Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:54, курсовая работа
Управление конфликтами - процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт и приведение поведения участников конфликта в соответствии со сложившимися нормами взаимо-отношений в коллективе.
В зависимости от поведения конфликтующих сторон выделяют сле-дующие группы управления конфликтами:
1. Внутриличностные методы.
2. Структурные методы.
3. Межличностные методы.
4. Переговоры.
5. Ответные агрессивные действия.
Руководитель должен знать и применять в своей практической деятельности законодательство страны, а также другие нормативные акты - приказы, постановления правительства, официально утвержденные положения и т.п. Как потенциальный субъект конфликта руководитель, менеджер должен подавать пример почтительного отношения к законам, верности моральным и трудовым традициям, стремление к партнерского взаимодействия.
Взятые из жизни примеры подтверждают, что необъективность руководителя, которая вызывает конфликт, может быть следствием как заниженной, так и завышенной оценки результатов деятельности и поведения подчиненных. Среди типичных ошибок завышение оценок называются дружеское отношение на основе неформального общения, желание быть добрым и великодушный, предоставление преимуществ симпатичным людям и т.д. Занижение оценок становится возможным в результате преднамеренного стремления к наказанию, личной антипатии или "шлейфа" плохой репутации, немилости сотрудника эффективно представить проделанную работу и т.д. 19
Несправедливость со стороны руководителя в оценке работы и поведения своих подчиненных проявляется, в частности, в практике применения поощрений и наказаний, установление должностных окладов и размеров дополнительных выплат, заполнение вакансий, в попытках скрыть неприятную информацию, пренебрежение убедительными аргументами.
Руководитель в силу социального ранга, своих обязанностей, прав и полномочий в отношении других людей и персонала является выразителем лояльности (корректности, доброжелательности. В первую очередь от него зависит создание в большом или малом коллективе атмосферы, способствующей свободе и уважении к личности, проявлению инициативы, справедливой вознаграждении за работу, предотвращению негативным последствиям любых конфликтов, особенно тех, которые возникают на почве недовольства условиями труда и общения20.
Главное для руководителя - вдохновить сотрудников, обеспечить их согласованную взаимодействие, уберечь от незаслуженной образ, который неизбежно порождают расстройство, отвести от эгоизма и нездоровой конкуренции. Будет противостоять разрастанию дисфункционального конфликта тот начальник, который, хотя и выступает одной из сторон конфронтации, но стремится и умеет находить точки совпадения межличностных интересов, сближение внутригрупповых и межгрупповых позиций.
Характеризуя посредническую и арбитражную роль руководителя в конфликтных условиях, важно принять во внимание следующее положение: управление персоналом, включая и разрешения конфликтов, не сводится к отдаче распоряжений, командование людьми; это скорее забота о рациональном использовании человеческого ресурса с точки зрения интересов как организации предприятия), так и каждого работника в отдельности. Причем менеджер должен считаться с интересами учредителей (собственников) предприятия, наемных работников фирмы, потребителей произведенных товаров и услуг, постоянно видеть возможен в рамках рыночных отношений интересов различных социальных групп и их представителей - расхождение, что часто становится источником тяжелых для решения проблем, причиной возникновения конфликтов21.
В заповедях руководителя, который оказался в роли посредника или желаемого сторонами арбитра, кстати есть такие простые правила. Во-первых, воспринимать конфликт как естественный проявление человеческого общения, нормальный способ социального взаимодействия, отношений людей, занятых совместной деятельностью. Во-вторых, уметь анализировать конфликтные ситуации, определять истинные причины возникновения конфликтов, цели и особенности поведения сторон. В-третьих, владеть механизмом управления конфликтами, набором соответствующих приемов и процедур, навыками конструктивного воздействия на персонал в конфликтных условиях; направлять конфликты, если возможно, в функционально-позитивное русло и сводить к минимуму их негативные последствия; всесторонне оценивать итоговый результат конфликта, произошло, его серьезность и влияние на отдельных лиц, группы работников, на коллектив в целом.
