Конфликты в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Любая организация в своей жизнедеятельности связана с неизбежностью возникновения внутри нее различного рода конфликтов. Конфликт является естественным условием существования любого сообщества людей, источником и движущей силой развития этого сообщества. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение при необходимости ее культуры, структуры и создание, тем самым, условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей. Откуда же такая боязнь конфликтов? Очевидно, что от неумения разрешать конфликтные ситуации, предупреждать их возникновение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Стили поведения и решения конфликтов…………………………………….4
1.1 Стили поведения в конфликтных ситуациях……………………………......4
1.2 Решение конфликтов…………………………………………………...……..8
2. Основные виды конфликтов в организации……………………………...…..9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы……….......................................................

Файлы: 1 файл

менеджмент готовый реферат.docx

— 35.98 Кб (Скачать файл)

Четвертый вариант – неблагоприятный и  малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает  во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась  с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять  другая сторона. Единственным положительным  моментом конфронтации является то, что  экстремальность ситуации позволяет  партнерам лучше увидеть сильные  и слабые стороны, понять запросы  и интересы друг друга.

Пятый вариант  – самый неблагоприятный –  принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Например, начальник отдела, пользуясь  своим административным правом, запрещает  разговаривать по телефону по личным вопросам. Он будто бы и прав, но так  ли уж универсально его право? Чаще всего к принуждению прибегает  «практик» уверенный в своем  абсолютном влиянии и власти над  партнером. Конечно, такой вариант  возможен между «собеседником» и  «мыслителем», но совершенно исключается  в отношениях двух «практиков». Обвиняемый «практик» скорее всего, использует в этом случае конфронтацию и только в крайнем случае уход, но только для того, чтобы «взять реванш»  в другой раз».

Этот  исход конфликта в некотором  смысле действительно быстро решает и решительно устраняет причины  недовольства инициатора. Но он самый  неблагоприятный для сохранения отношений.

2. Основные виды конфликтов в организациях

Основанием  для типологии конфликтов выступают: цели участников конфликта, соответствие их действий существующим нормам, конечный результат конфликтного взаимодействия и влияние конфликта на развитие организации. В зависимости от характера  влияния выделяются следующие типы конфликтов в организации: конструктивные, стабилизирующие и деструктивные. Стабилизирующие конфликты направлены на устранение отклонений от нормы и закрепление признаков устоявшейся нормы. Конструктивные конфликты способствуют повышению стабильности функционирования организации в новых условиях внешней среды за счет перестройки ее функций и структуры и установления новых связей. Деструктивные конфликты способствуют разрушению установившейся нормы и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации. Участники деструктивных конфликтов затрачивают свою энергию на то, чтобы контролировать друг друга или оказывать друг другу противодействие. Выделяются также конфликты деструктивно-ситуативные (его участники стремятся к личной выгоде) и деструктивно-тотальные (в которых участники добиваются престижа или власти). И в том и в другом случае стремления участников противоречат общим интересам коллектива, поскольку они добиваются своих целей средствами, неодобряемыми в обществе.

Другой  подход – это разделение конфликтов на деловые и эмоциональные. Но, во-первых, каждый конфликт сопровождается эмоциями. И, во-вторых, очень редко в организации люди конфликтуют только по тому, что не нравятся друг другу. Чаще они находятся в ситуации, которая их и сталкивает.

С точки  зрения того, какие стороны вступают в противостояние, можно выделить следующие разновидности конфликтов:

1)  горизонтальные конфликты развиваются между сотрудниками, которые принадлежат к одному уровню управления организации, то есть занимают приблизительно одно и то же место в организационной иерархии;

2)  вертикальными являются конфликты, связывающие начальника и подчиненного или просто сотрудников, занимающих различные места в организационной иерархии;

3)  смешанные конфликты – это конфликты, сторонами в которых являются как сотрудники, находящиеся на разных ступенях иерархии, так и сотрудники, находящиеся на одной ступени иерархии. Другими словами, смешанный конфликт сочетает в себе признаки горизонтального и вертикального конфликтов.

Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) внутри организации могут быть отдельные  люди и группы. На этом сновании можно  выделить следующие типы конфликта:

1)  межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями;

2)  конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы;

3)  межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

Особо следует  сказать о внутриличностном конфликте. Этот конфликт не соответствует определению, данному выше. Однако по своим последствиям он может быть даже более разрушительным, чем межличностный конфликт – конфликт в собственном смысле этого слова.

Внутриличностный конфликт – это внешний конфликт, перенесенный внутрь. В процессе развития человек принимает различные установки, которые исповедует его окружение. Поскольку человек общается с разными людьми, а к тому же не все люди ведут себя последовательно и непротиворечиво, рано или поздно может возникнуть ситуация, когда он столкнется с двумя противоречащими друг другу суждениями, которые он по той или иной причине склонен принять. Именно в этой ситуации и возникает внутренний конфликт. Иногда люди достаточно быстро справляются с этой проблемой, отвергая одну из точек зрения. Серьезные последствия это может иметь в том случае, если по каким-то причинам человек не может сделать этого. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По большому счету, все разнообразие взглядов на конфликт можно свести к двум вариантам: конфликт – это явление негативное или это ресурс для развития. Наиболее распространенный научный подход состоит  в понимании конфликта как  «столкновения», «противоречия», «борьбы», «противодействия» личностей, сил, интересов, позиций по причине их противоположности, несовместимости  и противостояния. При таком подходе  конфликт – скорее явление негативное. В рамках этого взгляда понятия  «управление конфликтом», «управление  конфликтной ситуацией» трактуются скорее как манипулирование с  целью получения для себя максимальной выгоды. В последнее время большинство  социальных психологов склоняется к  другому взгляду: конфликт – это  «система отношений», «процесс развития взаимодействия». Причем развитие взаимодействия происходит именно из-за различий по интересам, ценностям или видам деятельности. Иными словами, конфликт – это  процесс развития взаимодействия субъектов  по поводу различий. В рамках этого  подхода профилактика конфликтов заключается  в создании условий бескризисного  и быстрого перехода от одной фазы к другой для всех потенциально возможных  конфликтов. А управление конфликтом становится отдельной деятельностью  по обеспечению развития конфликтного взаимодействия. Причем такого развития, чтобы был возможен переход от одной фазы конфликта к другой: от конфронтационной фазы через компромиссную к коммуникативной. При таком понимании конфликт становится естественным условием существования людей и превращается в инструмент развития организации.

Как бы мы ни учили людей общаться, какие  бы тренинги по сплочению сотрудников  и командообразованию ни проводили, как бы ни шлифовали должностные инструкции, в итоге приходим к пониманию, что конфликты в организации все равно неизбежны. Всегда были, есть и будут противоречия, как между отдельными людьми, так и подразделениями, которые рано или поздно приведут к конфликтам. И задача «руководить без конфликтов» – не более, чем миф. Получается, что конфликт – это естественное состояние для любой системы: личности, фирмы, страны или семьи. А задача специалистов – использовать внутреннюю энергию конфликта для продвижения вперед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез». – 1999. – 352 с.

2.  Столяренко Людмила Психология делового общения и управления: Учебник – изд. 5-е.

3. Фатхутдинов Р. А. Организация производств: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 528 с. – (Высшее образование)

4. Андриенко Е.В. Соц. психология [Текст]: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко; под редакцией В.А. Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 264 с.

5. Егоршин А.П. Управление персоналом [Текст]: учебник для ВУЗов / А.П. Егоршин. – 4-е изд., испр. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.

6. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе [Текст] / Р.Л. Кричевский. - 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Дело, 1996. – 384 с.

7. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений /

8. В.П. Пугачев. – М.: Аспект-Пресс, 2000. - 285 с.

    9.Борцовский В. Новые аспекты проблемы повышения квалификации руководящих кадров. Российский экономический журнал, 1992, №12, с. 79-82

         10.Богомолов Ю., Балацкий Е., Лаврентьева О. Региональные особенности квалифицированных кадров -Экономист, 1993, №5, с. 72-82

    11.Смирнова Н.В. Экономико-статистический анализ кадровой ситуации и эффективности использования кадров в розничной торговле. Л.: 1990.- 16с

 

 

 


Информация о работе Конфликты в организациях