Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:40, контрольная работа
В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной. Условия неопределенности связанны с недостаточностью и неполнотой информации для оперативного управления предприятием.
ЗАДАНИЕ 1. Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте 3
1.1.Понятие и сущность контроллинга. Контроль как важнейшая составная часть контроллинга 3
1.2.Виды контрольных функций и их основные элементы 6
1.3.Способы реализации задач контроллинга менеджером 7
ЗАДАНИЕ 2. Рассмотреть существующую на предприятии практику подготовки и принятия управленческих решений 15
2.1.Виды управленческих решений 15
2.2.Схема процедуры принятия решений 18
2.3.Совершенствование процедуры принятия управленческих решений 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Контроллер является «продавцом» целей и планов и должен создать аппарат, помогающий определить «местонахождение» предприятия на данный момент на основе сравнений плановых и фактических показателей и разработать соответствующие корректирующие мероприятия. Однако планирование нельзя отделить от руководства. Цели и планы только тогда реалистичны, когда за ними стоит кто-то, занимающийся их реализацией. Этот кто-то должен быть мотивирован и вовлечен в работу. В связи с этим контроллер в качестве продавца планов должен заниматься линейным менеджментом10.
Итак, сегодня все сильнее проявляется тенденция формирования специалиста нового профиля, которого называют контроллером.
Должность контроллера можно найти на каждом предприятии. Везде есть финансовые и экономические отделы или бухгалтерия. Исходной базой для контроллера является внутрифирменная система финансово-экономических расчетов. Руководитель финансово-экономического отдела, в ведении которого находятся финансы, бухгалтерия, производственный учет и калькулирование, выполняет одновременно функции контроллера и финансиста.
Итак, перечислим функции контроллера:
1. Функция обеспечения. Для определения места функций контроллера в функциональной структуре предприятия функция обеспечения имеет центральное значение. Логистическую функцию наряду с руководителями отделов закупок, персонала и финансов выполняет контроллер как специалист по информации. Финансист добывает деньги, а контроллер поставляет информационные и плановые данные, преимущественно количественную информацию, ведь в итоге успех или неудача предприятия характеризуются конкретными показателями. Поэтому контроллер нуждается во внутреннем управленческом учете, который следовало бы называть информационной системой для экономических расчетов.
Поскольку контроллер – это человек, который должен подготовить информацию, чтобы предприятие могло функционировать в соответствие с конкретными планами и целями, получается, что ему должен подчиняться отдел обработки данных.
2. Функция организации. Организационная работа преимущественно заключается в регулировании информационных потоков. Помимо этого, она тесно связана с обработкой данных.
Каждая информационная система менеджмента должна быть одновременно его плановой системой. Только путем обязательного параллельного получения плановой и фактической информации реализуется эффективный процесс контроллинга. В связи с этим контроллер является как «продавцом» целей и планов, так и поставщиком фактических данных. Он нуждается в критериях оценки, чтобы осуществлять процесс регулирования. Контроллер, который занимается только учетом, но не планированием, односторонне выполняет свои функции11.
Функциональные обязанности контроллера
1. Руководство плановой и бюджетной работой; координация и взаимное согласование отдельных целей и планов.
2. Содержание информационной системы отчетности, точно и быстро функционирующей и обеспечивающей получение каждым именно той информации и документов, в которой он нуждается в своей области принятия решений (информационная система менеджмента).
3. Консультирование работников линейных отделов, прежде всего отдела сбыта, производственного отдела и отдела закупок, в процессе принятия ими решений. Описание последствий этих решений, а также разработка альтернатив улучшения ситуации предприятия по показателям оборота, затрат и прибыли и рекомендаций по выбору наиболее приемлемых из предложенных альтернатив.
4. Проведение расчетов эффективности инвестиций и подготовка мероприятий по внедрению современных методов менеджмента в интересах предприятия.
5. Анализ существующих взаимосвязей, методов и состояния системы управления, их сравнение с поставленными целями, ограничениями, заданными правлением предприятия, и критериями результативности.
6. Сохранение имущественного комплекса предприятия.
7. Осуществление текущего контроля за затратами.
8. Выполнение функций председателя комитета по расчетам цен на продукцию.
9. Проявление инициативы в вопросе увязки уровня оплаты труда работников, в первую очередь руководителей продуктовых групп и агентов по сбыту, с результативными показателями.
