Конкуренция и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:00, реферат

Описание работы

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Содержание работы

Введение 3

1. Понятие и сущность конкуренции. 4
1.1. Что такое конкуренция? 4
1.2. Конкурентность рынка 4
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке 5

2. Виды и типы конкуренции. 6
2.1. Совершенная конкуренция 6
2.2. Монополия 8
2.3. Монополистическая конкуренция 10
2.4. Олигополия 12
2.5. Антимонопольная политика 16

3. Конкуренция в России. 18

Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

антимоноп. политика.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Законом  о защите прав потребителей, в целях  повышения эффективности применения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и усиления роли территориальных управлений ГКАП России разработано Положение о порядке наложения штрафов на хозяйствующие субъекты за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний ГКАП России (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей. Положение утверждено приказом председателя Комитета от 23 апреля 1993 г. № 51 и зарегистрировано в Минюсте России 30 апреля 1993 г., регистрационный № 243.

Данное Положение устанавливает  механизм наложения штрафа Комитетом  и его территориальными управлениями за невыполнение их предписаний.

Положение распространяется на предприятия всех форм собственности. Кроме того, под действие Положения подпадают также граждан, которые не осуществляют самостоятельную предпринимательскую деятельность и зарегестрированы в качестве предпринимателей.

Следует отметить, что  наложение штрафа на хозяйствующий  субъект за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний не освобождает от персональной ответственности должностных лиц этих хозяйствующих субъектов по тем же основаниям. Это означает, что за одно и то же нарушение к ответственности в виде штрафа могут быть привлечены и юридическое лицо – предприятие, и его должностное лицо. Должностные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 157-2).

Положением предусмотрена  достаточно простая процедура наложения штрафов.

Рассмотрение дел о  наложении штрафа на хозяйствующий  субъект осуществляется единолично председателем Комитета, его заместителями, начальниками территориальных управлений ГКАП России и их заместителями, курирующими вопросы контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

В то время как для  выдачи самого предписания о прекращении  нарушений прав потребителей образуются комиссии, осуществляется коллегиальное  рассмотрение дел и оформляется  ряд процессуальных документов, то в результате рассмотрения дела о наложении штрафа оформляется лишь постановление.

Штраф налагается:

во-первых, за уклонение  изготовителей (продавцов, исполнителей) от исполнения предписаний ГКАП России (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей;

во-вторых, за несвоевременное  исполнение предписаний. Частичное неисполнение предписания также может служить основанием для наложения штрафа.

Максимальный размер штрафа установлен законодательством  и составляет 1 млн. рублей. Однако конкретный размер штрафа определяется в зависимости от вида и размера ущерба, причиненного потребителю, степени вины нарушителя, последствий его уклонения от исполнения предписания.

При рассмотрении дела о  наложении штрафа должностное лицо выясняет такие обстоятельства, как: было ли совершено нарушение, правильно  ли выдано предписание о прекращении нарушений прав потребителей, вид и размер ущерба, причиненного потребителю, а также иные обстоятельства, которые имеют значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, деятельность комиссии ГКАП России и его территориальных управлений по выдаче предписаний о прекращении нарушений прав потребителей поставлена под контроль, который осуществляется при рассмотрении дел о наложении штрафа.

Дела о наложении  штрафа на хозяйствующие субъекты рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом всех материалов дела. Дела рассматриваются в присутствии представителя хозяйствующего субъекта. В отсутствие представителя дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения. Однако это не означает, что рассмотрение дела может не состояться, если хозяйствующий субъект будет регулярно отвечать на все извещения ходатайствами об отложении рассмотрения дела. В случае получения от хозяйствующего субъекта ходатайства об отложении рассмотрения дела должностное лицо рассматривает это ходатайство. Если хозяйствующему субъекту отказывают в ходатайстве, то указываются мотива отказа. В этом случае хозяйствующий субъект повторно извещают о времени и месте рассмотрения дела и предупреждают о том, что в случае неявки его представителя дело будет рассмотрено в его отсутствие.

