Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:42, контрольная работа
Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует достичь цель в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя или месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе и много неблагополучных изменений. Работники могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие подход, который избрало руководство. На рынке может появиться новый сильный конкурент, который значительно затруднит организации реализацию ее целей.
Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие функций управления и их взаимосвязь..................................................4
2. Контроль в системе управления............................................................................4
2.1. Сущность и задачи контроля...............................................................................5
2.2. Виды контроля......................................................................................................8
2.3. Процесс контроля...............................................................................................11
2.4. Поведенческие аспекты
3. Контроль и контроллинг.......................................................................................12
3.1. Характерисктики эффекитивного контроля.....................................................22
3.2. Проблемы осуществления контроля.................................................................22
3.3. Организационно-методические основы создания системы контролинга на предприятии...............................................................................................................25
4. Заключение.............................................................................................................24
В системе управления контроль решает несколько задач.
Во-первых, он позволяет выявить во внешней и внутренней среде организации факторы, которые могут оказать существенное
влияние на ее функционирование и развитие, а следовательно, и своевременно отреагировать. Кроме того, в этом процессе отслеживаются тенденции в развитии организации, их направление и глубина.
Во-вторых, контроль позволяет своевременно обнаружить нарушения, ошибки и промахи и оперативно принять необходимые меры по их устранению.
В-третьих, результаты контроля служат основой оценки работы организации и ее персонала за определенный период, эффективности и надежности системы управления.
Цели контроля будут достигнуты, если он осуществляется в соответствии с определенными принципами.
Прежде всего контроль должен быть всеохватывающим, т.е. держать в поле зрения основные сферы деятельности организации, внешнюю ситуацию и внутренние процессы, протекающие в ней. Речь не идет о том, что он должен быть тотальным, с охватом всех событий. В то же время контроль должен обеспечить достаточно полную и объективную картину ситуации. Это можно обеспечить, если система контроля имеет стратегическую направленность, охватывающую основные приоритетные сферы функционирования и развития организации. Второстепенные сферы деятельности организации тщательно и постоянно проверять не целесообразно, а некоторые и совсем не имеет смысла, так как отвлекается много сил и средств.
Контроль делается не ради выявления проблем, а для успешного решения и достижения конкретных результатов, выявления отклонений от научно обоснованных стандартов. Если контроль не дает «пищу» для размышления, то он запланирован напрасно. Главная цель контроля — не исправление, а предотвращение ошибок, что обходится гораздо дешевле. Поэтому контроль представляет собой неотъемлемую часть стратегического планирования.
Эффективный
контроль увязывается не только с
процессом планирования, но и со
всеми изменениями, происходящими
в структуре и системе
Система контроля должна быть экономичной, чтобы выгоды, приносимые контролем, превышали затраты на его проведение. В этой связи необходимо широко использовать эффективные средства контроля.
Чрезмерный
контроль над людьми, тем более
из недоверия, следует
С другой стороны, продолжительное отсутствие контроля также является неблагоприятным признаком, свидетельствующим о безразличном отношении руководства к людям, делам организации или подразделения, что неминуемо вызывает обратную реакцию.
Возложение на конкретное лицо или группы лиц функций контроля требует от них не только формального положения в служебной иерархии, но и личных качеств, склонностей, отношения к ним коллег и подчиненных.
Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами, к которым можно отнести:
1) охват основных сфер деятельности организации и процессов, протекающих в ней;
2) непрерывность, обусловленная соответствующим характером производственной и хозяйственной деятельности (в ряде случаев контроль может осуществляться эпизодически);
3) привлечение к осуществлению контроля всего персонала организации или его значительной части;
4) наличие четкой стратегической направленности, задаваемой основными приоритетами развития организации;
5) увязка с процессом планирования и преобразований в организации, ее структуре, системе управления;
6) гибкость, приспособление к происходящим изменениям, что обеспечивает его высокое качество и действенность;
7) своевременность, позволяющая устранять нарушения, прежде чем они примут опасные размеры;
8) ориентированность на конкретные результаты, повышение эффективности и качества работы фирмы, поддержку нового;
9) экономичность, предполагающая, что выгоды, приносимые контролем, должны превышать затраты на его проведение (противное свидетельствует о том, что он не улучшает степени владения руководством реальной ситуацией);
10) индивидуализированность, нацеленность на конкретные процессы, результаты, лиц (требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе);
11) максимальная прозрачность, открытость, гласность, объективность, доброжелательность, исключение слежки за людьми, поиска козлов отпущения, создание благоприятного морально- психологического климата;
12) соответствие характеру контролируемого процесса;
13) регулярное подведение итогов контроля, своевременное проведение корректирующих мероприятий, поощрение отличившихся и наказание нерадивых.
