Конкуренция: сущность, значение, методы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит так же в том, что конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Непонимание конкуренции грозит застоем в развитии экономической сферы страны, и как следствие, понижением уровня жизни населения.
Целью курсовой работы является изучение сущности конкуренции, ее значения в современной рыночной экономике, а так же рассмотрение методов и форм конкуренции.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Сущность конкуренции и условия её существования…………4
Глава 2. Конкурентность рынка. Виды и типы конкуренции…………..7
Глава 3. Функции конкуренции и её значимость на рынке……………..15
Глава 4. Регулирование конкуренции государством……………………18
Глава 5. Антимонопольная политика России……………………………22
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Гаврилюк М.В..docx

— 70.39 Кб (Скачать файл)

 

Глава 4. Регулирование конкуренции  государством

 

Современная конкуренция  является регулируемой. Конкуренты совместно  противостоят монополизации рынка  фирмами, и реализует эту их общую  заинтересованность государство. Регулирование  конкуренции «центром» подчинено  главной задаче - недопущению монополизации  рынка фирмами. Оно осуществляется с помощью методов:

1) административного (законодательного) регулирования;

2) нормативно-ориентирующего (корректирующего) регулирования.

Административное регулирование  основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополистической практике и монополизации экономики путем  издания законодательных актов  и контроля за их соблюдением со стороны государства9.

В 1890 году конгресс США принимает  закон Шермана, направленный на защиту промышленности и торговли от незаконных слияний и монополий. Акт Шермана предусматривал, что тресты, монополизировавшие отраслевые рынки, следует расформировать, заменив их децентрализованно управляемыми, конкурирующими между собой предприятиями. На основании этого закона удалось расформировать лишь два треста - «Стандарт ойл», контролировавший 90% нефтеперегонных заводов, и «Американ Тобакко», на долю которого приходилось 75% рынка табачных изделий.

Но предотвратить монополизацию  рынков удавалось далеко не всегда. Большой бизнес сопротивлялся, прибегая к заключению соглашений в обход  закона и другим негласным мерам.

Поэтому уже в следующих  за актом Шермана антитрестовских законах потребовалось усилить и дополнить ряд его положений. Закон о федеральной торговой компании и закон Клейтона, принятые в 1914 году, были ориентированы в значительной мере на охрану мелкого предпринимательства от ограничительной практики крупных компаний. Акцент на защиту малого бизнеса был больше усилен в законе Робинсона-Лэтмана (1936 г.) и поправка Селлера-Кефовера к статьям закона Клейтона о слияниях и поглощениях (1950 г.)10.

Сегодня можно говорить о  наличии двух типов антимонопольного законодательства – американском и западноевропейском Критерием разграничения выступает принципиальное отношение законов к самому факту существования монополистических отношений.

Американский тип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более  либеральным - в нем объектом противодействия  выступают не всякие монополии, а  лишь те из них, которые существенно  ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка.

Выделяют также антитрестовскую  и антикартельную направленности законодательства. Антитрестовские законы направлены на противодействие союзам, объединениям, концернам, в рамках которых происходит полная утрата входящими в такой  союз фирмами всякой самостоятельности, - такой союз устраняет конкуренцию  и поэтому он не может быть приемлем для рыночной экономики.

Антимонопольные законы направлены на противодействие различного рода сговорам между фирмами картельного  типа (предметом сговора выступают раздел рынков сбыта по потребителям или по районам, установление одинаковых цен и др.). Запрещая союзы и сговоры в виде трестов и картелей, антимонопольные законы тем самым стимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства, освоение фирмами новых сегментов рынка.

К методам недобросовестной конкуренции, кроме тех, которые  были названы выше, относятся: самовольное  использование чужого товарного  знака, фирменного наименования товаров; распространение ложных сведений, способных нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов; некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности; обман потребителей и заказчиков и др.

К методам монополистической  практики фирм относятся: навязывание  партнерам дискриминационных условий  договоров; изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение  производства товаров для создания искусственного дефицита; предварительный  сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен; навязывание  покупателям принудительного ассортимента в качестве условия реализации товара; совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в двух или более  фирмах, производящих и продающих  аналогичные товары.

Противодействие монополизации  экономики выражается в формах запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделения вплоть до ликвидации.

Наряду с законодательным  антимонопольным регулированием в  странах с рыночной экономикой применяются  и методы нормативно-ориентирующего воздействия: правительственные заказы, налоги, проценты, государственные  субсидии.

Используя эти рычаги, государство  имеет возможность влиять на интенсивность  конкуренции в разных секторах и  сегментах рынка, ограничивать монополистические  проявления в них. Главная черта  этого метода - стимулирование предпринимательской  активности фирм, которая неизбежно  влечет за собой поддержание и  углубление конкуренции. Особое значение имеет поддержка новых фирм.11

Основным законодательным  актом, направленным в нашей стране на противодействие недобросовестной конкуренции, монополизации экономики  и монополистической практике, является закон «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», также действует  специальный орган - Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

 

Глава 5. Антимонопольная политика России

 

Регулирование конкуренции  – это деятельность государства, направленная на создание адекватных условий ведения хозяйственной  деятельности.