Ныне действующее антимонопольное  законодательство и законодательство о защите прав потребителей не предусматривают возможности безакцентного взыскания штрафа. Хозяйствующий субъект должен уплатить штраф в 30-дневный срок. При уклонении нарушителя от его уплаты штраф взыскивается арбитражным судом принудительно.

Хозяйствующие субъекты имеют право обжаловать постановление о наложении штрафа. Однако подача заявления не приостанавливает исполнения постановления о наложении штрафа на время его рассмотрения в арбитражном суде, если арбитражным судом не вынесено определение о приостановлении исполнения постановления.

 

ВЫЯВЛЕНИЕ МОНОПОЛЬНО ВЫСОКИХ ЦЕН.

ОТ НОРМАТИВНОГО АКТА К ЗАКОНУ

 

В конце 1993 года истек  срок действия правительственного постановления  от 11.08.92 г. № 576 «О государственном регулировании  цен и тарифов на продукцию  и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 годах». Постановление автоматически обрекало предприятие, часто без вины виноватое, на принудительное госрегулирование цен только за то, что оно поставляло на рынок (федеральный или местный) чуть более одной трети реализуемой на данном рынке продукции. Потенциальная возможность ценовых злоупотреблений, вытекающих из доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке фактически признавалась реальной сразу же после его включения в государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов. Хотя факт злоупотребления в соответствии с антимонопольным законодательством, да и просто со здравым смыслом, надо было бы еще доказать.

Существовавшая до 1994 года система регулирования цен  базировалась на приоритетном использовании предельных нормативов рентабельности и побуждала предприятия к накручиванию издержек и цен, снижению качества и расточительству. Если же эти манипуляции по каким-либо причинам были не возможны, следовало урезание, либо даже полное прекращение изготовления невыгодной продукции. Данные НИИ по ценообразованию, являющиеся результатом анализа производства 460 видов (более 2/3 охваченных госстатистикой) изделий, включенных в реестр, неутешительны. Спад производства продукции, подпадающей под ценовое регулирование, существенно превышал в 1993 году средний показатель в промышленности. Таким образом, существовавшая ценовая политика в отношении требовала серьезной принципиальной модернизации.

В целях дальнейшей либерализации  экономики с одновременным повышением эффективности государственного контроля  за монопольными ценами выявилась необходимость возвратить реестру, как это было задумано при его создании, функции наблюдения за поведением монополистов на рынках, освободив его от несвойственных ему функций домоклова меча ценового регулирования,

На продукцию всех хозяйствующих субъектов, в том  числе включенных в реестр (за исключением естественных монополий), с 1 января 1994 года применяются свободные цены. Для пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов при установлении свободных цен будут применяться меры, предусмотренные антимонопольным законодательством, в частности статьей 5 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В целях создания механизма реализации этой задачи ГКАП России разработаны «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен» (Рекомендации). В статье дается краткое изложение концепции этого документа.

 

От теории к практике

 

Как известно, рыночная цена – это та цена, которая одновременно устраивает и продавцов, и покупателей, то есть балансирует величину предложения с величиной платежеспособного спроса. В условиях свободного, конкурентного рынка цена является конкурентной. Свободная конкуренция предполагает такое достаточно большое количество продавцов и покупателей, чтобы ни один из них не мог оказать существенное влияние на уровень рыночной цены.

При «чистой» монополии  на рынке есть один продавец (в качестве которого может выступать производитель  продукции или торговый посредник) или между продавцами существует ценовой сговор. Случай чистой монополии встречается относительно редко. Поэтому на практике монополизированным считается тот рынок, когда один (или несколько хозяйствующих субъектов, проводящих политику ценового сговора) занимает на данном рынке доминирующее положение. Сам этот хозяйствующий субъект (или их группа) для краткости называется монополистом. На место конкурентной цены в этом случае заступает монопольная цена. Последняя также является рыночной, но формируется существенно по-другому.