2.2. Виды контроля. Классификация
Контроль подразделяется на внешний и внутренний, внутренний управленческий и ревизию.
Внутренний контроль предусмотрен Уставом организации, фирмы, когда предусмотрено создание ревизионной комиссии на фирме, штатного аудитора-бухгалтера, приглашенный аудитор по договору с оплатой за оказание фирме консалтинговых, юридических или аудиторских услуг.
Внутренний управленческий учет осуществляется руководителями и контролирует выполнение распоряжений, инструкций: должностных, технологических, общесанитарных, противопожарных, противоэпиде-миологических и других. Внешний контроль могут осуществлять государственные контролирующие органы, такие как союз потребителей, профсоюзы, аудиторские фирмы и компании, экспертные бюро, сертификационные, лицензионные и другие общественные объединения.
Внешний контроль разнообразен, имеет элементы механизма контроля на стадии получения сведений и выявления нарушений.
Выдача разрешений на вид деятельности осуществляется контролирующими органами в виде разрешения или согласия на совершение (много) разового доступа, Аккредитация – устанавливается для осуществления контроля образовательной деятельности, обязательной сертификации брокерской работы. Аккредитация является результатом изучения или проверки с точки зрения способности эффективно и качественно осуществлять установленную деятельность.
Экспертиза – проводится при
контрольной деятельности для оценки
продукции, оценки процедур после экспертных
исследований по научно-обоснованным
методикам в экспертных лабораториях и центрах.
Выставление стационарных и временных
постов на контролируемых объектах применяют
в сферах особо важного контроля, например
санитарного и эпидемиологического, на
таможнях, налоговые посты на спиртоводочных
предприятиях.
Сертификация продукции и услуг – это
подтверждение того, что продукция соответствует
требованиям ГОСТа, показателям качества
для защиты потребителя от недобросовестных
производителей, контроля безопасности,
создания благоприятных условий для предпринимателей
на рынке.
Контроль с сертификацией проводится
за счет испытаний и проверки соответствия
стандарта и заявленного качества.
Сертификат безопасности, выдаваемый
заявителю, подтверждает соответствие
условий труда и техники безопасности
при изготовлении продукции.
Обязательная сертификация устанавливается
специальными законами на особо опасных
производствах, добровольная сертификация
продукции проводится по инициативе производителя
и за его счет с целью подтверждения, что
данная продукция соответствует требованиям
стандартов, ТУ и рецептур.
Формы реагирования контролирующих органов
на нарушения многообразны, они включают
полномочия в виде пресечения выявленных
нарушений.
Реализация таких полномочий предусматривает
представление предписаний, ограничений,
и запретов на определенные виды деятельности,
наложение штрафов, уничтожение вредной
продукции, заявление исков в суд.
Маркирование осуществляется на товарах
и продукции, поступающих в торговлю, строительство
и защищает продукцию от подделок. Разновидностью
маркировки являются акцизные марки, клеймо.
Идентификационные обозначения и регистрация
позволяют контролировать субъекты в
налоговой инспекции, регистрировать
ценные бумаги и договора, интегральные
и микросхемы, внешнеторговые сделки.
Существуют формы негосударственного
контроля между субъектами и потребителями,
работодателями и профсоюзами. Лизингодатели
осуществляют контроль за соблюдением
условий договора как общественного контроля.
Внутрикорпоративный контрольно-коллективный
контроль участников или потребителей
вида услуг (у риэлтеров), участников рынка
ценных бумаг.
Саморегулирование – это контроль за
исполнением своими членами коллектива
или участие в защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг. Контроль
несут как общественные объединения, так
и инвесторы и физические лица.
По характеру расположения и взаимоотношений
субъекта и объекта контроля, контролирующих
и контролируемых органов, организаций,
людей, групп; различают контроль внутренний
и внешний. Контроль называется внутренним
тогда, когда субъект и объект контроля
входят в одну систему, а внешним, когда
субъект контроля не входит в ту же систему,
что и объект.
