Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:15, курсовая работа
целью данной курсовой работы является изучение контроля, как функции менеджмента.
Для достижения поставленной цели необходимо решение поставленных задач:
− изучение сущности и необходимости контроля менеджменте;
− рассмотрение видов контроля и их задач;
− выделить основные этапы процесса контроля, а также их задачи;
− охарактеризовать современные формы организации контроля в менеджменте и механизмы их реализации.
Введение 3
1 Теоретические основы контроля в менеджменте 5
1.1 Необходимость и сущность контроля в менеджменте 5 1.2 Основные виды контроля и их задачи 7
2 Организация процесса контроля 13
2.1 Этапы процесса контроля и их задачи 13
2.2 Характеристики эффективного контроля 18
2.3 Учёт поведенческих аспектов в организации процесса контроля 19
2.4 Контроль на предприятии лёгкой промышленности города Витебска
ОАО «Знамя индустриализации» 22
3 Современные формы организации контроля в менеджменте и механизмы их реализации 28
3.1 Мониторинг 28
3.2 Контроллинг 30
Заключение 33
Список использованных источников 35
3 Современные формы организации
контроля в менеджменте и
3.1 Мониторинг
В современных условиях в организациях появляются новые формы осуществления функции контроля ─ например, мониторинг и контроллинг.
Мониторинг - это система постоянного наблюдения, сбора, обработки информации за отдельными составляющими внешней или внутренней среды предприятия. Эту функцию, как правило, вменяют определенной должности и ее выполнение вписывают в должностную инструкцию работника (либо организуют отдельное подразделение).
Основная сфера практического применения мониторинга - это информационное обслуживание управления в предметных областях деятельности.
Важность мониторинга определяется тем, какие он должен выполнять функции, к которым отнесем следующие:
- наблюдение за состоянием организации на основе установленных системой показателей (индикаторов);
- определение степени отклонения фактически полученных данных о деятельности организации от предусмотренных;
- проведение диагностики с целью выявления состояния организации, причины появления проблем в управлении и на основе полученных данных об отклонениях или серьезных ухудшениях в состоянии и развитии сформировать основания для возможных путей ее решения;
- предложение оперативных, своевременных управленческих решений по нормализации деятельности всей организации в соответствии с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями;
- позволяет осуществлять регулярную текущую корректировку целей и показателей развития организации в случае ее необходимости, включая стратегические.
Чтобы мониторинг действительно мог оказывать существенную помощь руководству организации, необходимо формирование его системы на основе научно разработанной методологии и практико-ориентированных методик.
Таким образом, мониторинг является не только информационной базой для функций управления, можно утверждать, что он является основой для реализации других управленческих функций, в том числе планирования, организации, мотивации, контроля и др. Мониторинг становится составной частью системы управления и его составной части - информационной подсистем.
Можно выделить следующие виды мониторинга:
1. Реализация программ. Данный вид мониторинга направлен на сбор информации об основных ресурсах и продуктах программы.
2. Анализ качества предоставленных услуг. Данный вид мониторинга направлен на сбор информации о качестве, предоставляемых услуг с использованием «обратной связи».
3. Финансовый менеджмент. Финансовый мониторинга используется для отслеживания направлений использования ресурсов и результатов, получаемых при использовании ресурсов.
4. Мониторинг оборудования - программа для мониторинга и управления оборудованием ─ датчиками и приборами на предприятии. Позволяет управлять процессами дистанционно с использованием интернета или локальных сетей.
5. Определение степени удовлетворенности клиентов. Данный вид мониторинга тесно связан с мониторингом качества услуг. Инструментами данного вида мониторинга являются различные опросы, интервью и.т.д.
При проведении мониторинга программы необходимо отслеживать следующие элементы:
- использование ресурсов (соответствие потраченных ресурсов плану);
- процесс выполнения программы (соответствие содержания и сроков мероприятий графику выполнения работ, соблюдение технологий, методов, процедур);
- результаты проведения программы (на сколько достигаются поставленные цели);
- влияние проведения программы (как проведение программы влияет на ситуацию, в чем заключается её влияние).
