Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:30, контрольная работа
Целью работы является исследование понятия, основных стадий, механизма и типологии конфликтов, а также основных причин, последствий конфликтов и стратегий их преодоления.
Введение 2
1 Понятия и типология конфликтов в системе управления 4
1.1 Основные понятия конфликта 4
1.2 Механизм и стадии конфликта 7
1.3 Типология конфликтов 11
2 Последствия конфликтов и стратегии их преодоления 13
2.1 Последствия конфликтов 13
2.2 Стратегии преодоления конфликтов 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Выделение названных стадий дает возможность определить механизм конфликтного процесса (рис. 2).
Рис. 2. Механизм регулируемого конфликта
Как видно из приведенной схемы, большинство ее позиций относится к стадиям конфликта, две же из них – «реакция на ситуацию» и «регулирование конфликта» – характеризуют управление конфликтом.
Конфликты могут проявляться в самых разнообразных формах: дискуссии, сопровождающиеся нападками сторон; споры между начальником и подчиненным; забастовки и т.п.
С разнообразием форм проявления связана и типология конфликтов. При разработке типологий их авторы делят конфликты по разным основаниям – по числу участников, степени остроты, широте конфликтного взаимодействия, скорости протекания, объектам, целям и т.д.
1.3 ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ
Конфликты классифицируются по следующим признакам:
1) по степени воздействия на эффективность работы – конструктивные (продуктивные) и деструктивные (непродуктивные);
2) по числу участников – внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые;
3) по содержанию – экономические, технологические, социальные, национальные;
4) по степени выраженности – открытые, скрытые, потенциальные;
5) по длительности – кратковременные, длительные, затяжные;
6) по направленности воздействия – вертикальные, диагональные, горизонтальные;
7) по способу разрешения – антагонистические и компромиссные;
8) по природе возникновения – деловые и личные;
9) по источнику проблемы – внутренние и внешние;
10) по характеру причин – объективные и субъективные;
11) по организации – преднамеренные; нечаянные; спровоцированные; инициативные;
12) по субъекту (инициатору конфликта) – инициированные руководителем или подчиненным и др.
В соответствии с рассмотренной типологией конфликтов любая конфликтная ситуация может быть отнесена по соответствующему основанию к тому или иному типу. Сравнение различных типов при анализе конкретной ситуации дает возможность более правильной ее оценки и анализа и, соответственно, принятия оптимальных вариантов по разрешению конфликта.
В зависимости от типа межличностных отношений причинами возникновения конфликтных ситуаций могут быть:
В реальной конфликтной ситуации имеет место одновременное сочетание нескольких причин.
Управленческий конфликт присущ управленческим отношениям, рождается на различных этапах разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Сигнальная функция конфликта в организации выражается в том, что он высвечивает узкие места, нерешённые проблемы в организации и условиях труда, стимулировании персонала, ошибки управления. Для того чтобы эффективно управлять конфликтами, менеджер должен анализировать их причины, давать им адекватную оценку и принимать решения, направленные на их устранение.
2 ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ И СТРАТЕГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
2.1 ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ
Вступая в конфликт, каждая сторона, как правило, пытается сделать все для того, чтобы была достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое. В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия могут носить как функциональный, так и дисфункциональный характер. Это в свою очередь может повлиять на вероятность возникновения последующих конфликтов.
Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации10:
1. Проблема решается путем, устраивающим обе стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
2. Совместно и добровольно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.
4. Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.
5. Улучшаются отношения между людьми.
6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
К основным дисфункциональным последствиям конфликтов можно отнести:
1. Непродуктивные конкурентные отношения между людьми.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Негативное влияние на социально-психологический климат в коллективе.
4. Постоянный поиск виновных, самобичевание или обвинение во всех бедах членов коллектива.
5. Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач.
6. Разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем.
5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
6. Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров.
Таковы основные последствия конфликта, которые взаимосвязаны между собой и носят конкретный и относительный характер.
2.2 СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Конфликтом можно управлять, предупредив его возникновение, или же в случае, если момент уже упущен, попытаться свести его к конструктивному разрешению.
