Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

1.Лидерство, влияние, власть, Формы власти.
1.1 Основа и сущность лидерства
Как показывает практика, ни один фактор не обеспечивает большую пользу и выгоду для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для координации, организации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, наиболее эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где присутствуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Файлы: 1 файл

Мееджмент.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)
  1. церемония вступления в должность;
  2. награды, знаки отличия, звания, должности;
  3. большой рабочий кабинет;
  4. ограничения в допуске посетителей;
  5. служебная машина;
  6. размер оклада и побочных доходов и т.д.

 

 Эти внешние  признаки на первых порах, пока нет  своего мнения, облегчают подчиненным  признавать власть руководителя. Быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот руководитель, стиль работы которого вызывает доброжелательную реакцию подчиненных и коллег.

Руководитель не может  выполнять работы лучше всех. Главное, что он относится к подчиненным  искренне и доброжелательно, принимает решения лишь тогда, когда знает вопрос лучше, чем подчиненные. 

Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:

  1. на убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;
  2. на убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;
  3. на уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.

Должностная власть.

Исторически самым распространенным инструментом влияния была законная власть, основанная на должностном статусе руководителя.  

Должностная власть определяется существующей системой субординации (соподчинения) и совокупностью функций, прав и  обязанностей в структуре управления. Она определяется предоставлением руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных актов, по принуждению подчиненных к их исполнению.  

Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментами, с помощью которых руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы. 

Исполнитель верит, что  влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг подчиняться им. Это влияние стало традицией, в результате которой подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.  

Бесперебойное функционирование фирмы прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать законную власть руководителя. Но такое влияние возможно до тех пор, пока руководитель способен удовлетворить потребности подчиненного. Система, основанная на традициях, рухнет, если не даст своим лояльным сторонникам тепло и защищенность.  

Традиция особенно важна  для формальных трудовых коллективов. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. С помощью традиции повышается быстрота и предсказуемость влияния и значительно упрощается принятие многих решений. 

Предоставление вознаграждений в первую очередь тем, кто лучше подчиняется системе, чем по-настоящему компетентным ее членам, подкрепляет способность руководителя использовать традицию с целью добиться покорности своих подчиненных. 

Традиция обладает огромным преимуществом - безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это повышает стабильность, так как функционирование фирмы не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности. 

В последние годы эффективность влияния через традицию, кажется, снизилась. 

Растущий уровень благополучия и защищенности, более высокий уровень образования, более продолжительный досуг в среднем увеличивают уровень потребности в том, чтобы быть мотивированным компетентностью, уважением и успехом. Возможно, основы традиционной власти подорваны тем, что недостаточно вознаграждаются хорошие исполнители и не наказываются те, чье поведение мешает росту производительности. 

Некоторые исследователи  отмечают, что если полагаться только на традиционную власть, то это может  породить проблемы, потому что войдет в противоречие с ценностями современного трудящегося человека, связанными с его работой. Это может привести к недостаточному использованию потенциала человеческих ресурсов.

Власть, основанная на вознаграждении.

Обещание вознаграждения - один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других людей. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. 

Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление ожиданий подчиненного. Он не сопротивляться этому влиянию, и руководитель добивается от него желаемого поведения. 

Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное, то есть оно  должно быть адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении.

Руководитель должен правильно оценить то, что в  глазах подчиненного является вознаграждением, и фактически предложить его ему. Однако на практике у руководителя есть масса ограничений в возможности выдавать вознаграждение. Фирма имеет ограниченное количество ресурсов на поощрение. 

Поэтому хороший руководитель должен научиться использовать и  другие способы влияния.

Власть, основанная на принуждении.

Власть посредством  принуждения - это влияние через  страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх люди сознательно  или бессознательно разрешают на себя влиять.

Обычно страх ассоциируется  с насилием, с физической болью. Но это далеко не единственный механизм страха. Например, страх потерять интересную и хорошо оплачиваемую работу свойственен, кажется, всем.

В определенных обстоятельствах  можно так легко и эффективно использовать страх: намек на увольнение или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.

Но для компетентного  подчиненного такие грубые приемы не так страшны. Гораздо чаще страх, нагоняемый на такого подчиненного, направлен  не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Например, вскользь брошенное замечание, что другой уже давно справился бы с таким заданием, унижает и может вселить страх.

Влияние через страх  эффективно только в том случае, если человек нарушает регламентированное поведение. Поэтому, чтобы использовать такой инструмент как страх, необходимо иметь эффективную систему контроля, которая стоит дорого.

Исследования показывают, что трудовой коллектив, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего, характеризуется менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Общение, его структура

 

Общение свойственно  всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает  самые совершенные формы, становясь  осознанным и опосредственным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационным или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки.

Содержанием общения  может стать информация о состоянии  внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому. У человека содержание общения значительно  шире, чем у животных.

Цель общения –  это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.

У человека количество целей  общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.

Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации – это способ передачи её от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые  изобретены и усовершенствованы  им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; лазерная и иные формы записей).

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно  разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное ( обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

Функции общения. Признание  самодостаточности и самоценности общения предполагает более широкий  взгляд на функции общения, предполагающий не только обеспечение деятельности, но как средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

В связи с этим можно выделить восемь функций (целей) общения:

1) контактная, цель, которой – установление  контакта как состояния обоюдной  готовности к приему и передаче  сообщения и поддержания взаимосвязи  в форме постоянной взаимоориентированности;

2) информационный обмен сообщениями, т.е. прием – передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.;

3) побудительная стимуляция активности  партнера по общению, направляющая  его на выполнение тех или  иных действий;

4) координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) понимание – не только адекватное  восприятие смысла сообщения,  но понимание партнерами друг  друга (их намерений, установок,  переживаний и т.д.)

6) эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

7) установление отношений –  осознание и форсирование своего  места в системе ролевых, статусных,  деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

8) оказание влияния – изменение  состояния, поведения, личностно-смысловых  образований партнера, в том числе  его намерений, установок, мнений, решений, представлений и т.д.

Структура общения. Учитывая сложность  общения, необходимо каким-то образом  обозначить его структуру с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре  общения можно подойти по-разному. Мы предлагаем характеризовать структуру  общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Все эти три стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому. Однако это раскрытие в каждой из сторон процесса общения имеет свою специфику.

Так, коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами. Интерактивная  сторона заключается в организации  взаимодействия между общающимися  индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно – коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности, для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми.

 

2. Условия эффективного  взаимодействия

 

Межличностные отношения  – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"