Конкуренция и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:00, реферат

Описание работы

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Содержание работы

Введение 3

1. Понятие и сущность конкуренции. 4
1.1. Что такое конкуренция? 4
1.2. Конкурентность рынка 4
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке 5

2. Виды и типы конкуренции. 6
2.1. Совершенная конкуренция 6
2.2. Монополия 8
2.3. Монополистическая конкуренция 10
2.4. Олигополия 12
2.5. Антимонопольная политика 16

3. Конкуренция в России. 18

Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

антимоноп. политика.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Сочетание более высоких  темпов роста цен на проверяемую  продукцию с более высокими темпами  спада производства по сравнению с их отраслевыми (региональными) показателями является косвенным свидетельством о наличии монопольного эффекта (повышения цен наряду со снижением объемов производства).

Необоснованно высокий  уровень прибыли и издержек может  показать структура цены на проверяемую продукцию в динамике.

В частности, рост себестоимости  более быстрыми темпами, чем увеличение общего индекса инфляции по региону (по России); опережающий рост материальных затрат по сравнению с индексом роста  оптовых цен в промышленности; опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции, по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли (в промышленности), региону (по России); значительно превышение уровня зарплаты на предприятии над среднеотраслевым и/или среднерегиональным уровнем (по России); повышение рентабельности продукции, по которой проверяемое предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности дадут дополнительные косвенные доказательства о злоупотребление доминирующим положением на рынке.                        

Если результаты этого, по сути предварительного этапа, анализа  достаточно красноречивы, можно предпринять  попытку сбалансировать интересы сторон по принципу «справедливой цены». Она  определяется как сумма себестоимости, проверенной на обоснованность по всем статьям калькуляции, и прибыли, объективно необходимой на развитие предприятия (на расширение и модернизацию производства переподготовку и переквалификацию кадров, необходимость содержания учреждений и предприятий социальной сферы и т.д.).

ГКАП России (территориальные  управления) совместно с органами ценообразования и представителями органов власти и управления в составе образованных ими совместных комиссий по монопольным ценам должны проанализировать, с одной стороны, представленные поставщиком материалы, а с другой – аргументацию потребителей продукции. Комиссия может в каждом конкретном случае (в присутствии представителей предприятия-монополиста и основных потребителей его продукции) принять совместное сбалансированное решение по уровню так называемой «справедливой» цены, которое обеспечило бы максимальное удовлетворение потребностей рынка в сочетании с обоснованным соблюдением финансовых интересов производителя продукции.

В случае, если такое решение  по каким-либо причинам принять не удастся, комиссия по монопольным ценам должна провести полный (углубленный) анализ деятельности хозяйствующего субъекта. По его результатам данному субъекту может быть выдано предписание о прекращении нарушений Закона «О конкуренции...».

При проведении полного анализа на предмет установления монопольно высоких цен следует убедиться, что факты, формально свидетельствующие в пользу вывода о монополистической деятельности, реально продиктованы ценовой, производственной и финансовой политикой хозяйствующего субъекта, злоупотребляющего доминирующим положением на рынке, а не вызваны изменением рыночной конъюнктуры. Так, повышение цен может быть не следствием монопольного эффекта (повышение цен наряду со снижением объемов производства), а результатом повышения платежеспособного спроса, объективного роста издержек производства вследствие подорожания сырья, материалов, комплектующих. К росту цен может привести сокращающийся объем производства, обусловленный разрывом хозяйственных связей, неплатежами и т.д. Ответы на эти вопросы может дать только конкретный экономический анализ в каждом индивидуальном случае. В этом помогут опросы основных потребителей, изучение коммерческой и финансовой документации предприятия.

На этом этапе уточняется значение базовой (конкурентной) цены, полученное в ходе предварительного ценового анализа: производится корректировка на региональный индекс роста цен на соседнем, конкурентном рынке, учитываются другие различия в реализации на монополизированном и конкурентном рынках.

При уточнении значения рассчитанной базовой цены следует «очистить» себестоимость и прибыль от экономически необоснованных затрат и расходов. Для этого рекомендуется проанализировать структуру цен на проверяемую продукцию и обоснованность всех видов затрат по статьям калькуляции, провести анализ использования прибыли. Затраты (расходы), признанные обоснованными, должны быть оставлены в составе себестоимости (прибыли) проверяемой продукции, признанные необоснованными – вычитаются.