Если менеджеру стало известно о нарастании конфликтной ситуации, ему необходимо:
Возможными способами
1. Создание хороших условий деятельности, четкое распределение функций, прав, ответственности, согласование интересов работников.
2. Выявление потребностей работников и создание условий для максимального их удовлетворения.
3. Формирование рабочих групп с учетом личной совместимости, применение адекватного стиля руководства.
4. Своевременное обнаружение противоречий и разногласий и их разрешение на основе переговоров.
Если же конфликт уже начался, в таком случае следует:
Методы управления конфликтной ситуацией делятся на структурные и межличностные (рис. 3)12.
Рис. 3. Методы управления конфликтом
Умелый менеджер не будет делать вид, что не замечает назревающий конфликт, не займет нейтральную позицию по отношению к нему, а сумеет определить причину возникновения инцидента еще на первой стадии и, войдя в него, приложит все силы для его разрешения, пока страсти в коллективе еще не накалены.
Инициаторов конфликта нужно вызвать на откровенный разговор, дав понять, что к нему могут быть приглашены все втянутые в него лица. Выяснив проблемы, можно совместно определить, насколько они серьезны и каковы возможные пути их решения.
При этом основная цель менеджера – стимулирование самопомощи. Ни в коем случае нельзя брать на себя проблемы сотрудников и возвращать им готовые решения, иначе они лишатся возможности учиться и потеряют уверенность в своих силах.
Разрешая открытые конфликты, нужно показать сотрудникам, что это вполне закономерное явление, которого не надо бояться, а можно и нужно преодолевать. А для этого враждующие стороны нужно посадить за стол переговоров.
К основным правилам ведения переговоров можно отнести:
Разрешение конфликта зачастую
не может произойти без
Конфликт может быть разрешен в результате трех типов действий: односторонних, осуществляемых каждым из участников на свой страх и риск; взаимно согласуемых ими, результатом чего является компромисс; совместных, или интегративных. В их основе может быть совпадение мнений участников, превосходство одного из них или вмешательство третьей силы.
Таким образом, можно говорить о трех моделях поведения участников конфликта13:
Обобщенная классификация форм поведения участников конфликта была разработана К. Томасом и Р. Килменном в 1972 году.
В соответствии с этим подходом были определены основные стратегии преодоления конфликта.
1. Стратегия ухода от конфликта – обе стороны конфликта мало заинтересованы в его разрешении, но пытаются сохранить между собой видимость хороших отношений.
2. Стратегия приспособления – одна из сторон, имеющая более высокий ранг, не заинтересована в конфликте, поэтому она предоставляет возможность другой стороне получить то, что для нее важнее, а самой, оставаться без выигрыша, но не в проигрыше. Часто применяется в тупиковых случаях.
3. Стратегия решения конфликта силой – у одной из сторон, имеющей более высокий ранг, появляется соблазн применения силовых приемов, в результате чего более слабая сторона оказывается в проигрыше.
4. Стратегия примирения через поиск компромисса – обе стороны имеют одинаковый ранг и в равной мере заинтересованы в преодолении конфликта, в результате чего они могут прийти к соглашению.
5. Стратегия окончательного разрешения конфликта – поиск и устранение причин конфликта в рамках добровольного сотрудничества сторон и прекращение противоборства (выгодна всем сторонам).
6. Стратегия предупреждения конфликта – совокупность мероприятий организационного и разъяснительного характера (улучшение условий труда, справедливое распределение ресурсов, вознаграждение, изменение структуры организации и системы управления и т.д.).
7. Стратегия разрешения конфликта – направлена на то, чтобы заставить или убедить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, посредством проведения переговоров для поиска приемлемого решения (исключает чье-то поражение).
Окончательное разрешение конфликта заключается в совместном поиске и устранении его причин оппонентами. Но это возможно только в том случае, если стороны, участвующие в конфликте, отличаются рассудительностью и при этом изначально хорошо относятся друг к другу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной контрольной работе была рассмотрена тема конфликтов в системе управления. Решая поставленные задачи, были рассмотрены понятия и типология конфликтов в системе управления, а также стратегии преодоления конфликтов.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Конфликты в системе управления и стратегии их преодоления