Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной. Условия неопределенности связанны с недостаточностью и неполнотой информации для оперативного управления предприятием.

Содержание работы

ЗАДАНИЕ 1. Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте 3
1.1.Понятие и сущность контроллинга. Контроль как важнейшая составная часть контроллинга 3
1.2.Виды контрольных функций и их основные элементы 6
1.3.Способы реализации задач контроллинга менеджером 7
ЗАДАНИЕ 2. Рассмотреть существующую на предприятии практику подготовки и принятия управленческих решений 15
2.1.Виды управленческих решений 15
2.2.Схема процедуры принятия решений 18
2.3.Совершенствование процедуры принятия управленческих решений 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Контроллер является «продавцом» целей и планов и должен создать аппарат, помогающий определить «местонахождение» предприятия на данный момент на основе сравнений плановых и фактических показателей и разработать соответствующие корректирующие мероприятия. Однако планирование нельзя отделить от руководства. Цели и планы только тогда реалистичны, когда за ними стоит кто-то, занимающийся их реализацией. Этот кто-то должен быть мотивирован и вовлечен в работу. В связи с этим контроллер в качестве продавца планов должен заниматься линейным менеджментом10.

Итак, сегодня все сильнее проявляется тенденция формирования специалиста нового профиля, которого называют контроллером.

Должность контроллера можно найти на каждом предприятии. Везде есть финансовые и экономические отделы или бухгалтерия. Исходной базой для контроллера является внутрифирменная система финансово-экономических расчетов. Руководитель финансово-экономического отдела, в ведении которого находятся финансы, бухгалтерия, производственный учет и калькулирование, выполняет одновременно функции контроллера и финансиста.

Итак, перечислим функции контроллера:

1. Функция обеспечения. Для определения места функций контроллера в функциональной структуре предприятия функция обеспечения имеет центральное значение. Логистическую функцию наряду с руководителями отделов закупок, персонала и финансов выполняет контроллер как специалист по информации. Финансист добывает деньги, а контроллер поставляет информационные и плановые данные, преимущественно количественную информацию, ведь в итоге успех или неудача предприятия характеризуются конкретными показателями. Поэтому контроллер нуждается во внутреннем управленческом учете, который следовало бы называть информационной системой для экономических расчетов.

Поскольку контроллер – это человек, который должен подготовить информацию, чтобы предприятие могло функционировать в соответствие с конкретными планами и целями, получается, что ему должен подчиняться отдел обработки данных.

2. Функция организации. Организационная работа преимущественно заключается в регулировании информационных потоков. Помимо этого, она тесно связана с обработкой данных.

Каждая информационная система менеджмента должна быть одновременно его плановой системой. Только путем обязательного параллельного получения плановой и фактической информации реализуется эффективный процесс контроллинга. В связи с этим контроллер является как «продавцом» целей и планов, так и поставщиком фактических данных. Он нуждается в критериях оценки, чтобы осуществлять процесс регулирования. Контроллер, который занимается только учетом, но не планированием, односторонне выполняет свои функции11.

Функциональные обязанности контроллера

1. Руководство плановой и бюджетной работой; координация и взаимное согласование отдельных целей и планов.

2. Содержание информационной системы отчетности, точно и быстро функционирующей и обеспечивающей получение каждым именно той информации и документов, в которой он нуждается в своей области принятия решений (информационная система менеджмента).

3. Консультирование работников линейных отделов, прежде всего отдела сбыта, производственного отдела и отдела закупок, в процессе принятия ими решений. Описание последствий этих решений, а также разработка альтернатив улучшения ситуации предприятия по показателям оборота, затрат и прибыли и рекомендаций по выбору наиболее приемлемых из предложенных альтернатив.

4. Проведение расчетов эффективности инвестиций и подготовка мероприятий по внедрению современных методов менеджмента в интересах предприятия.

5. Анализ существующих взаимосвязей, методов и состояния системы управления, их сравнение с поставленными целями, ограничениями, заданными правлением предприятия, и критериями результативности.

6. Сохранение имущественного комплекса предприятия.

7. Осуществление текущего контроля за затратами.

8. Выполнение функций председателя комитета по расчетам цен на продукцию.

9. Проявление инициативы в вопросе увязки уровня оплаты труда работников, в первую очередь руководителей продуктовых групп и агентов по сбыту, с результативными показателями.

10. Недопущение того, чтобы намеченные мероприятия по совершенствованию так и остались на бумаге, поддержка их внедрения в практику работы линейных отделов12.

Современные условия функционирования любой организации диктуют руководству предприятия новые требования к ее управлению.

В настоящее время все большее количество руководителей стали уделять внимание разработке детальных планов (бюджетов) развития организации. Для их разработки необходимо исследовать, а затем и проанализировать множество факторов. Для выполнения данной работы необходим специалист в этой области, которого называют контроллер. В связи с этим увеличилась потребность в специалистах по данным вопросам.

Кроме того, руководству необходимо самому иметь представление о том, что это за процесс. Поэтому в последнее время возрастает потребность в дальнейшем развитии теории и практики контроллинга.

 

ЗАДАНИЕ 2. Рассмотреть существующую на предприятии практику подготовки и принятия управленческих решений

  • 2.1.Виды управленческих решений

 

Система управления состоит  из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники  управления.

Решение называется управленческим (УР), если оно, разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:

    • стратегическое планирование деятельности организации;
    • управление управленческой деятельностью;
    • управление человеческими ресурсами (активизация знаний, умений, навыков);
    • управление производственной и обслуживающей деятельностью;
    • формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм управления и техническое обеспечение);
    • управленческое консультирование;
    • управление внутренними или внешними коммуникациями.13

Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях — как процесс и как явление.

Как процесс  УР — это выполнение восьми основных процедур: информационная подготовка, разработка вариантов, согласование вариантов, выбор одного варианта, утверждение, реализация, контроль выполнения УР и информирование инициатора решения (рис. 1).

 

 

 

 

 

Подготовка  УР

Информационная  подготовка                        Þ

Разработка  вариантов      Þ

Согласование  вариантов Þ

Выбор одного варианта  Þ

Утверждение одного варианта                           Þ

 

 

Управленческое  решение в компании

Реализация  УР

Þ Выполнение

 

Þ Контроль выполнения

 

Þ Информирование


 

Рис. 1. Процедуры, составляющие процесс ПРУР14

 

УР — это творческое, волевое  действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании. Оно состоит в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или в изменении существующей цели. УР составляет основу процесса управления. Ряд УР может быть представлен набором более мелких, каждое из которых должно внести свой вклад в решение общей проблемы. В рамках предприятия или организации руководителю приходится принимать все типы решений. Поэтому от инициатора общего УР требуются хорошие знания и в технологических областях, а возможно, и в биологических.

Лица, наделенные правом принимать решения или организовывать их реализацию, называются субъектами решения. Ими могут быть физические лица или представители юридических лиц. Исполнители решений иногда называются объектами решения. Таким образом, в упрошенной схеме разработки и реализации решений имеются следующие элементы (рис. 2).

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Упрощенная схема элементов, участвующих в разработке и реализации управленческого решения15

 

На разработку и реализацию решений оказывают влияние множество  факторов. В том числе личностные качества человека, отношения в его  семье, религия, деньги, собственность, общественное мнение и др.

Каждое профессиональное решение должно включать шесть составляющих:

    • субъекта (инициатора) решения: руководителя, специалиста, отдел, компанию;
    • объекта (исполнителя) решения: подчиненного, специалиста, отдел, компанию;
    • предмет решения;
    • цель разработки решения;
    • причины разработки или реализации решения;
    • персонал или население, для которых разрабатываются или реализуются УР16.

  • 2.2.Схема процедуры принятия решений

 

В практической части моей работы я рассмотрю процесс принятия управленческого решения на примере принятия управленческого решения в магазине «Уютерра» по устранению неудовлетворительных результатов работы.

Гипермаркет товаров для дома «Уютерра». С момента открытия первого магазина в 2004 году компания выбрала уникальное позиционирование – это первая специализированная сеть, для тех, для кого важно создание настоящего уюта в доме и кого не удовлетворяет минимальный набор стандартных вещей из гипермаркетов. В магазинах сети по всей России представлено более 25 000 наименований товаров для дома и интерьера: предметы декора, текстиль, посуда, средства по уходу за домом и тысячи подарков на любой вкус.

Процесс принятия решений  начинается с определения проблем (рис.3)

 

Рисунок 3. - Дерево проблем магазина «Уютерра»

           Далее руководством предприятия выявляется наиболее важная для стратегического развития предприятия проблема. Она связана с перестройкой принципов работы маркетингового подразделения фирмы. В рамках решения данной проблемы можно выделить несколько направлений ее решения. С одной стороны, это изменение методологического подхода к организации службы маркетинга на предприятии. А с другой стороны, это изменение влияния человеческого фактора на решение проблемы.

Можно предложить несколько вариантов решения данной проблемы. Приведем их в виде дерева решений (рисунок 4). Для оценки эффективности принимаемого решения целесообразно использовать метода «Дерева решений», который позволяет оценить вероятность благоприятного исхода всех вариантов решения.

 

 

 

Рисунок 4. Дерево решений

 «Дерево решений»  — схема, отражающая структуру  задачи оптимизации многошагового  процесса принятия решений. Применяется  для анализа решений, структуризации  проблем. Ветви дерева отображают  различные события, которые могут  иметь место, а узлы (вершины) — состояния, в которых возникает необходимость выбора. Применяется тогда, когда количество альтернатив и количество шагов принятия решений ограниченно.

Метод, применяется при  многоходовом процессе анализа и  осуществления управленческих решений. Ограничением практического использования данного метода является исходная предпосылка о том, что проект должен иметь обозримое или разумное число вариантов развития. Метод особенно полезен в ситуациях, когда решения, принимаемые в каждый момент времени, сильно зависят от решений, принятых ранее, и в свою очередь определяют сценарии дальнейшего развития событий.17

Алгоритм выбора метода решения определенной проблемы представлен на рисунке 5.

2.3.Совершенствование процедуры принятия управленческих решений

 

Процесс разработки управленческого  решения относится к разряду управленческих процессов. Аналогично производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным — все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т. п.

Проектирование процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.

Оптимизация решения — это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение — это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.

Информация о работе Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте