Контроль и его аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует достичь цель в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя или месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе и много неблагополучных изменений. Работники могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие подход, который избрало руководство. На рынке может появиться новый сильный конкурент, который значительно затруднит организации реализацию ее целей.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие функций управления и их взаимосвязь..................................................4
2. Контроль в системе управления............................................................................4
2.1. Сущность и задачи контроля...............................................................................5
2.2. Виды контроля......................................................................................................8
2.3. Процесс контроля...............................................................................................11
2.4. Поведенческие аспекты
3. Контроль и контроллинг.......................................................................................12
3.1. Характерисктики эффекитивного контроля.....................................................22
3.2. Проблемы осуществления контроля.................................................................22
3.3. Организационно-методические основы создания системы контролинга на предприятии...............................................................................................................25
4. Заключение.............................................................................................................24

Файлы: 1 файл

курсач менеджмент.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

В системе  управления контроль решает несколько задач.

Во-первых, он позволяет выявить во внешней  и внутренней среде организации  факторы, которые могут оказать  существенное

влияние на ее функционирование и развитие, а следовательно, и своевременно отреагировать. Кроме того, в этом процессе отслеживаются тенденции в развитии организации, их направление и глубина.

Во-вторых, контроль позволяет своевременно обнаружить нарушения, ошибки и промахи и  оперативно принять необходимые  меры по их устранению.

В-третьих, результаты контроля служат основой  оценки работы организации и ее персонала за определенный период, эффективности и надежности системы управления.

Цели контроля будут достигнуты, если он осуществляется в соответствии с определенными принципами.

Прежде  всего контроль должен быть всеохватывающим, т.е. держать в поле зрения основные сферы деятельности организации, внешнюю ситуацию и внутренние процессы, протекающие в ней. Речь не идет о том, что он должен быть тотальным, с охватом всех событий. В то же время контроль должен обеспечить достаточно полную и объективную картину ситуации. Это можно обеспечить, если система контроля имеет стратегическую направленность, охватывающую основные приоритетные сферы функционирования и развития организации. Второстепенные сферы деятельности организации тщательно и постоянно проверять не целесообразно, а некоторые и совсем не имеет смысла, так как отвлекается много сил и средств.

Контроль  делается не ради выявления проблем, а для успешного решения и  достижения конкретных результатов, выявления  отклонений от научно обоснованных стандартов. Если контроль не дает «пищу» для размышления, то он запланирован напрасно. Главная цель контроля — не исправление, а предотвращение ошибок, что обходится гораздо дешевле. Поэтому контроль представляет собой неотъемлемую часть стратегического планирования.

Эффективный контроль увязывается не только с  процессом планирования, но и со всеми изменениями, происходящими  в структуре и системе управления, т.е. контроль должен быть гибким.

Система контроля должна быть экономичной, чтобы  выгоды, приносимые контролем, превышали затраты на его проведение. В этой связи необходимо широко использовать эффективные средства контроля.

 Чрезмерный  контроль над людьми, тем более  из недоверия, следует избегать. Иногда нужно, как говорят,  «отпустить поводья», максимально расширить полномочия людей в процессе выполнения своих обязанностей и проверять лишь самое важное — результаты.

С другой стороны, продолжительное отсутствие контроля также является неблагоприятным  признаком, свидетельствующим о  безразличном отношении руководства к людям, делам организации или подразделения, что неминуемо вызывает обратную реакцию.

Возложение  на конкретное лицо или группы лиц  функций контроля требует от них  не только формального положения  в служебной иерархии, но и личных качеств, склонностей, отношения к ним коллег и подчиненных.

Контроль  осуществляется в соответствии с  определенными принципами, к которым  можно отнести:

1) охват основных сфер деятельности организации и процессов, протекающих в ней;

2)  непрерывность, обусловленная соответствующим характером производственной и хозяйственной деятельности (в ряде случаев контроль может осуществляться эпизодически);

3)  привлечение к осуществлению контроля всего персонала организации или его значительной части;

4)  наличие четкой стратегической направленности, задаваемой основными приоритетами развития организации;

5)  увязка с процессом планирования и преобразований в организации, ее структуре, системе управления;

6) гибкость, приспособление к происходящим изменениям, что обеспечивает его высокое качество и действенность;