1. В соответствии с нормами Конституции РФ, гарантируется поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (ст.8). Следовательно, государство обязано поддерживать конкурентные отношения. Свобода экономической деятельности не безгранична. Пределы указываются в п.2 ст. 34 Конституции «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» и п.1 ст. 10 ГК РФ «Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».

2. Правила добросовестной конкуренции разрабатываются объединениями профессиональных субъектов, действующих в той или иной сфере предпринимательской или иной профессиональной деятельности.

3. Если конкуренция невозможна по объективным причинам, то обязанность государства по поддержке конкуренции трансформируется в необходимость не допустить негативных последствий, которые могут возникнуть при отсутствии конкуренции.

4. Поддержка конкуренции рассматривается как гарантия прав и свобод хозяйствующих субъектов. Государство обязано создавать законодательные и организационные гарантии. Законодательные гарантии связаны с системой правового обеспечения данной сферы. Организационные гарантии связаны с функционированием системы органов исполнительной и судебной власти.

5.  Поддержка конкуренции рассматривается как особая деятельность государства. Эта деятельность – обязательная. Она корреспондирует правам ХС на осуществление конкурентных действий.12

Главной задачей антимонопольного регулирования является сохранение баланса конкурентных и монопольных  сил, ограничение крайних форм монополизма  и развитие конкурентной рыночной среды. Оно направлено на демонополизацию  производства и борьбу против недобросовестной конкуренции. Необходимость использования  антимонопольного законодательства диктуется  общественными интересами, поскольку  только так можно добиться обеспечения  потребителей качественными товарами по относительно приемлемой цене.

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в  России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей не поддержали закона и сумели сорвать его принятие.

Первый же в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий условия для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

 Основная особенность  этого документа – он содержит  перечень запрещаемых видов поведения  конкурентов и меры ответственности  по отношению к тем, кто все  же решил игнорировать данные  запреты. Тем самым Закон «О  конкуренции...» по своему содержанию  и по структуре ближе к традиционному  зарубежному экономическому законодательству, исповедующему принцип «все разрешено,  что не запрещено», нежели к  разрешительному законодательству  России начала 90-х гг.

 Закон «О конкуренции…»  содержит запреты на многие  виды монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции.  Обратим, в частности, внимание на запрет на создание «министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров...» (статья 7). Статья 9 содержит жесткие запреты должностным лицам на занятие самостоятельным бизнесом. Статьи 5, 6 8, 10 в столь же жесткой форме признают недопустимыми действия конкурентов, ведущие к дискриминации других конкурентов, ущемлению их суверенных прав; они представляют собой комбинацию из антикартельных и антитрестовских мер.

 Весьма важно и определение  в самом законе «барьера монополизации»: «не может быть признано доминирующим  положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара не превышает 35 % » (статья 4).

 Однако наряду с  «жесткими» формулировками Закон  «О конкуренции...» содержит и  такие положения, которые во  многом ставят под вопрос возможности  его эффективного применения  для поддержания рынка в «режиме  конкуренции».

 Так, к примеру, Закон  (см. статьи 22 – 26) предъявляет к  нарушителям, включая должностных  лиц органов государственного управления, просто незначительные материальные претензии в виде штрафных санкций. Должностное лицо может быть оштрафовано, например, на сумму от 100 до 1000руб.

 Но самая существенная  слабость Закона обусловлена  прописанной в нем конструкцией  Верховного органа антимонопольного  регулирования экономики – «Антимонопольного  комитета». Задуманный как российский  аналог американской Федеральной  Торговой Комиссии, Антимонопольный  комитет, с одной стороны, получил  права, которые и не снились  антимонопольным органам США,  с другой – оказался таким образом включенным в систему исполнительной власти, что сам во многом сделался зависимым от многих лиц, персонально заинтересованных в развитии монополизма.

 Конструкция Антимонопольного  комитета такова. Этот орган является  одновременно и прокуратурой  по отношению к вероятным нарушителям  закона (статья 12), и хранителем коммерческих  секретов и информации (статьи 13 – 15), и своего рода Верховным  судом, издающим предписания,  обязательные для исполнения (статьи 27 – 29). Этот комитет сам оказывается  изрядным монополистом в отношении  тех, кому надлежит исполнять  данный закон – не случайно  в статье 3 «Государственные антимонопольные  органы РФ» упоминается в качестве  «органов» лишь один «орган»,  Антимонопольный комитет.

 Вместе с тем в  отличие от Федеральной торговой  комиссии США, подчиненной лично  всенародно избираемому президенту  США, Антимонопольный комитет  России оказывается подчинен Президенту, его администрации, Председателю Правительства РФ, его замам и ещё многим-многим должностным лицам. Вероятно, это одна из причин того, что нет у нас до сих пор громких «антимонопольных дел», подобных делу АЛКОА или делу АТТ.

На настоящий момент монополистическая  деятельность в РФ – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих  субъектов, федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или  устранение конкуренции. Специфика  российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Антимонопольное регулирование  настаивает на честную, цивилизованную конкуренцию, когда побеждают не с помощью сомнительных приёмов, а низкой ценой, высоким качеством, предложением выгодных контрактов.

Российская антимонопольная  политика сегодня – не только предмет  дискуссий. На самом высоком уровне обсуждается возможность смягчения  правового регулирования слияний, а также пересмотр перечня  злоупотреблений доминирующим положением.

Информация о работе Конкуренция: сущность, значение, методы и формы