Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:47, курсовая работа
Целью работы является характеристика структуры, назначения и цели деятельности предприятия, состав сотрудников, их личностные характеристики, взаимоотношения и психологическая атмосфера организации. Необходимо проследить на примере ЧП «Галактика-Пресс» возникновение, развитие и разрешение конфликта на системной основе.
Объектом работы является частное предприятие «Галактика-Пресс». Оно было основано в 1996 году. Основной вид деятельности предприятия – выпуск печатного периодического издания социального характера с рекламными блоками.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА И СОДЕРЖАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ РЕШЕНИЙ РАССМАТРИВАЕМОГО ВОПРОСА 5
1.1. СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА, ЕГО ПОНЯТИЕ 5
1.2. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ 8
1.3. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ 12
1.4. ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ 16
1.5. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТА 17
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ГАЛАКТИКА-ПРЕСС» ПО ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 20
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 20
2.2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕСОНАЛОМ 21
2.3. ОЦЕНКА ОБНАРУЖЕННЫХ НЕДОСТАТКОВ И ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ИХ УСТРАНЕНИЯ 23
3. ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. Например, отдел сбыта, как правило, ориентируется на покупателя, в то время как производственное подразделение больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а так же об экономии на масштабах. Держать большие товарные запасы, чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает отдел сбыта, значит увеличивать затраты, а это противоречит интересам производственных подразделений. Дневная смена медицинского персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за больными. В крупных организациях одно подразделение может попытаться увеличить свою прибыльность, продавая готовую продукцию внешним потребителям вместо того, чтобы удовлетворить потребности других подразделений компании в своей продукции по более низкой цене.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.
Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
Некоторые типы организационных структур и отношений как бы способствуют конфликту, возникающему из взаимозависимости задач. Причиной конфликта между линейным и штабным персоналом будет взаимозависимость производственных отношений. С одной стороны, линейный персонал зависит от штабного, потому что нуждается в помощи специалистов. С другой стороны, штабной персонал зависит от линейного, так как нуждается в его поддержке в тот момент, когда выясняет неполадки в производственном процессе или когда выступает в роли консультанта. Более того, штабной персонал при внедрении своих рекомендаций обычно зависит от линейного.
Определенные типы организационных структур также увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия. Возможность конфликта также велика в функциональных структурах, поскольку каждая крупная функция уделяет внимание в основном своей собственной области специализации. В организациях, где основой организационной схемы являются отделы (по каким бы признакам они ни создавались: продуктовому, потребительскому или территориальному), руководители взаимозависимых подразделений подчиняются одному общему начальству более высокого уровня, тем самым уменьшая возможность конфликта, который возникает по чисто структурным причинам.
Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные (таб.1.1.)
Таблица 1.1.
Функции конфликтов
Позитивные |
Негативные |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте |
Увольнение сотрудников, снижение
дисциплины, ухудшение социально- |
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
Представление о побежденных группах как о врагах |
Стимулирование к изменениям и развитию |
Чрезмерное увлечение |
Снятие синдрома покорности у подчиненных |
После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива. |
Диагностика возможностей оппонента |
Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») |
Конфликт, в своем развитии, проходит несколько этапов. Возможность переговоров по этапам развития конфликта представлены в следующей таблице:
Таблица 1.2.
Возможность переговоров в соответствии с этапами развития конфликта
Варианты развития конфликта |
Проведение переговоров |
1. Напряженность, несогласие |
Проводить рано, составляющие конфликта не определены |
2. Соперничество |
Уместны |
3. Агрессивность |
С участием третьей стороны |
4. Насилие, военные действия |
Невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия |
Конфликт представляет собой процесс, развивающийся во времени, который можно разделить на несколько периодов. Таковыми, например, могут быть: предконфликтный период, конфликтное взаимодействие и послеконфликтный период.
Предотвращение конфликта, называемое иногда «профилактикой», как способ избежать его в самом начале – возможно лишь в случае весьма успешного применения манипуляции, дающей эффект только на время, и по существу конфликт не ликвидирующей, а временно заглушающей. В этом случае он проявится позже, и неизвестно, будет ли это более выгодно инициатору манипуляции.
Однако для руководителя организации, который предполагает свой быстрый карьерный рост, иногда «бывает выгодно» замолчать конфликт, не дав ему проявиться в период деятельности.
Профилактика конфликтов – работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении. Это требует мониторинга конфликтных ситуаций в своей организации. Надо помнить, что объективного описания конфликта не бывает, оно всегда субъективно.
Профилактика должна быть направлена на устранение условий возникновения конфликтов.
Термин «разрешение конфликтов»
Урегулированием, как правило, называют недопущение насильственных действий, достижение хоть каких-то договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтного по форме взаимодействия. На практике урегулирование конфликтных ситуаций путем переговоров, посредничества, арбитража является более распространенным, чем их разрешение. К сожалению, не менее распространены такие примитивные и непродуктивные методы, как подавление, применение силы.
Для того чтобы определить существо конфликта, участники конфликта должны согласовать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения. Предполагается, что их действия носят пошаговый характер, разворачиваются в следующем направлении:
Шаг 1. Определение основной проблемы - на этом этапе необходимо четко уяснить суть проблемы, приведшей к конфликту. При этом очень важно чтобы противники осознавали своеобразие видения проблемы: как собственного, так и оппонента, имеющееся здесь сходства различия.
Шаг 2. Определение вторичных причин конфликта - обычно они служат поводом для возникновения конфликта, часто затеняя истинную причину и затрудняя анализ. Поэтому вслед за уяснением основной проблемы целесообразно проанализировать собственное поведение на предмет выявления конфликтных его деталей.
Шаг 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта - он может быть выражен, в частности, следующими вопросами которые следует задать себе участникам конфликта:
а) Что я мог бы сделать чтобы разрешить конфликт?
б) Что мог бы для этого сделать мой партнер?
в) Каковы наши общие цели, во имя которых необходим найти выход из конфликта?
Информация о работе Конфликты в системе управления персоналом