но именно в этом заключается
важный позитивный смысл конфликта. Сказанное,
конечно, не означает, что конфликт всегда
носит положительный характер.
Вся совокупность конфликтов, связана
с методами управления ею. Управление
- деятельность по разрешению конфликтов
ради тех целей и задач. Руководитель призван
разрешать частные конфликты, возникающие
между подразделениями, между управляющими
и работниками, между производителями
и потребителями продукции, производителями
и поставщиками исходных материалов, он
рассматривает в качестве целей своей
управленческой деятельности.
Данная работа посвящена анализу конфликтных
ситуации в организации. В ней рассматриваются
основные приемы и методы разрешения конфликтов
в организации.
Работа имеет особую актуальность в данный
момент, так как сейчас особое внимание
уделяется вопросам наиболее эффективного
управления конфликтами в трудовом коллективе.
Природа и понятие конфликта.
Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.
Конфликт — это факт
человеческого существования. Многие
люди воспринимают историю человечества
как бесконечную повесть
Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им. Некоторые фирмы вводят в штатное расписание должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолог).
Когда конфликт в организации неуправляем, это может привести к конфронтации (структурные подразделения организации или члены микро- или макроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом). В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведет к деградации коллектива и организации в целом.
Границы конфликта
Можно выделить три аспекта определения границ конфликта:
Пространственный
Пространственные границы
конфликта обычно определяются территорией,
на которой он происходит. Четкое определение
пространственных границ конфликта
важно, главным образом, в международных
отношениях, что тесно связано и с проблемой
участников конфликта.
Временной
Временные границы - это продолжительность конфликта, его начало и конец. От того, считать ли конфликт начавшимся, продолжающимся или уже закончившимся, зависит, в частности, юридическая оценка действий его участников в тот или иной момент времени.
Внутрисистемный.
Всякий конфликт происходит
в определенной системе, будь то семья,
группа сослуживцев, государство, международное
сообщество и т.д. Эти внутрисистемные
связи сложны и многообразны. Конфликт
между сторонами, входящими в
одну систему, может быть глубоким,
обширным или частичным, ограниченным.
Структура конфликта.
Прежде всего, любой
конфликт характеризуется
Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества.
Субъекты конфликта не остаются неизменными в процессе противоборства. О зрелости конфликта судят по степени формирования субъектов. Чем более развит конфликт, тем выше зрелость субъектов. Динамика конфликта прямо связана с развитием его субъектов, и наоборот. Если конфликт перерастает в иное качественное состояние, соответственно качественно изменяются противоборствующие стороны.
Маскировка подливного
субъекта конфликта — частое
явление во внутригрупповых
Поведение и действия
субъектов направляются
Теперь о предмете конфликта. Материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. Им могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы цивилизованной социальной жизни.
В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый, так сказать, квази-предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени. В экономическом конфликте капиталиста и наемного работника предметом противоборства являются условия труда и его оплата. Капиталист же стремится представить в качестве объекта столкновения с рабочими условия жизнеспособности предприятия, доказать, что удовлетворение требований работников подорвет основу предприятия и тем самым ударит по интересам всех конфликтующих. Военная агрессия, как правило, обосновывается агрессором с помощью мнимого предмета конфликта: угрозы его границам со стороны жертвы, защиты демократических свобод и т.п.
Предмет конфликта — это та переменная, которая характеризует любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, какими бы ни были конфликтные отношения.
Конфликтное действие и поведение, его средства и методы образуют сам процесс конфликта, а также составляют один из главных его структурных элементов. В литературе выделяются некоторые типы конфликтного взаимодействия: разногласие и доминирование, которые выливаются в следующие формы конфликтного поведения: конфронтацию, соперничество, конкуренцию. В политических конфликтах это выражается в таких формах противоборства, как бунт, мятеж, революция, война.
Понятие «поле» конфликта включает в себя предмет конфликта, но не сводится к последнему. Предмет, как отмечалось, есть источник и объект противоречия-конфликта, а поле — все, что составляет сферу конфликтных действий. Элементы поля, например, правила игры, могут стать предметом конфликта, если по их поводу возникает противоборство.
Главная линия конфликта или ядро конфликта — это сектор поля, характеризующий тот элемент взаимодействия, который определяет противоположность позиций сторон. Иными словами, это кон-фликтогенный фактор, прежде всего противопоставляющий оппонентов. Скажем, нынешний российский режим и социалистическую оппозицию разделяет многое, но ядром конфликта является неприятие оппозицией проводимого курса на принудительную капитализацию страны.
Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации. Последняя — неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент его структуры.
Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону или обе не удовлетворяют, к примеру, социальный статус, уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ и т.д.
Типы, причины и последствия конфликтов.
Выделяют следующие конфликты:
· Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. при разрешении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.
· Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.
· Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.
· Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.
· Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество деятельности повышается в 28% случаев, понижается в 17% случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается. Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего. Не конфликтуйте с начальством!
· При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Независимо от результата конфликта это происходит в четыре раза чаще чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.
· Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.
Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.
Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. По статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.
Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.
Конфликт формирует негативный образ другого - "образ врага" - который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.
Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без достаточных оснований.