Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 08:13, реферат
Во-первых, контроль – это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции.
Во-вторых, контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию.
Контроль в менеджменте. Виды контроля
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»
заочное юридическое отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Менеджмент»
на тему: «Контроль в менеджменте. Виды контроля»
Работу выполнил:
студент группы 93/2
В.В.Чернова
Казань, 2010 г.
Контроль в менеджменте. Виды контроля
Во-первых, контроль – это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции.
Во-вторых, контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию.
Выделяют две основные
функции контроля – предупреждение
возникновения кризисных
Первая из этих функций
призвана выявить проблемы и дать
возможность скорректировать
Вторая из названных функций состоит в активной поддержке того, что является успешным в работе организации. Эта функция призвана определить, какие направления деятельности организации в наибольшей мере способствуют достижению ее целей.
Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют её направление деятельности, распределяя её усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации.
Цель контроля – предотвращение ошибок.
Необходимость контроля вызывается несколькими обстоятельствами:
а) на выполнении управленческих
решений сказывается изменение
внешней среды организации. Это
изменение может сделать вполне
реальные в момент их принятия планы
недостижимыми в процессе их реализации
в силу изменения законов, технологий,
социальных ценностей, условий конкуренции
и т.д. Для того, чтобы иметь
возможность отреагировать
б) функционирование самой
организации, ее структура меняется
и в ходе выполнения управленческого
решения может выясниться, что
эта структура или другие внутренние
переменные организации перестали
соответствовать задачам
в) решения выполняют люди, которые не могут быть с абсолютной точностью запрограммированы на определенные действия. Их деятельность также нуждается в контроле.
Выделяют внешний и внутренний контроль. Внутренний контроль имеет место, когда его субъект и объект находятся в одной системе, внешний – в разных системах.
Внешний контроль производится
администрацией (например, вышестоящим
руководством - президентом компании,
вице-президентом и т.д.) или специальными
сотрудниками – контролерами (например,
органами власти, налоговой инспекцией,
банком, техническими инспекциями, санитарными
и природоохранными организациями
и т.п. на основе действующих законов
и постановлений
Внутренний контроль организации обеспечивается её же силами, его выполняют сами исполнители: они следят за своей работой и её результатами, вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность.
При разработке эффективной системы внутреннего контроля руководство предприятия, как правило, преследует следующие цели:
1. Обеспечение надежной
информацией для успешного
2. Обеспечение сохранности
активов, документов и
Материальные активы предприятия
должны быть защищены надежной системой
контроля в целях предупреждения
их хищения, использования в неподобающих
целях или случайного уничтожения.
Серьёзной защиты и контроля требуют
и неосязаемые активы (дебиторская
задолженность), важные документы (договора
и контракты) и регистры бухгалтерского
учета (Главная книга и журналы).
В связи с развитием
3. Обеспечение эффективности
хозяйственной деятельности в
целях избежания
4. Обеспечение соответствия
предписанным учетным
- положениями об отделе,
службе, иных подразделениях
- должностными инструкциями
руководителей, менеджеров и
- приказом об учетной политике предприятия;
- приказами и распоряжениями
генерального директора (
5. Обеспечение выполнения
требований федеральных
Для большей наглядности
классификация внутреннего
Таблица 1
Классификация внутреннего контроля.
Признак классификации |
Элементы класса внутреннего контроля |
Форма контроля |
1.Финансовый контроль. 2.Административный контроль.. |
Время осуществления контрольных действий. |
1. Предварительный контроль 2. Текущий контроль. 3. Заключительный контроль. |
Область контроля (т.е. кого (или что) контролируем). |
1. Человеческие ресурсы. 2. Материальные ресурсы. 3. Финансовые ресурсы. |
Источники данных контроля. |
1. Документальный контроль. 2. Фактический контроль. 3. Автоматизированный контроль. |
Характер контрольных мероприятий. |
1. Плановый контроль. 2. Внеплановый контроль. |
Полнота охвата объекта контроля. |
1. Сплошной контроль. 2. Не сплошной контроль. |
Методические приёмы контроля. |
1. Общенаучные методические
приёмы контроля (анализ, синтез, индукция,
дедукция, редукция, аналогия, моделирование,
абстрагирование, эксперимент 2. Собственные эмпирические
методические приёмы контроля (инвентаризация,
контрольные замеры работ, 3. Специфические приёмы
смежных экономических наук (приёмы
экономического анализа, |
Итак, разберем некоторые элементы представленной выше таблицы.
1. Формы контроля. Фирмы широко используют две формы контроля - финансовый и административный. Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различными. В центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности, а также по фирме в целом. Данный контроль позволяет видеть всю действительную картину состояния производства. И потому от его эффективности, в конечном счете, зависит качество принимаемых решений и своевременное их исполнение. Административный, контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения текущих задач, программ, планов.
2. По времени
осуществления контрольных
а) Предварительный контроль. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определённых правил, процедур и линий поведения. Например, если писать чёткие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки до подчинённых, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, всё это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трёх ключевых областях – по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
Предварительный контроль в
области человеческих ресурсов достигается
в организациях за счёт тщательного
анализа тех деловых и
Предварительный контроль в области материальных ресурсов осуществляется путём выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Цель данного контроля – произвести высококачественную продукцию
Важнейшим средством предварительного
контроля финансовых ресурсов является
бюджет, который позволяет также
осуществить функцию
б) Текущий контроль. Как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчинённые сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчинённых, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьёзные трудности для всей организации.
Отклонения, на которые система должна реагировать, чтобы достичь своих целей, могут вызываться как внешними, так и внутренними факторами. К числу внутренних факторов следует отнести проблемы, связанные с переменными величинами. Внешние факторы – это всё то, что воздействует на организацию из окружающей её среды: конкуренция, принятие новых законов, изменение технологии, ухудшение общей экономической ситуации, изменения системы культурных ценностей и многое другое.
Текущий контроль не проводится
буквально одновременно с выполнением
самой работы. Скорее он базируется
на измерении фактических
Организационные системы
контроля с обратной связью, используемые
в управлении, во многом похожи на систему
термостат-обогреватель (при понижении
температуры в помещении от термостата
к обогревателю поступает сигнал
и обогреватель нагревается до тех
пор, пока не поступит второй сигнал –
о том, что достигнута нужная температура).
Но есть одно очень важное отличие.
Система термостат-обогреватель –
это замкнутая система