В качестве главного профессионального качества менеджера, или, как мы говорим, ключевой компетенции, называют коммуникабельность: Умение контактировать с людьми - это все и вся. И это умение неразрывно связано с искусством вести переговоры.
День за днем, месяц за месяцем, год за годом - практически всю свою жизнь - люди, являясь социальными созданиями и общаясь с себе подобными, стремятся реализовать свои замыслы, достичь своих целей. Однако очень часто, подчас даже слишком часто, их цели не совпадают с целями окружающих людей. И тогда люди вступают в переговоры. Смысл переговоров в поиске взаимоприемлемых решений для сторон, т.е. в поиске взаимной выгоды при обоюдном приспособлении целей каждого.
Переговоры - это процесс, посредством которого мы преодолеваем препятствия, противоречивые позиции, чтобы достичь согласия.
Рассмотрим этапы или стадии ведения переговоров.
Ряд авторов делят переговоры на три вполне очевидных стадии:
первоначальное уточнение
обсуждение позиций;
заключительный этап.
Эти стадии можно трансформировать в такие, как:
подготовка переговоров (предпереговорная стадия);
предварительный выбор позиции;
процесс ведения переговоров (стадия взаимодействия0;
анализ результатов
Каждый менеджер должен овладеть хотя бы навыками ведения переговоров и помнить о типичных ошибках при их проведении.
Обычно выделяют семь наиболее общих ошибок, а именно: участники переговоров:
1) склонны слишком остро реагировать на форму подачи информации;
2) демонстрируют приверженность ранее принятому и отнюдь не единственному образу действий;
3) упускают из вида взаимовыгодный обмен между сторонами;
4) подчас опираются на неадекватную информацию;
5) полагаются на легкодоступную информацию;
6) не способны оценить информацию, если для этого необходимо встать на точку зрения оппонента;
7) склонны к избыточной уверенности в достижимости результатов, благоприятных для одной из сторон22.
Сформулируем основные шаги в процессе переговоров.
Подготовка к переговорам (сбор информации, диагностика проблем, определение сильных и слабых сторон, причем как своих собственных, так и оппонента, выяснение целей всех участников, расстановки сил, стоящих за ними, разработка возможных вариантов решения, проработка процедурных вопросов и пр.).
Составление списка ожидаемых и желаемых целей (обеих сторон).
Сравнение целей и ожиданий сторон (размышление над вопросами: "Какие цели у нас общие? Какие наши цели отличаются друг от друга?", установление рамок переговоров и др.).
Отделение индивидуальной формы коммуникации от целей так, чтобы ограничить до минимума возможность личностного или культурного конфликтов.
Проверка исполнения взятых обязательств, например в форме гарантии или инспекции.
И, наконец, как известно, в зависимости от интересов сторон возможными стратегиями переговоров являются:
1) выигрыш - выигрыш;
2) выигрыш - проигрыш;
3) проигрыш - выигрыш;
4) проигрыш - проигрыш (таблица 2).
Тип стратегии |
Стратегическая цель |
Фактор стратегии |
Выигрыш-выигрыш |
Достижение взаимовыгодных соглашений |
Образ конфликтной ситуации адекватен,
имеет место наличие |
Выигрыш-проигрыш |
Выигрыш за счет проигрыша оппонента |
Образ конфликтной ситуации завышен,
имеет место поддержка |
Проигрыш - выигрыш |
Уход от конфликта, уступка оппоненту |
Образ конфликтной ситуации занижен; имеет место запугивание в форме угроз, блефа и т.п. |
Проигрыш - проигрыш |
Самопожертвование во имя гибели противника |
Образ конфликтной ситуации неадекватен; имеет место природная или ситуативная агрессивность конфликтующих, отсутствие видения других вариантов решения проблем |
Таблица 2. Стратегии переговоров
Следует подчеркнуть, что существуют две наиболее распространенные и полярные схемы ведения переговоров: мягкий подход (тактика уступок) и жесткий подход (тактика давления). Однако жизнь не стоит на месте и в рамках Гарвардского проекта по переговорам была предложена прогрессивная и наиболее успешная модель - принципиальные переговоры23.
Современная концепция переговорного процесса предполагает, что каждый участник переговоров преследует и реализует двойной интерес: относительно существа дела и относительно дальнейших взаимоотношений с партнерами. Поэтому на смену антагонистическому принципу объективно приходит принцип консенсусный, когда важно не только понять другую сторону, признать обоснованность ее интересов, но и воспринять эту реальность в качестве неотъемлемой стороны развития общества. Консенсус не просто уступка. Это компромисс на основе приемлемого для большинства сторон развития сотрудничества в достижении цели24.
В основе принципиальных переговоров или переговоров по существу лежат четыре базисных принципа:
люди (сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров);
интересы (сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях);
варианты (прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей);
критерии (настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме)25.
В таблице 3 метод принципиальных переговоров противопоставляется мягкому и жесткому подходам.
Таблица 3. Подходы к переговорам
Мягкий подход |
Жесткий подход |
Принципиальный подход |
1 |
2 |
3 |
Участники - друзья |
Участники - противники |
Участники вместе решают проблему |
Цель - соглашение |
Цель - победа |
Цель - разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно |
Делать уступки для |
Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений |
Отделить людей от проблемы |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы |
Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, не стоять на жесткой платформе при решении проблемы |
Доверять другим |
Не доверять другим |
Продолжать переговоры независимо от степени доверия |
Легко менять свою позицию |
Твердо придерживаться своей позиции |
Концентрироваться на интересах, а не на позициях |
Делать предложения |
Угрожать |
Анализировать интересы |
Обнаруживать свою подспудную мысль |
Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли |
Избегать возникновения подспуд |
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения |
Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение |
Обдумывать взаимовыгодные варианты |
Искать единственный ответ: тот, на который пойдут они |
Искать единственный ответ, тот, который примете вы |
Разработать многоплановые варианты выбора: решать позже |
Настаивать на соглашении |
Настаивать на своей позиции |
Настаивать на применении объективных критериев |
Пытаться избежать состязания воли |
Пытаться выиграть в состязании воли |
Пытаться достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли |
Поддаваться давлению |
Применять давление |
Размышлять и быть открытым для доводов других; уступать доводам, а не давлению |
В заключении приведем некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами.
Надо знать, как развивается конфликт, знать его этапы.
Следует выяснить скрытые и явные причины конфликта, определить, что действительно является главной причиной, главным предметом разногласий и претензий.
Необходимо определить проблему в категориях целей, а не решений, проанализировать не столько различные позиции, сколько стоящие за ними интересы.
Надо сконцентрировать внимание на интересах, а не на позициях. Позиция - это то, о чем заявляется, это модель решения. Интересы - это то, что побуждает принимать конкретное решение. Именно в интересах ключ к решению проблем.
Следует делать разграничения между
участниками конфликта и возник
Следует справедливо и непредвзято относиться к инициатору конфликта, так как подчас за недовольством и претензиями стоит существенная проблема.
Нельзя расширять предмет
Необходимо контролировать свои чувства,
а также учитывать эмоционально
Итак, вывод: если в переговорном процессе возникает ситуация, когда противоположные цели интегрируются вокруг общей совместной цели и конфликтующие стороны начинают сотрудничать и работать как одна команда, то это верный признак достижения успеха. Здесь ключевое слово - команда.
Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. В конфликте, как и в любом процессе, есть положительные и отрицательные стороны. Известную поговорку "в споре рождается истина" можно с полным основанием применить и к конфликту. Существуют две позиции. Первая предполагает, что конфликт - это столкновение и борьба различных сил, людей или позиций, происходящие из-за несовместимости или противоположности интересов. Согласно второй конфликт - это процесс развития взаимодействия и система отношений между участвующими в нем сторонами. Оптимальным, на наш взгляд, будет следующее определение. Конфликт - это наличие разногласий между несколькими сторонами. Они могут быть конкретными лицами, работниками или группами работников.
Различают следующие причины