Контрольная работа по "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Основу конфликтных ситуаций на предприятии составляет столкновение интересов, мнений, целей, различных представлений о способе их достижения. Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от определенных факторов…

Содержание работы

1. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Природа и причина стрессов.
2. Тест.
3. Приведите пример ситуационного решения менеджером некоторой проблемы. На своем личном примере опишите этапы разрешения конретной ситуации.

Файлы: 1 файл

м 2.docx

— 294.28 Кб (Скачать файл)

1. Конфликты в коллективе и  пути их преодоления. Природа  и причина стрессов.

2. Тест.

3. Приведите пример ситуационного  решения менеджером некоторой  проблемы. На своем личном примере опишите этапы разрешения конретной ситуации.

 

 

Задание №1

 Основу конфликтных ситуаций  на предприятии составляет столкновение  интересов, мнений, целей, различных  представлений о способе их  достижения. Специалистами разработано  немало рекомендаций, касающихся  различных аспектов поведения  людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от определенных факторов…

Причины конфликтов

В психологии конфликт определяется как связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей.

Таким образом, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Существует многовариантная типология  конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликты могут быть:

  • по источникам и причинам возникновения: объективные и субъективные, организационные, эмоциональные и социально-трудовые, деловые и личностные;
  • по коммуникативной направленности: горизонтальные, вертикальные, смешанные;
  • по составу конфликтующих сторон: внутриличностные (между родственными симпатиями и чувством долга руководителя), межличностные (между руководителем и его заместителем по поводу должности, между сотрудниками — по поводу премии); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различных статусов;
  • по функциональной значимости: позитивные и негативные; конструктивные и деструктивные; созидательные и разрушительные;
  • по формам и степени столкновения: открытые и скрытые, спонтанные, инициированные и спровоцированные, неизбежные, вынужденные, лишенные целесообразности;
  • по масштабам и продолжительности: общие и локальные, кратковременные и затяжные, скоротечные и долгосрочные;
  • по способам урегулирования: антагонистичные и компромиссные, полностью или частично разрешаемые, приводящие к согласию и сотрудничеству.

    В самом общем виде  конфликты, возникающие в организации,  могут быть вызваны следующими  тремя группами причин, обусловленных:

-трудовым процессом;

-психологическими особенностями  человеческих взаимоотношений, т.  е. симпатиями и антипатиями;  культурными, этническими различиями  людей, действиями руководителя  и т. д.;

-личностным своеобразием членов  группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

  Первый шаг в управлении  конфликтом состоит в понимании  его источников, т.е. изучение  причин возникновения конфликта.  После определения причин возникновения конфликта нужно минимизировать количество его участников. Чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения. В процессе анализа конфликта, если руководитель не в состоянии сам разобраться в природе и источнике решаемой проблемы, то он может привлечь экспертов. И последнее это само разрешение конфликта.

            Выделяют две группы способов  управления конфликтной ситуацией:  педагогические – это  беседа, просьба, убеждение, разъяснение  требований к работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта. И административные. Силовое разрешение конфликта – подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу. Разрешение конфликта по приговору – решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда.

            Следует внимательно изучать  причины, которые приводят к  конфликтам, принимать меры, снижающие  вероятность их возникновения.  Такие действия называются профилактикой  или предупреждением конфликтов. Руководитель должен заботиться о развитии таких условий, которые рождают в коллективе сотрудничество, сплоченность. К ним можно отнести:

·        Интересную, увлекательную работу;

·        Работу с  коллегами, уважающими друг друга как  личность;

·        Одобрение и стимулирование хорошей работы;

·        Возможность  самосовершенствоваться;

·        Взаимодействие с людьми, интересующимися предложениями  об улучшении работы;

·        Возможность  думать самому, а не выполнять приказы;

·        Возможность  видеть результаты своего труда;

·        Работу под  руководством достойных и квалифицированных  людей.

Эти знания и способности помогают предупреждать конфликты.

              Устранить конфликт – означает  изменить ситуацию таким образом,  чтобы ликвидировать конфликт. Законченным можно считать лишь тот конфликт, в котором устранены как общие (материальные, организационные, управленческие) причины, так и улажены отношения между участниками (снята напряженность, повышенное эмоциональное возбуждение на нервно- психологическом уровне).