7)  своевременность, позволяющая устранять нарушения, прежде чем они примут опасные размеры;

8)  ориентированность на конкретные результаты, повышение эффективности и качества работы фирмы, поддержку нового;

9)  экономичность, предполагающая, что выгоды, приносимые контролем, должны превышать затраты на его проведение (противное свидетельствует о том, что он не улучшает степени владения руководством реальной ситуацией);

10)  индивидуализированность, нацеленность на конкретные процессы, результаты, лиц (требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе);

11) максимальная прозрачность, открытость, гласность, объективность, доброжелательность, исключение слежки за людьми, поиска козлов отпущения, создание благоприятного морально- психологического климата;

12)  соответствие характеру контролируемого процесса;

13) регулярное подведение итогов контроля, своевременное проведение корректирующих мероприятий, поощрение отличившихся и наказание нерадивых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Виды  контроля. Классификация 

 

Контроль  подразделяется на внешний и внутренний, внутренний управленческий и ревизию.

Внутренний  контроль предусмотрен Уставом организации, фирмы, когда предусмотрено создание ревизионной комиссии на фирме, штатного аудитора-бухгалтера, приглашенный аудитор по договору с оплатой за оказание фирме консалтинговых, юридических или аудиторских услуг.

Внутренний  управленческий учет осуществляется руководителями и контролирует выполнение распоряжений, инструкций: должностных, технологических, общесанитарных, противопожарных, противоэпиде-миологических и других. Внешний контроль могут осуществлять государственные контролирующие органы, такие как союз потребителей, профсоюзы, аудиторские фирмы и компании, экспертные бюро, сертификационные, лицензионные и другие общественные объединения.

Внешний контроль разнообразен, имеет элементы механизма контроля на стадии получения  сведений и выявления нарушений.

Выдача  разрешений на вид деятельности осуществляется контролирующими органами в виде разрешения или согласия на совершение (много) разового доступа, Аккредитация – устанавливается для осуществления контроля образовательной деятельности, обязательной сертификации брокерской работы. Аккредитация является результатом изучения или проверки с точки зрения способности эффективно и качественно осуществлять установленную деятельность.

Экспертиза – проводится при  контрольной деятельности для оценки продукции, оценки процедур после экспертных исследований по научно-обоснованным методикам в экспертных лабораториях и центрах. Выставление стационарных и временных постов на контролируемых объектах применяют в сферах особо важного контроля, например санитарного и эпидемиологического, на таможнях, налоговые посты на спиртоводочных предприятиях. 
 
Сертификация продукции и услуг – это подтверждение того, что продукция соответствует требованиям ГОСТа, показателям качества для защиты потребителя от недобросовестных производителей, контроля безопасности, создания благоприятных условий для предпринимателей на рынке. 
 
Контроль с сертификацией проводится за счет испытаний и проверки соответствия стандарта и заявленного качества. 
 
Сертификат безопасности, выдаваемый заявителю, подтверждает соответствие условий труда и техники безопасности при изготовлении продукции. 
 
Обязательная сертификация устанавливается специальными законами на особо опасных производствах, добровольная сертификация продукции проводится по инициативе производителя и за его счет с целью подтверждения, что данная продукция соответствует требованиям стандартов, ТУ и рецептур. 
 
Формы реагирования контролирующих органов на нарушения многообразны, они включают полномочия в виде пресечения выявленных нарушений. 
 
Реализация таких полномочий предусматривает представление предписаний, ограничений, и запретов на определенные виды деятельности, наложение штрафов, уничтожение вредной продукции, заявление исков в суд. 
 
Маркирование осуществляется на товарах и продукции, поступающих в торговлю, строительство и защищает продукцию от подделок. Разновидностью маркировки являются акцизные марки, клеймо. 
 
Идентификационные обозначения и регистрация позволяют контролировать субъекты в налоговой инспекции, регистрировать ценные бумаги и договора, интегральные и микросхемы, внешнеторговые сделки. 
 
Существуют формы негосударственного контроля между субъектами и потребителями, работодателями и профсоюзами. Лизингодатели осуществляют контроль за соблюдением условий договора как общественного контроля. 
 
Внутрикорпоративный контрольно-коллективный контроль участников или потребителей вида услуг (у риэлтеров), участников рынка ценных бумаг. 
 
Саморегулирование – это контроль за исполнением своими членами коллектива или участие в защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Контроль несут как общественные объединения, так и инвесторы и физические лица. 
 
По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, контролирующих и контролируемых органов, организаций, людей, групп; различают контроль внутренний и внешний. Контроль называется внутренним тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект. 
 
Контроль, в котором субъектом является руководитель производством, начальник цеха, директор предприятия или объединения; руководитель подразделения или службы. В зависимости от категорий руководителей и задачи контроля целесообразно различать типы контроля. 
 
Любой конкретный вид контроля, например, контроль руководителей производства, имеет некоторые общие для всех конкретных видов контроля признаки. С помощью определенного набора этих признаков или характеристик проводится различение одного вида контроля от других видов. Такими характеристиками или признаками могут служить: задача контроля, объект и субъект контроля, типы и общие методы контроля.

 

Различение  видов контроля осуществляется на основе классификации. Любая классификация  проводится путем выделения какого-либо признака или основания, а также  некоторого набора таких признаков  или оснований.

Существует  множество оснований или признаков для различения отдельных видов контроля. В литературе встречаются, например, следующие признаки или основания: время осуществления, применяемые формы и методы, сфера и объекты контроля; классификация задач, методологическая основа классификации; задачи, масштабы, время. С помощью признаков или оснований проводится характеристика конкретных видов контроля, то есть обобщающая характеристика каждого отдельного вида контроля, что служит базой для сравнения их между собой. На базе этого сравнения и строится классификация видов контроля. 
 
Проведем общую характеристику вида контроля с помощью признаков или оснований контроля, рассмотренных выше. Анализ различных видов контроля позволяет сделать вывод о целесообразности включения в систему таких признаков или оснований следующих: субъект и объект контроля; задача контроля и тип контроля; общие методы контроля. На рис. приведена схема общей классификации видов контроля. 
 
Конкретная видовая характеристика контроля начинается с описания задачи контроля. При этом особо важно выделение двух черт, характеризующих задачу контроля. Во-первых, характер субъекта, поставившего задачу контроля. Субъект может быть внешним или внутренним по отношению к объекту контроля. Во-вторых, какой является эта задача контроля – общей или частной. 
 
На основании характеристики задачи контроля выделяются линейный, функциональный и операционный типы контроля. Таким образом, тип контроля является обобщенным признаком или основанием для характеристики вида контроля. Другим таким основанием, или признаком, является один или несколько общих методов контроля – предварительный, направляющий, фильтрующий, последующий. 
 
Два выделенных основания, или признака, наложенные на объект контроля, состояние и поведение которого измеряется, оценивается и корректируется с помощью общих и частных методов контроля, позволяют выделить конкретный вид контроля. 
 
Характеристика вида контроля по данной логической схеме позволяет также расширить характеристику понятия контроля вообще в дополнение к характеристике понятия контроля с точки зрения происхождения, значения и смысла контроля, приведенного в предыдущей части работы. С помощью данной логической схемы проведем характеристику видов контроля в системе управления производством. 
 
Государственный контроль осуществляется от имени государства с использованием государственных полномочий. 
 
Общественный контроль осуществляется от имени общественных организаций, контрольные полномочия которых не носят, как правило, юридически властного характера. 
 
Народный контроль представляет собой сочетание государственного контроля с общественным контролем трудящихся на предприятиях, фирмах, учреждениях и организациях. 
 
Названные виды контроля используются во всех сферах государственной и общественной жизни. Поскольку объектом нашего исследования является управление организацией и его отдельные звенья, то мы рассмотрим сферу действия этих родовых видов контроля применительно к производству. Каждый из родовых видов контроля осуществляется посредством конкретных видов контроля, представляющих собой исторически сложившуюся устойчивую форму контроля. Например, родовой вид – государственный контроль – осуществляется посредством следующих конкретных видов контроля: контроля Государственной Думы и Совета Федерации, контроля Правительства, судебного контроля, контроля прокуратуры, Госарбитража, Министерств Финансов, по налогам и сборам и другим ведомств, госинспекций. Увязывание сферы действия этих конкретных видов контроля с определенным объектом позволяет рассматривать их с конкретными субъектами контроля и давать конкретную характеристику на основе признаков, выделенных в предыдущей части работы и характеризующих более полно рассматриваемый вид контроля.

 


Информация о работе Контроль и его аспекты