Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:32, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит так же в том, что конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Непонимание конкуренции грозит застоем в развитии экономической сферы страны, и как следствие, понижением уровня жизни населения.
Целью курсовой работы является изучение сущности конкуренции, ее значения в современной рыночной экономике, а так же рассмотрение методов и форм конкуренции.
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Сущность конкуренции и условия её существования…………4
Глава 2. Конкурентность рынка. Виды и типы конкуренции…………..7
Глава 3. Функции конкуренции и её значимость на рынке……………..15
Глава 4. Регулирование конкуренции государством……………………18
Глава 5. Антимонопольная политика России……………………………22
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..30
Глава 4. Регулирование конкуренции государством
Современная конкуренция
является регулируемой. Конкуренты совместно
противостоят монополизации рынка
фирмами, и реализует эту их общую
заинтересованность государство. Регулирование
конкуренции «центром»
1) административного (
2) нормативно-ориентирующего
(корректирующего)
Административное
В 1890 году конгресс США принимает закон Шермана, направленный на защиту промышленности и торговли от незаконных слияний и монополий. Акт Шермана предусматривал, что тресты, монополизировавшие отраслевые рынки, следует расформировать, заменив их децентрализованно управляемыми, конкурирующими между собой предприятиями. На основании этого закона удалось расформировать лишь два треста - «Стандарт ойл», контролировавший 90% нефтеперегонных заводов, и «Американ Тобакко», на долю которого приходилось 75% рынка табачных изделий.
Но предотвратить
Поэтому уже в следующих за актом Шермана антитрестовских законах потребовалось усилить и дополнить ряд его положений. Закон о федеральной торговой компании и закон Клейтона, принятые в 1914 году, были ориентированы в значительной мере на охрану мелкого предпринимательства от ограничительной практики крупных компаний. Акцент на защиту малого бизнеса был больше усилен в законе Робинсона-Лэтмана (1936 г.) и поправка Селлера-Кефовера к статьям закона Клейтона о слияниях и поглощениях (1950 г.)10.
Сегодня можно говорить о наличии двух типов антимонопольного законодательства – американском и западноевропейском Критерием разграничения выступает принципиальное отношение законов к самому факту существования монополистических отношений.
Американский тип
Выделяют также
Антимонопольные законы направлены на противодействие различного рода сговорам между фирмами картельного типа (предметом сговора выступают раздел рынков сбыта по потребителям или по районам, установление одинаковых цен и др.). Запрещая союзы и сговоры в виде трестов и картелей, антимонопольные законы тем самым стимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства, освоение фирмами новых сегментов рынка.
К методам недобросовестной конкуренции, кроме тех, которые были названы выше, относятся: самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования товаров; распространение ложных сведений, способных нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов; некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности; обман потребителей и заказчиков и др.
К методам монополистической
практики фирм относятся: навязывание
партнерам дискриминационных
Противодействие монополизации
экономики выражается в формах запретов
на ведение производственно-
Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия: правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии.
Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка, ограничивать монополистические проявления в них. Главная черта этого метода - стимулирование предпринимательской активности фирм, которая неизбежно влечет за собой поддержание и углубление конкуренции. Особое значение имеет поддержка новых фирм.11
Основным законодательным
актом, направленным в нашей стране
на противодействие
Глава 5. Антимонопольная политика России
Регулирование конкуренции – это деятельность государства, направленная на создание адекватных условий ведения хозяйственной деятельности.
1. В соответствии с нормами Конституции РФ, гарантируется поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (ст.8). Следовательно, государство обязано поддерживать конкурентные отношения. Свобода экономической деятельности не безгранична. Пределы указываются в п.2 ст. 34 Конституции «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» и п.1 ст. 10 ГК РФ «Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».
2. Правила добросовестной конкуренции разрабатываются объединениями профессиональных субъектов, действующих в той или иной сфере предпринимательской или иной профессиональной деятельности.
3. Если конкуренция невозможна по объективным причинам, то обязанность государства по поддержке конкуренции трансформируется в необходимость не допустить негативных последствий, которые могут возникнуть при отсутствии конкуренции.
4. Поддержка конкуренции рассматривается как гарантия прав и свобод хозяйствующих субъектов. Государство обязано создавать законодательные и организационные гарантии. Законодательные гарантии связаны с системой правового обеспечения данной сферы. Организационные гарантии связаны с функционированием системы органов исполнительной и судебной власти.
5. Поддержка конкуренции рассматривается как особая деятельность государства. Эта деятельность – обязательная. Она корреспондирует правам ХС на осуществление конкурентных действий.12
Главной задачей антимонопольного регулирования является сохранение баланса конкурентных и монопольных сил, ограничение крайних форм монополизма и развитие конкурентной рыночной среды. Оно направлено на демонополизацию производства и борьбу против недобросовестной конкуренции. Необходимость использования антимонопольного законодательства диктуется общественными интересами, поскольку только так можно добиться обеспечения потребителей качественными товарами по относительно приемлемой цене.
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей не поддержали закона и сумели сорвать его принятие.
Первый же в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий условия для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Основная особенность
этого документа – он содержит
перечень запрещаемых видов
Закон «О конкуренции…»
содержит запреты на многие
виды монополистической
Весьма важно и определение
в самом законе «барьера
Однако наряду с
«жесткими» формулировками
Так, к примеру, Закон
(см. статьи 22 – 26) предъявляет к
нарушителям, включая
Но самая существенная
слабость Закона обусловлена
прописанной в нем
Конструкция Антимонопольного
комитета такова. Этот орган является
одновременно и прокуратурой
по отношению к вероятным
Вместе с тем в
отличие от Федеральной
На настоящий момент монополистическая
деятельность в РФ – это противоречащие
антимонопольному законодательству действия
или бездействие хозяйствующих
субъектов, федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления, направленные
на недопущение, ограничение или
устранение конкуренции. Специфика
российских монополий сказалась
и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах
Антимонопольное регулирование настаивает на честную, цивилизованную конкуренцию, когда побеждают не с помощью сомнительных приёмов, а низкой ценой, высоким качеством, предложением выгодных контрактов.
Российская антимонопольная
политика сегодня – не только предмет
дискуссий. На самом высоком уровне
обсуждается возможность
Информация о работе Конкуренция: сущность, значение, методы и формы