             Наиболее типичные способы преодоления  конфликтов, предпринимаемые руководителем:

1.     взаимное примирение  сторон путем бесед, объяснения  последствий и принимаемых мер;

2.     ослабление конфликта  путем взаимных уступок;

3.     устранение одной  из конфликтующих сторон: увольнение, перевод;

4.     расформирование той  и другой стороны;

5.     общие приемы: структурные  изменения, улучшение организации  труда;

6.     устранение психологических  барьеров.

Развитие конфликта может завершиться  по одному из сценариев:

·        победитель – побежденный;

·        побежденный  – побежденный;

·        победитель – победитель;

Победитель – побежденный. Первая сторона как бы заранее признает себя побежденной, она уклоняется от конфликта. Причина – нежелание попасть в ситуацию, провоцирующую возникновение противоречий из-за слабости своей позиции, неумения отстоять свою точку зрения, боязнь враждебных действий. Для нее характерно уклонение от открытой борьбы, но обострение и ожесточение могут вспыхнуть в любой момент самым неожиданным образом. Вторая сторона захватывает «территорию» побежденного. Такая ситуация таит опасности и для той, и для другой стороны.

Побежденный  –  побежденный. Ни одна сторона не выиграла и попадает в ситуацию, худшую, чем до конфликта. При этом борьба может вылиться в другой форме. Лучший способ – это прибегнуть к третьей стороне, авторитет которой признается обеими сторонами.

Победитель  -  победитель. Обе стороны считают, что получили выигрыш, выйдя из конфликта. Стороны правильно понимают сущность противоречия и решают его на конструктивной основе. Это требует от каждой стороны творческого подхода к решению проблемы, совместного участия в поиске альтернатив.

           Самым действенным приемом и профилактическим средством против разрушительных конфликтов является создание здорового психологического климатав коллективе, который характеризуется уровнем слаженности и управляемости, освоением нововведений, взаимопомощью членов коллектива, отсутствием конфликтных ситуаций или наличием их, но решаемых на деловой, конструктивной основе. Наиболее существенными для такого климата являются правильно поставленные взаимоотношения руководства и подчиненных, совпадение формального и неформального авторитета руководителя, забота об организации и условиях труда.

 

 

11.5. Природа и причины стресса

Менеджмент  - Основы менеджмента

Природа стресса.

 

Стресс (от англ. stress - "туго натянуть") - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.

Стресс - обычное и часто встречающееся  явление (повышенная раздражительность  или бессонница перед ответственным  событием и т.п.). Незначительные стрессы  неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс Нулевой стресс - невозможен.

Тот стресс, который имеет отношение  к руководителям, характеризуется  чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением

 

 

 

Рисунок . Модель стрессовой реакции

 

Физиологические признаки стресса - язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические  проявления - раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

 

Причины стресса.

 

Существуют различные теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса  являются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

Если личность находится в состоянии  крайнего стресса, то она будет реагировать  на ситуацию по признаку "битва или бегство". Синдром "бегства" проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция "битвы" позволяет приспособиться к новой окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с симптомами стресса (рис. 11.9).

 

 

 

Рисунок 3. Типичные симптомы стресса

 

По мере того как менеджеры учатся справляться с собственной напряженностью, они одновременно должны решать и  насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность  влияния стрессовых симптомов.

Конечно, разные личности будут по-разному  реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему, так и организации.

Как видно, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 11.10).

 

 

 

Рисунок 11.10. Основные причины стресса

 

Организационные факторы вызывающие стресс. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда  работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда  работник, с одной стороны, хочет  быть принят группой и соблюдать  требования руководства - с другой. В результате возникают чувства  беспокойства и напряжения.

Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что  от него ожидают. В отличие от конфликта  ролей здесь требования не будут  противоречивыми, но они уклончивы  и неопределенны.

Неинтересная работа- четвертый  фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный  режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

Личностные факторы вызывающие стресс. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и могут привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т п.

Однако следует отметить, что  и положительные жизненные события, как и отрицательные, например свадьба, повышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., могут вызвать такой же или даже больший стресс.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджмент"