Контроль в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля.
Таким образом, вышесказанным подтверждается актуальность данной темы.
Целью работы является проанализировать контроль в системе менеджмента на примере АО «Континенталь».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Контроль и его сущность:
1.1. Сущность контроля 5
1.2. Виды контроля 6
1.3. Процесс контроля 12
1.4. Требования предъявляемые к контролю 20
Глава 2. Контроль в АО «Континенталь» 24
Заключение 31
Список литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Контроль в системе менеджмента (на примере организации).doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

•                     стилем управления фирмой (при авторитарном должен преобладать внешний контроль, а при демократическом - самоконтроль);

•                     возможностью получить надежную оценку результатов деятельности работников и спросить с них персонально за порученное дело (если подобная возможность имеется, предпочтительнее внешний контроль, если нет-   внутренний);

•                     характером подчиненных (для педантичных людей больше подходит внешний контроль, а для творческих личностей - внутренний);

•                     микроклиматом в коллективе (при благоприятном лучше внутренний контроль, а при неблагоприятном - внешний, позволяющий волевым путем сглаживать или предотвращать возможные конфликты);

•                     наконец, принятой системой вознаграждения за результаты труда (в условиях преобладания индивидуальных форм на первом месте находится внешний контроль, при коллективных - внутренний).

 

                                  Таблица 1. Классификация внутреннего контроля     

 

Признак классификации

Элементы класса внутреннего контроля

1

2

Форма контроля

1.              Внутренний аудит.

2.              Структурно    функциональная    форма
внутреннего аудита

Время осуществления контрольных

действий

1.              Предварительный контроль

2.              Текущий контроль.

3.              Заключительный контроль.

Уровень

автоматизации контроля

1. Неавтоматизированный внутренний контроль.

2.Частично автоматиз. внутренний контроль. 3.Полностью автоматизир. внутр. контроль.

Методические приёмы

контроля

1.              Общенаучные     методические    приёмы
контроля    (анализ,    синтез,    индукция,
дедукция,        редукция,        аналогия,
моделирование, абстрагирование, эксперимент
и др.).

2.              Собственные  эмпирические  методические
приёмы       контроля       (инвентаризация,
контрольные  замеры  работ,  формальная  и
арифметическая     проверки,      встречная
проверка,  метод  сопоставления  однородных
фактов, служебное расследование, экспертизы
различных видов,  сканирование,  логическая
проверка, письменный и устный опросы и др.)

3.              Специфические     приёмы     смежных
экономических  наук  (приёмы  экономического
анализа,         экономическо-математические
методы,   методы   теории   вероятностей   и
математической статистики.

Иерархичность объектов контроля

1.              Контроль системы объектов в целом (всей
коммерческой организации).

2.              Контроль подсистем системы объектов.

3.              Контроль отдельных объектов.

Функциональная направленность контроля

1.              Административный контроль.

2.              Финансово-экономический контроль.

3.              Бухгалтерский контроль.

4.              Правовой контроль.

5.              Технический контроль.

6.              Технологический контроль.

7.              Кадровый контроль.

8.              Контроль, направленный на обеспечение
безопасности коммерческой организации.

Характер

взаимоотношений контролирующего и контролируемого работника

1,              Контроль, обусловленный отношениями
подчинённости.

2.              Контроль, не обусловленный отношениями

ПОДЧИНёнНОСТИ.

Временная

направленность

контроля

1.              Стратегический контроль.

2.              Тактический контроль.

3.              Оперативный контроль.

Пространственный аспект

1.              Входной контроль

2.              Процессный контроль

3.              Выходной контроль

Источники     данных контроля

1.              Документальный контроль.

2.              Фактический контроль.

3.              Автоматизированный контроль.

Характер контрольных мероприятий

1.              Плановый контроль.

2.              Внезапный контроль.

Периодичность прове­дения    контрольных мероприятий

1.              Системный контроль.

2.              Периодический контроль.

3.              Эпизодический контооль.

Полнота      охвата объекта контроля

1.              Сплошной контроль.

2.              Несплошной контроль.

Интенсивность проведения контроля

1.              Контроль, осуществляемый в облегчённом
режиме.

2.              Контроль,  осуществляемый в нормальном
режиме.

   1.3. Процесс контроля                                                                            

Процесс контроля включает в себя три этапа:                                                

    >    Установление стандартов

  Первый этап процедуры контроля дeмонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты - это конкретные цели, прогресс в измeнении которых поддаётся измерению. Эти цели явным образом вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.

  Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие  важные  вопросы:  «Что  мы  должны  сделать,  чтобы  достичь запланированных целей?» и «Что осталось не сделанным?»

