Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:46, реферат
В связи со стремительным развитием в нашей стране рыночной экономики появляется множество организаций, фирм, различных предприятий, в которых одним из важнейших факторов, позволяющим качественно и эффективно работать, являются трудовые отношения, а, следовательно, связанные с ними и вытекающие из них трудовые конфликты или споры. Каждый гражданин когда-нибудь сталкивался с конфликтными ситуациями. И задавался вопросом о том, что делать и как защитить себя от таких ситуаций?
Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.
Таково влияние конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния конфликта на группу прямопропорциональна степени связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.
Причины конфликтов:
1. Недостаточная согласованность и противоречивость
целей групп и отдельных личностей. Для
избежания конфликтов
2. Устарелость организационных структур,
нечёткое разграничение прав и обязанностей
работников. Следствие – двойное или тройное
подчинение исполнителей, затрудняющее
выполнение указаний. Конфликт устраняется
улучшением порядка делегирования полномочий,
чётким разделением и кооперацией труда.
3. Ограниченность ресурсов. Выделение
большей доли ресурсов одним, означает
недополучение их другими членами коллектива.
4. Неодинаковое отношение к членам трудового
коллектива. Появление «любимчиков». Публичное
порицание одних и незаслуженная похвала
других.
5. Противоречие между функциями и видом
трудовой деятельности. Функции закреплены
в должностных обязанностях (а по требованию
руководителя работник вынужден делать
то, что не входит в круг его должностных
обязанностей).
6. Различия в манере поведения и жизненном
опыте. Люди разные: могут проявлять агрессивность
и враждебность по отношению к другим,
готовы оспаривать каждое слово.
Различия в ценностях,
образовании, стаже, возрасте и т.д.
уменьшают степень
7. Неопределённость перспектив роста.
Работник работает без энтузиазма, трудовой
процесс становится тягостным и бесконечным.
8. Неблагоприятные физические условия.
Устаревшее оборудование, шум, температура
воздуха, неудачная планировка рабочих
мест и т.д.
9. Недостаточность благожелательного
внимания со стороны менеджера. Нетерпимость
менеджера к критике, невнимание к нуждам
и заботам подчинённых, публичный «разнос».
Причиной конфликта может являться сам
менеджер: мелочность, личные выпады, злопамятность,
мнительность, беспринципность, грубость,
резкость, личный интерес.
10. Психологический феномен. Обида, зависть.
11. Недостаточный уровень профессионализма.
Из-за неподготовленности подчинённого
ему не доверяют выполнение отдельных
видов работ, которые выполняет другой
сотрудник. В результате одни работники
недогружены работой, другие перегружены.
12. Неудовлетворительные коммуникации
и плохая передача информации. Сплетни,
информационные перегрузки или недостаток
информации, искажение сообщений, плохая
обратная связь и другое.
Последствия конфликтов могут
быть:
• положительными (при конструктивных конфликтах).
Можно выделить следующие положительные функции трудового конфликта:
информационная (только через
конфликт становится открытой информация,
которая функционально
социализации (в результате конфликта индивиды получают социальный опыт, знания, которые недоступны в обычных условиях);
нормализация морального состояния (в конфликте разрешаются накопленные негативные настроения, происходит очищение моральных ориентации);
инновационная (конфликт вынуждает, стимулирует изменения, демонстрирует их неизбежность; через конфликт официально признается какая-то проблема^.
• Отрицательными (при деструктивных конфликтах).
Деструктивный конфликт - конфликт, в котором активно переплетаются намерения участников, мешающие удовлетворению чьих-то личных интересов, т.к. достичь собственной цели каждый из них может лишь через ущемление интересов другого субъекта общения или путем уничтожения планов оппонента.
Он протекает в следующих случаях: а) одна из сторон жестко настаивает на своей позиции, не желая учитывать интересы другой стороны или всей трудовой организации в целом; б) один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически
Дисфункциональные
(негативные) последствия:
Трудовой конфликт - это противоречие между работниками в процессе трудовой деятельности, связанные с условиями, содержанием и организацией труда и принимающие характер противоборства. Трудовой конфликт в условиях рынка часто характеризуют как противоречия, возникающие между работниками и работодателями. Однако не всякие организационно-трудовые противоречия создают конфликтную ситуацию. Трудовой конфликт возникает в случае, если:
а) противоречия отражают взаимоисключающие позиции субъектов;
б) степень противоречий достаточно высока;
в) противоречия доступны для понимания, то есть индивиды и группы осознают эти противоречия или, напротив, они непонятны;
г) противоречия возникают мгновенно, неожиданно или довольно длительное время накапливаются перед тем, как перейти в социальный конфликт.