В отличие от агентов  конкурентного рынка монополист, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке, может сократить  объемы производства (реализации) своей продукции и в результате установить другую, более высокую (по сравнению с конкурентной цену. Монопольно высокой цене, как правило, соответствует необоснованно высокий размер прибыли или издержек монополиста, либо то и другое вместе. Такие действия хозяйствующего субъекта в юридических терминах ст. 5 Закона «О конкуренции...» называются изъятие товаров из обращения с целью повышения цен и квалифицируются как монополистическая деятельность, а потому запрещаются.

Контроль за деятельностью  предприятий-монополистов, выявления  и пресечение их попыток устанавливать цены на уровне, существенно превышающий тот, который сложился бы на конкурентном рынке, является важнейшей целью антимонопольных органов.

Упрощая для ясности  изложения и не претендуя на математическую строгость, можно сформулировать:

монопольно высокая  цена = доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке + сокращение объемов производства (реализации) + повышение цены + необоснованно высокий размер прибыли или/и издержек + ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

Следует иметь в виду, что и сокращение объемов производства, повышение цен могут происходить скрытым образом. Под скрытым сокращением объема производства (реализации) понимается преднамеренное снижение качества продукции (за счет ухудшения сервисного обслуживания и т.п.) при формально неизменной величине выпуск (реализации) в штуках, тоннах, метрах и т.д. Под скрытым повышением цены на продукцию понимается номинальная неизменность цены при снижении качества этой продукции или понижение цены при опережающем падении качества.

К наиболее характерным  признакам монопольно высокой цены (при прочих равных условиях) могут  быть отнесены:

1) повышение цены в  целях компенсации необоснованных  затрат или/и получение сверхприбыли в результате:

преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при неизменном качестве;

скрытого уменьшения объемов производства (реализации);

2) скрытое повышение  цены в целях компенсации необоснованных  затрат или/и получения сверхприбыли  в результате сокращения объемов производства (реализации);

различные комбинации этих признаков, ущемляющих интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

 

 

"Технология" выявления монопольно высоких  цен

 

Наличие доминирующего  положения проверяется в соответствии с принятыми ГКАП России методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

Наиболее сложную проблему представляет собой определение  ценовой базы сравнения – конкурентной цены на проверяемую продукцию и, соответственно отклонения от нее фактической цены, по которому в сочетании с фактами изъятия товаров из обращения можно делать заключение об установлении монопольно высокой цены.

Цена в условиях свободной  конкуренции (конкурентная цена) равняется предельным издержкам. Однако механизм определения предельных издержек является теоретической категорией, которая не нашла широкого применения в хозяйственной практике. Задача рекомендаций описать возможные направления выявления монопольных Цен на языке привычных и доступных каждому экономисту понятий.

За базовую при соответствующих  возможностях и условиях можно взять  цену такого же или аналогичного товара, которая сложилась на другом, конкурентном (например, соседнем) рынке, наиболее схожим с проверяемым монополизированным по условиям реализации.

При невозможности взять  за базу реальную конкурентную цену в  ее качестве ориентировочно можно рассматривать  фактическую цену на дату проверки, скорректированную на индекс роста цен по данной Товарной группе или отрасли (региону).

Динамика цен и объемов производства во времени также может, причем наиболее оперативно, дать важные свидетельства о потенциальной возможности ценовых злоупотреблений доминирующим положением на рынке.

О снижении объемов производства будут прямо свидетельствовать  его реальное сокращение после введения свободных цен, недогруженные производственные мощности (низкий коэффициент сменности оборудования) и косвенно – темпы спада производства, превышающие темпы спада по данной товарной группе, среднеотраслевые (сред нерегиональные) темпы сокращения производства. Аналогично можно расценивать превышение темпов роста цен над соответствующими индексами инфляции.

Информация о работе Конкуренция и ее виды