Контроль, в котором субъектом является
руководитель производством, начальник
цеха, директор предприятия или объединения;
руководитель подразделения или службы.
В зависимости от категорий руководителей
и задачи контроля целесообразно различать
типы контроля.
Любой конкретный вид контроля, например,
контроль руководителей производства,
имеет некоторые общие для всех конкретных
видов контроля признаки. С помощью определенного
набора этих признаков или характеристик
проводится различение одного вида контроля
от других видов. Такими характеристиками
или признаками могут служить: задача
контроля, объект и субъект контроля, типы
и общие методы контроля.
Различение видов контроля осуществляется на основе классификации. Любая классификация проводится путем выделения какого-либо признака или основания, а также некоторого набора таких признаков или оснований.
Существует
множество оснований или признаков для
различения отдельных видов контроля.
В литературе встречаются, например, следующие
признаки или основания: время осуществления,
применяемые формы и методы, сфера и объекты
контроля; классификация задач, методологическая
основа классификации; задачи, масштабы,
время. С помощью признаков или оснований
проводится характеристика конкретных
видов контроля, то есть обобщающая характеристика
каждого отдельного вида контроля, что
служит базой для сравнения их между собой.
На базе этого сравнения и строится классификация
видов контроля.
Проведем общую характеристику вида контроля
с помощью признаков или оснований контроля,
рассмотренных выше. Анализ различных
видов контроля позволяет сделать вывод
о целесообразности включения в систему
таких признаков или оснований следующих:
субъект и объект контроля; задача контроля
и тип контроля; общие методы контроля.
На рис. приведена схема общей классификации
видов контроля.
Конкретная видовая характеристика контроля
начинается с описания задачи контроля.
При этом особо важно выделение двух черт,
характеризующих задачу контроля. Во-первых,
характер субъекта, поставившего задачу
контроля. Субъект может быть внешним
или внутренним по отношению к объекту
контроля. Во-вторых, какой является эта
задача контроля – общей или частной.
На основании характеристики задачи контроля
выделяются линейный, функциональный
и операционный типы контроля. Таким образом,
тип контроля является обобщенным признаком
или основанием для характеристики вида
контроля. Другим таким основанием, или
признаком, является один или несколько
общих методов контроля – предварительный,
направляющий, фильтрующий, последующий.
Два выделенных основания, или признака,
наложенные на объект контроля, состояние
и поведение которого измеряется, оценивается
и корректируется с помощью общих и частных
методов контроля, позволяют выделить
конкретный вид контроля.
Характеристика вида контроля по данной
логической схеме позволяет также расширить
характеристику понятия контроля вообще
в дополнение к характеристике понятия
контроля с точки зрения происхождения,
значения и смысла контроля, приведенного
в предыдущей части работы. С помощью данной
логической схемы проведем характеристику
видов контроля в системе управления производством.
Государственный контроль осуществляется
от имени государства с использованием
государственных полномочий.
Общественный контроль осуществляется
от имени общественных организаций, контрольные
полномочия которых не носят, как правило,
юридически властного характера.
Народный контроль представляет собой
сочетание государственного контроля
с общественным контролем трудящихся
на предприятиях, фирмах, учреждениях
и организациях.
Названные виды контроля используются
во всех сферах государственной и общественной
жизни. Поскольку объектом нашего исследования
является управление организацией и его
отдельные звенья, то мы рассмотрим сферу
действия этих родовых видов контроля
применительно к производству. Каждый
из родовых видов контроля осуществляется
посредством конкретных видов контроля,
представляющих собой исторически сложившуюся
устойчивую форму контроля. Например,
родовой вид – государственный контроль
– осуществляется посредством следующих
конкретных видов контроля: контроля Государственной
Думы и Совета Федерации, контроля Правительства,
судебного контроля, контроля прокуратуры,
Госарбитража, Министерств Финансов, по
налогам и сборам и другим ведомств, госинспекций.
Увязывание сферы действия этих конкретных
видов контроля с определенным объектом
позволяет рассматривать их с конкретными
субъектами контроля и давать конкретную
характеристику на основе признаков, выделенных
в предыдущей части работы и характеризующих
более полно рассматриваемый вид контроля.