Таким образом, в процессе мониторинга важна методика обработки и анализа информации, а также определение лиц, которые получат данную информацию. Также следует отметить, что мониторинг стал самостоятельным направлением управленческой деятельности, где происходит интеграция измерений, исследований, информатики и управления. Мониторинговая система приобрела комплексный, целостный характер.
Например, в рамках НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь есть группа мониторинга социально-трудовой сферы республики, в Национальном банке Беларуси - группа мониторинга финансового состояния предприятия и организаций страны.
3.2 Контроллинг
Контроллинг ─ это система непрерывного планирования, контроля и анализа за прибылью организации. По сути, это соединение функций финансового планирования и финансового контроля и их информационное обеспечение. Главной целью контроллинга является эффективное управление прибылью организации. Контроллинг определяют как внутренний финансовый контроль, который представляет собой организуемый на предприятии процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии. Это внутрифирменная система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля. Это понятие относительно новое, поэтому в разных странах трактуется по-разному. В Великобритании под контроллингом понимается процесс измерения и мониторинга результатов деятельности организации в сравнении с предварительно определенными целями, планами, стандартами и бюджетами, а также принятие требуемых корректирующих действий. При этом часть деятельности по контроллингу автоматизирована, другая ─ нет. В США этот термин понимается несколько шире: controlling function означает вообще деятельность по управлению и контролю, направленную на выполнение производственных операций согласно установленному плану. В Германии под контроллингом обычно понимают систему управления прибылью предприятия. В целом контроллинг ─ своеобразная концепция экономического управления. Этот инструмент интегрированного планирования и контроля ' может применяться на предприятиях разного организационного строения и разной величины. Он выступает как инструмент планирования, учета, анализа состояния дел на фирме, используемый для принятия решений на базе компьютеризированной системы сбора и обработки информации; как система непрерывной оценки разных сторон деятельности компании, ее подразделений, руководителей, сотрудников, охватывающая учет, анализ, контроль как интегральную функцию.
Слово контроллинг произошло от английского to control ─ контролировать, управлять, которое, в свою очередь, происходит от французского слова, означающего "реестр, проверочный список". Но по иронии судьбы в англоязычных источниках термин "контроллинг" практически не используется; в Великобритании и США укоренился термин "управленческий учет" (management accountinq), хотя работников, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, там называют контроллерами (controller). Собственно термин "контроллинг" принят в Германии, откуда он и пришел в Россию, а затем и в Беларусь. Необходимость появления на современных предприятиях контроллинга обусловлена следующими причинами:
- повышением нестабильности
- повышением значимости информации в управлении, требующим построения специальной системы информационного обеспечения управления.
Контроллинг как функция, ориентированная на будущее, служит раннему выявлению новых возможностей и рисков для предприятия. Способность компании к своевременному реагированию на рыночные изменения зависит от временного интервала между возникновением нового шанса или риска и конкретным действием, а также от затрат времени на изменение плана и внедрение новинки. В интересах укрепления позиций фирмы контроллер обязан учитывать вновь возникающие шансы и риски, их возможное влияние на прибыль. Поэтому контроллер постоянно наблюдает за окружающей средой сотрудников, из которой постоянно поступает множество сигналов; определяет, какая информация важна и кто принимает решения, каким образом передать информацию тем, кто ее выполняет. В настоящее время контроллинг как система экономического управления деятельностью фирмы широко применяется в экономически развитых странах. Нет практически ни одной крупной или средней компании, где его использование в той или иной мере не служило бы залогом успеха на рынке. Все чаще он практикуется в мелких фирмах. Это обусловлено тем, что контроллинг выступает в качестве эффективного инструмента, представляющего реальные шансы выстоять в конкурентной борьбе. Внедрение контроллинга началось на предприятиях Беларуси, поскольку это исключительно эффективный метод рыночного хозяйствования, если его применять с учетом конкретных белорусских условий.