Конкуренция: сущность, значение, методы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит так же в том, что конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Непонимание конкуренции грозит застоем в развитии экономической сферы страны, и как следствие, понижением уровня жизни населения.
Целью курсовой работы является изучение сущности конкуренции, ее значения в современной рыночной экономике, а так же рассмотрение методов и форм конкуренции.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Сущность конкуренции и условия её существования…………4
Глава 2. Конкурентность рынка. Виды и типы конкуренции…………..7
Глава 3. Функции конкуренции и её значимость на рынке……………..15
Глава 4. Регулирование конкуренции государством……………………18
Глава 5. Антимонопольная политика России……………………………22
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Гаврилюк М.В..docx

— 70.39 Кб (Скачать файл)

В отечественной литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняя монополия – это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия – это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от двух («дуополия») до семи-восьми. Собственно «монополия» – явление достаточно редкое, даже уникальное. Типичным же явлением для рыночной экономики стран Запада является сочетание олигополии и мелкого предпринимательства, причем за два последних десятилетия этот симбиоз оказался наилучшей формой выражения отношений во многих отраслях тяжелой индустрии, прежде всего машиностроения, охватив даже область информатики.

Олигополии, тем более  монополии, могут иметь разные количественные параметры. Но, как правило, они формируются  на базе концентрации капитала и ресурсов, поэтому такую роль обычно исполняют  крупные корпорации.

Возможность перехода от олигополии или иной немонопольной структуры  к монополии существует всегда, что  обусловлено тенденцией естественного  монополизма. Такая возможность  реализуется посредством монополистической  практики и монополизации экономики. Однако во всех странах с развитой рыночной экономикой такие действия пресекаются различными актами государства, в ряду которых надо выделить законодательство о конкуренции (или о противодействии монополизму). История развития рыночной экономики за рубежом свидетельствует о том, что возможность возникновения монополий, как правило, не реализуется.

Существуют также международные монополии. Это крупные фирмы с активами за рубежом или союз фирм разной национальной принадлежности, устанавливающих господство в одной или нескольких сферах мирового хозяйства с целью максимизации прибыли. По своим формам международные монополии делятся на две основные группы: базирующиеся на общей монополистической собственности тресты и концерны (транснациональные или многонациональные монополии) и межфирменные союзы (картели и синдикаты).

Транснациональные тресты и  концерны – компании, находящиеся  в собственности, под контролем  и управлением предпринимателей одной страны. Международными они  являются по сфере своей деятельности. Компании этого типа существовали уже  в XIX веке, но подлинно широкий размах их активность получила в середине нынешнего столетия.

В отличие от транснациональных монополий хозяевами многонациональных трестов и концернов являются предприниматели не одной, а двух и более стран. Их характерная особенность – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра компании.6

Теория монополистической  конкуренции разработана в трудах английского экономиста Дж. Робинсона7. Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в какой-то мере монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Дифференциация товара означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром, но и достаточно несхожие, чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара.

Последним вероятным видом  рыночной структуры является олигополия. Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин "олигополия" применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

На олигополистическом рынке  конкурируют между собой несколько  крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может  быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация – на рынках потребительских товаров (автомобили).

Существование олигополии связано  с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них необходимость  значительных капиталовложений для  создания предприятия в связи  с крупномасштабным производством  олигополистических фирм.

 Немногочисленность фирм  на олигополистическом рынке  заставляет эти фирмы использовать  не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, так как последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях совершенной конкуренции, компании используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

 Характерная особенность  олигополистического рынка – зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка – "картельное соглашение".

 Картель представляет  собой соглашение нескольких  предприятий, устанавливающее для  всех участников объем производства, цены на товар, условия найма  рабочей силы, обмена патентами,  разграничение рынков сбыта и долю каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников. Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти индустриальных стран.

Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в следующей таблице:

Структура рынка

Количество 

продавцов и покупателей

Характер

продукции

Условия входа/выхода на рынок

Информация

и мобильность

1. Совершенная

конкуренция

Множество мелких продавцов  и покупателей

Однородная

Просто. Никаких затруднений

Равный доступ ко всем видам  информации

Несовершенная конкуренция:

 

2. Монополия

Одна фирма-продавец и  множество покупателей

Однородная

Барьеры на входе

Полная информация и мобильность

3. Монополистич.

конкуренция

Множество покупателей; большое, но ограниченное число продавцов

Разнородная

Отдельные препятствия на входе

Полная информация и мобильность

4.Олигополия

Ограниченное число продавцов и множество покупателей

Разнородная и однородная

Возможны отдельные препятствия  на входе

Некоторые ограничения по поводу информации и мобильности


 

Глава 3. Функции конкуренции и её значимость на рынке

 

Роль конкуренции заключается  в широком распределении экономической власти между участниками рыночных отношений для того, чтобы ни одни продавец или покупатель не мог значительно повлиять на рыночную цену благ. Таким образом, конкуренция ограничивает рыночную власть и прибыль каждого производителя.

Конкуренция на рынке имеет  свои функции:

  • Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
  • Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые  предлагают лучшую по качеству  продукцию или производят ее  с меньшими производственными  затратами, получают вознаграждение  в виде прибыли (позитивные  санкции). Это стимулирует технический  прогресс;

-предприятия, которые  не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

  • Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
  • Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Политика в области  конкуренции призвана заботиться о  том, чтобы конкуренция могла  выполнять свои функции. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности  конкуренции" в качестве целей  политики в области конкуренции  предполагает, что:

- технический прогресс  в отношении изделий и процессов  быстро внедряется (инновация под  давлением конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей, адаптация под давлением конкуренции).

Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.

Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению  спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции, имеют настолько небольшую  часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого  влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция  способствует достижению компромисса  между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что  конкуренция создаёт тождество  частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и  действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов”8.

Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия  производства и реализации товаров  и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства и в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

В-третьих, конкуренция стимулирует  научно-технический прогресс и повышение  эффективности производства. Так  как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается  их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество  мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать  этого соперничества и через  некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют  предприятия и становятся полноправными  и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

Информация о работе Конкуренция: сущность, значение, методы и формы