                          

 

                            Рис. 2 Общая схема процесса контроля



16

 

 


Желаемое

выполнение



Фактическое выполнение


Измерение фактического

выполнения


Сравнение фактического выполнения

с нормативами



16

 

 



16

 

Коррекция


Программа коррекции


Анализ причин

отклонения


Идентифи­кация отклонении

 

 



16

 

Относительно легко установить показатели результативности для таких величин как прибыль, объём продаж, стоимость материалов так как, они поддаются количественному измерению. Но некоторые важные цели и задачи организаций выразить в числах невозможно.

  Опасность использования косвенных проявлений каких-либо величин вместо прямых измерений этих величин состоит в том, что на эти измеряемые косвенные проявления могут оказывать воздействие и совершенно другие переменные. Например, низкая частота увольнений может отражать не высокую степень удовлетворённости работой, а общее плохое состояние экономики. Менеджеру нужно быть всё время на чеку и научиться отделять симптомы от истинных причин. Очень важно, чтобы руководители ясно осознавали, что в данной конкретной ситуации на результаты их действий будут оказывать влияние очень многие факторы.

 

> Сопоставление достигнутых результатов с установленными

стандартами

   На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом он принимает и ещё одно   очень   важное   решение:   насколько   допустимы   или   относительно безопасны обнаруженные отклoнения от стандартов. На этой второй стадии процедуры контроля даётся оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, зачастую является наиболее заметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации и их оценке.

■                  Определение масштаба допустимых отклонений - вопрос кардинально важный. Если взят слишком большой масштаб, то возникающие проблемы могут принять очень грозные очертания. Но если масштаб взят слишком маленьким, то организация будет реагировать на очень небольшие отклонения, что весьма разорительно, и требует много времени. Такая система контроля может парализовать и дезорганизовать работу организации и будет скорее препятствовать, чем помогать достижению целей организации.

■                  Измерение результатов, позволяющих установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты - это самый трудный и самый дорогостоящий элемент контроля. Для того чтобы быть эффективной, система измерения должна соответствовать тому виду деятельности, которая подвергается контролю. Прежде всего необходимо выбрать единицу измерения, причем такую, которую можно преобразовать в те единицы, в которых выражен стандарт. Так, если установленный стандарт - это прибыль, то измерение следует вести в долларах или процентах, в зависимости от формы выражения стандарта. Если контролируется неучастие в голосовании или увольнения с работы, то измерение должно быть в процентах. В качестве общего правила можно отметить, что стандарт, в специфической форме, предопределяет те величины, которые впоследствии должны быть измерены.

    Выбор подходящей единицы измерения - это зачастую наиболее легкая часть проведения контрольных измерений, обеспечивающих, в конечном  счете  и  весь контроль, достижение  целей организации.  Так же важно, чтобы скорость, частота и точность измерений тоже были согласованы с деятельностью, подлежащей контролю. Так, например, фармацевтическая фирма должна осуществлять исключительно строгий и точный контроль над качеством своей продукции. Даже микроскопическое количество примесей может буквально убить покупателя. Поэтому система измерений при контроле качества продукции в фирме - производителе лекарств должна быть исключительно точной и действовать достаточно оперативно, чтобы отсортировать брак прежде, чем он уйдет с фабрики. Однако, несмотря на необходимость высококачественных измерений, производитель лекарств не может таким образом проверять большую часть своей продукции, поскольку такие измерения разрушают лекарства. Если проводить измерения через чур часто, то это будет очень дорого, и лишь немногие позволят себе купить такой дорогой товар. Все эти эффекты прямо противоположны тем социальным и финансовым целям, которые ставят перед собой фармацевтические фирмы. Поэтому эти фирмы подвергают полной проверке лишь отдельные выборки образцов лекарств из каждой партии. Другими словами, измерения проводятся лишь для того, чтобы обеспечить высокую вероятность безопасности покупателей.

    Аналогично,   большинство   организаций    не   слишком   часто

проводят аудиторские проверки и инвентаризацию материальных запасов. Если изготовитель будет каждый день пересчитывать запасы материалов, он будет точно знать, например, сколько он теряет из-за воровства. Но фирма в этом случае ничего другого не сможет делать, потому что все свое время будет занята подсчетами. Поэтому большинство фирм-изготовителей проводят крупные инвентаризации, примерно, раз в шесть месяцев. По опыту они знают, что за этот период потери от воровства будут в пределах допустимых отклонений. Банки, напротив, подсчитывают свою выручку каждый день, поскольку деньги - это самый привлекательный предмет для кражи. Однако тщательные   аудиторские проверки всех своих бухгалтерских записей они осуществляют очень редко. Вот почему отдельным мошенникам иногда удается совершать хищения и оставаться незамеченными.

( Однако любая система сбора и обработки информации относительно дорога. Стоимость проведения измерений зачастую является наиболее крупным элементом затрат во всем процессе контроля. Часто именно этот фактор определяет, а стоит ли вообще осуществлять контроль? Поэтому, в частности (из-за высокой стоимости измерений), менеджер должен избегать искушения измерить все и как можно точнее. Если проводить измерения подобным образом, то затраты на систему контроля будут столь велики, что ее стоимость превзойдет возможные доходы от ее применения. (В коммерческой деятельности цель проведения измерений состоит в увеличении прибыли, а не в том, чтобы точно установить, что же происходит на действительности).

■ Распространение информации играет ключевую роль в обеспечении эффективности контроля. Для того чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Подобная информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принять необходимые решения и действия. Необходимо также быть полностью уверенным, что установленные стандарты хорошо поняты сотрудниками. Это значит, что должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливает стандарты и теми, кто должен их выполнять.

      Основные    трудности,     возникающие     на    пути     сбора    и распространения контрольной информации, связаны с различными коммуникационными проблемами, о которых я говорила раньше. В то время как часть данных собирается и обрабатывается ЭВМ, большая часть информации должна быть обработана человеком. Присутствие человека в этой цепочке сопряжено с возможным искажением информации, на основе которой должны приниматься решения в области контроля. Искажения информации могут сыграть очень значительную роль в тех случаях, когда неизбежны субъективные оценки. Хорошим примером в этом отношении может служить попытка оценки результативности труда управленца. Организации необходимо знать, кто из ее менеджеров хороший работник, а кто нет. Но точно и эффективно определить это трудно, особенно для руководителей низшего звена, на которых не возлагается ответственность за достижение заданных уровней прибыльности и расходов. Хотя, если сформулировать конкретные цели, критерии и стандарты, то оценить результативность менеджера можно с минимальными искажениями и более объективно.

  И снова отмечу, что существуют очевидные свидетельства того, что если активно искать содействия людей, затрагиваемых мерами контроля, то это увеличит взаимное доверие, улучшит распространение информации и, таким образом, способствует повышению эффективности системы контроля в настоящее время также является популярным способом привлечения менеджеров к активному участию в процессе контроля.

  Участие сотрудников организации в процессе контроля может быть вполне эффективным и на самых нижних уровнях управления. В фирме по производству бумаги, известной одному из авторов, рабочих на производственных линиях обучали основным понятиям бухгалтерской отчетности и экономики производства для того, чтобы все они могли понять и оценить важность выполнения установленных в их работе стандартов. Рабочим также сообщали данные о стандартах, установленных в фирмах-конкурентах, и объясняли, почему так важно, чтобы они трудились эффективно и производительно. Иногда очень важно обеспечить фактическое участие подчиненных в разработке стандартов, хотя это обычно является прерогативой менеджера. В одной из работ показано, что обеспечение участия широкого круга сотрудников в выработке решений и установке целей при формировании бюджета способствовало более интенсивному вовлечению сотрудников в деятельность этой организации и стремлению коллектива достичь общих целей организации.

   За последние годы достигнуты очень большие успехи по распространению информации, имеющей исключительно количественный характер. Сейчас менеджер имеет возможность получить важную информацию в синтезированном виде с уже проведенными необходимыми сопоставлениями почти в момент поступления исходных данных. Некоторые специалисты полагают, что новые средства обработки контрольной информация с исключительно высокой скоростью открывают сегодня возможности создания крупных организаций. Конечно, сегодня нет ни одной крупной организации, в которой для целей контроля не использовались бы компьютеры. Более подробно я рассмотрю эти новые информационно-управляющие системы в следующих разделах.

   Стадия этапа сопоставления заключается в оценке информации о полученных результатах. Менеджер должен решить, нужная ли, информация получена, и важна ли она. Важная информация - это такая информация, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения.

     Иногда, оценка     информации     определяется     политикой

организации. Руководство банка может, например, потребовать от сотрудника, ведающего кредитами, отказать клиенту, если его задолженность превысила определенный процент его доходов или активов. Во многих случаях мерой может служить масштаб допустимых отклонений, установленный ранее. Очень часто, менеджеры должны давать личные оценки и интерпретировать значимость полученной информации и устанавливать корреляцию запланированных  и  фактически достигнутых результатов. При этом менеджер должен принимать в расчет риск и другие факторы, определяющие выбор того или иного решения. Цель этой оценки состоит в том, чтобы принять решение - необходимо ли действовать, и если да, то как.

Информация о работе Контроль в системе менеджмента