Изучение на этапе  предварительного анализа динамики объеме производства продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке, следует дополнить учетом потенциальны возможностей проверяемого хозяйствующего субъекта по производству монополизированной продукции (коэффициент сменности oборудования, загрузка производственных мощностей, наличие запас товарной продукции на складах, незапланированные отпуска работников без сохранения содержания, динамика численного состава работающего персонала и т.п.).

В случае выявления фактов злоупотреблений доминирующим положением в части цен, подпадающих под действие ст.5 Закона «О конкуренции...», ГКАП России (территориальные управления) может в своем предписании обязать данного хозяйствующего субъекта снизить цену на проверяемую продукцию до уровня справедливой (конкурентной), увеличить объемы производства (расширить объема продаж) на рынке до такой степени, чтобы полностью покрывала платежеспособный спрос, и/или повысить качество выпускаемой продукции, изменив или расторгнув договор в установленные сроки. Дополнительно ГКАП России (территориальное управление) может обязать его информировать в течение определенного периода времени всех случаях повышения цен путем их декларирования.

Дела по выявлению  монопольно высоких цен на товарных рынка рассматриваются комиссиями в соответствии с «Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства», утвержденными Приказом ГКАП России от 02.07.91 № 36.

Приведенные подходы  не являются окончательными и не представляют собой жесткий алгоритм действий антимонопольных органов при выявлении монопольно высоких цен. Напротив, предполагают творческий, профессиональный подход и внесение по результатам их практической апробации необходимых корректировок и усовершенствований в концепцию и текст рекомендаций.

 

Заключение

 

В заключение необходимо сделать некоторые общие  выводы из проведенного исследования конкуренции, как многообразной  экономической категории.

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных  формах и осуществляется разными способами.

Она может  быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

Она может  быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.

В зависимости  от того, каким образом конкурируют  между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции,

Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.

Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. С известной долей условности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.

Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т.е. монополий.

Монополия (греч.: monos – один, poleo – продаю) возникает  тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

ЦЕЛЬ МОНОПОЛИИ  – ПОЛУЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО ДОХОДА ПОСРЕДСТВОМ КОНТРОЛЯ НАД  ЦЕНОЙ ИЛИ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА НА РЫНКЕ. СРЕДСТВОМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, КОТОРАЯ  ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИБЫЛЬ СВЕРХ НОРМАЛЬНОЙ.

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные ФОРМЫ:

Картель –  соглашение о квоте (количестве) выпускаемой  продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат  – объединение с целью организации  совместного сбыта продукции.

Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

Концерн –  монополия с единым финансовым центром  всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).

ПОД НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ ПОНИМАЕТСЯ РЫНОК, НА КОТОРОМ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ХОТЯ БЫ ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три  типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

1. При монополистической  конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.

Имея такие  преимущества, владелец дифференцированного  продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т. к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта монополистической конкуренции.

2. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм (греч. oligos – немногий, poleo – продать). Для нее характерно наличие либо однородной либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства.

Этот принцип  предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую  же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.

Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.

3. Чистая монополия  существует на рынке в том  случае, если на нем действует  только один продавец, у которого  нет конкурентов. Ее особенность  в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.

Случается, что  на рынке существует только один покупатель. Такое явление называется монопсонией (один покупаю).

Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

Учитывая  это, государство старается противостоять  монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гасанов Р.М  Промышленный шпионаж на службе монополий. – М.: Международные отношения, 2006
  2. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д. э. н., профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  3. Зайдель. Х , Теммен.Р  Основы учения об экономике. – М.: Дело ЛТД. 2004.
  4. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  5. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. – С-П., Формика., 2010.
  6. Маконнелл. К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – 2009
  7. Портер М. Международная конкуренция. – М.:2007
  8. Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. – М.: «СОМИНТЕК», 2006.
  9. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М. 2009.
  10. Рузавин. Г.И.  Основы рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ, 2008.
  11. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2009.
  12. Толкачев. С.  Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 1993. N.5. 

Информация о работе Конкуренция и ее виды