10. Недопущение того, чтобы намеченные мероприятия по совершенствованию так и остались на бумаге, поддержка их внедрения в практику работы линейных отделов12.
Современные условия функционирования любой организации диктуют руководству предприятия новые требования к ее управлению.
В настоящее время все большее количество руководителей стали уделять внимание разработке детальных планов (бюджетов) развития организации. Для их разработки необходимо исследовать, а затем и проанализировать множество факторов. Для выполнения данной работы необходим специалист в этой области, которого называют контроллер. В связи с этим увеличилась потребность в специалистах по данным вопросам.
Кроме того, руководству необходимо самому иметь представление о том, что это за процесс. Поэтому в последнее время возрастает потребность в дальнейшем развитии теории и практики контроллинга.
Система управления состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления.
Решение называется управленческим (УР), если оно, разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:
Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях — как процесс и как явление.
Как процесс УР — это выполнение восьми основных процедур: информационная подготовка, разработка вариантов, согласование вариантов, выбор одного варианта, утверждение, реализация, контроль выполнения УР и информирование инициатора решения (рис. 1).
Подготовка УР Информационная
подготовка Разработка вариантов Þ Согласование вариантов Þ Выбор одного варианта Þ Утверждение
одного варианта |
Управленческое решение в компании |
Реализация УР Þ Выполнение
Þ Контроль выполнения
Þ Информирование |
Рис. 1. Процедуры, составляющие процесс ПРУР14
УР — это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании. Оно состоит в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или в изменении существующей цели. УР составляет основу процесса управления. Ряд УР может быть представлен набором более мелких, каждое из которых должно внести свой вклад в решение общей проблемы. В рамках предприятия или организации руководителю приходится принимать все типы решений. Поэтому от инициатора общего УР требуются хорошие знания и в технологических областях, а возможно, и в биологических.
Лица, наделенные правом
принимать решения или
Рис.2. Упрощенная схема элементов, участвующих в разработке и реализации управленческого решения15
На разработку и реализацию
решений оказывают влияние
Каждое профессиональное решение должно включать шесть составляющих:
В практической части моей работы я рассмотрю процесс принятия управленческого решения на примере принятия управленческого решения в магазине «Уютерра» по устранению неудовлетворительных результатов работы.
Гипермаркет товаров для дома «Уютерра». С момента открытия первого магазина в 2004 году компания выбрала уникальное позиционирование – это первая специализированная сеть, для тех, для кого важно создание настоящего уюта в доме и кого не удовлетворяет минимальный набор стандартных вещей из гипермаркетов. В магазинах сети по всей России представлено более 25 000 наименований товаров для дома и интерьера: предметы декора, текстиль, посуда, средства по уходу за домом и тысячи подарков на любой вкус.
Процесс принятия решений начинается с определения проблем (рис.3)
Рисунок 3. - Дерево проблем магазина «Уютерра»
Далее руководством предприятия выявляется наиболее важная для стратегического развития предприятия проблема. Она связана с перестройкой принципов работы маркетингового подразделения фирмы. В рамках решения данной проблемы можно выделить несколько направлений ее решения. С одной стороны, это изменение методологического подхода к организации службы маркетинга на предприятии. А с другой стороны, это изменение влияния человеческого фактора на решение проблемы.
Можно предложить несколько вариантов решения данной проблемы. Приведем их в виде дерева решений (рисунок 4). Для оценки эффективности принимаемого решения целесообразно использовать метода «Дерева решений», который позволяет оценить вероятность благоприятного исхода всех вариантов решения.
Рисунок 4. Дерево решений
«Дерево решений»
— схема, отражающая структуру
задачи оптимизации
Метод, применяется при многоходовом процессе анализа и осуществления управленческих решений. Ограничением практического использования данного метода является исходная предпосылка о том, что проект должен иметь обозримое или разумное число вариантов развития. Метод особенно полезен в ситуациях, когда решения, принимаемые в каждый момент времени, сильно зависят от решений, принятых ранее, и в свою очередь определяют сценарии дальнейшего развития событий.17
Алгоритм выбора метода решения определенной проблемы представлен на рисунке 5.
Процесс разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов. Аналогично производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным — все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т. п.
Проектирование процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.
Оптимизация решения — это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение — это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.
Информация о работе Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте