Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 08:23, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть организационно-административные особенности управления персоналом и изучить основные функции.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие управления персоналом;
2. Изучить методы управления персоналом в организации;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие управления персоналом 4
2. Методы управления персоналом 10
3. Организационно-административные методы управления 15
Список литературы 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Менеджмент»
Преподаватель:А.А.Ошкордина
Студент: Шемелина О.А.
Направление: Экономика
Группа: ФК – 11 СР
Екатеринбург
2012г.
Министерство образования и науки
ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
_______1________курс, ________ФК – 11СР__________группа ___________________________Шем (фамилия, имя, отчество студента) ______________________________ (название специальности) Письменная работа по дисциплине________Менеджмент__ на тему: ______________________________ ______________________________ ______________________________ (Фамилия, имя, отчество,
должность, научное звание |
Оценка работы ______________________________ СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ «____»_________________2012_г. |
Содержание
Эффективное управление организацией или предприятием невозможно без создания внутри него такой атмосферы, когда весь персонал заинтересован в достижении общей цели, каждый ощущает свою личную причастность к победам и поражениям коллектива. Сегодня успех или неудача в бизнесе во многом зависят от творческой активности работников организации, их готовности взять на себя ответственность за принимаемые решения. Необходимо понимание того, что общий высокий уровень управления может сложиться только в том случае, если каждый будет работать, максимально реализуя свой потенциал.
Проблема человеческого фактора обсуждается на самых разных уровнях, включая правительственный, в большинстве стран мира. На поиск путей ее решения направлены усилия, как теоретиков менеджмента, так и многих практиков. Сегодня теоретический менеджмент в качестве научной дисциплины, имея в своем арсенале все необходимые методы планирования и организации труда, нацелен на поиск практических методов и механизмов эффективного управления персоналом. Основная цель – обеспечение максимально высокого уровня эффективности труда. Пока конкретных путей решения этой задачи не найдено. Важно заметить, что управление людьми в организациях в большей степени строится не на знании, не на основе эффективного способа управления, а на интуиции и личном опыте руководителя. В связи с этим, управление персоналом до сих пор является скорее искусством, чем наукой.
С одной стороны, именно теоретический менеджмент, опирающийся, в первую очередь, на теорию, и уж затем на ее практическое обоснование, может помочь исправить положение в области управления персоналом. В то же время попытки применения сугубо теоретических концепций, не подтвержденных практикой, обречены на провал. Таким образом, необходим синтез теоретических знаний и практического применения концепций управления персоналом.
Современные проблемы в организации работы с человеческими ресурсами, в управлении персоналом требуют своего решения, адаптации зарубежного опыта, накопленного в данных сферах, к российским условиям.
Объект - управление персоналом в организации.
Предмет – основные функции управления персоналом.
Цель работы –
рассмотреть организационно-
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие управления персоналом;
2. Изучить методы управления персоналом в организации;
3. Рассмотреть основные функции управления персоналом.
Наука «управление персоналом» начала формироваться на стыке XIX и XX веков. 100 лет - это внушительный отрезок времени для того, чтобы успела сформироваться не только теория, но и практика.
Теоретической основой для данного научного процесса послужила школа научного управления, в рамках которой и исследовались многие вопросы, которые сегодня принято относить к системе управления персоналом. Дальнейшее развитие науки управления персоналом вплоть до середины 1980-х годов было неразрывно связано с процессом эволюции основных теорий менеджмента, а самоуправление персоналом рассматривалось в качестве одной из функций общего менеджмента.
Сегодня все больше и больше авторов склоняются к тому, что управление персоналом - это скорее не функция менеджмента, а самостоятельная управленческая система особого типа [1; с. 45].
Однако вернемся к школе научного управления. Толчком к развитию научной мысли о процессах управления послужила так называемая «Пятая управленческая революция» (конец XIX - начало XX в.), основными результатами которой явились: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности класса управленцев. В этих достаточно непростых условиях и сложилась первая «серьезная» школа менеджмента - школа научного управления [6; с. 67-70].
Идеологом и родоначальником данной школы является Фредерик Тейлор. В основу своей теории научного управления Тейлор заложил три принципиальных положения: рационально-организованный труд рабочих; наличие формальной структуры организации; поиск механизмов сотрудничества управляющего и управляемого.
Максимальный уровень производительности труда рабочих - вот основной объект исследования и цель Тейлора, для достижения которой он разработал оптимальные методы выполнения трудовых операций. По сути, управление персоналом, по Тейлору, сводится к управлению трудом рабочих с целью максимизации его производительности исключительно на основе ускорения и совершенствования производственно-технического процесса. В этих условиях система заработной платы приняла строго индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от выполнения установленных норм (система прямой сдельщины) [3; с. 45].
Именно эта сторона учения Тейлора нашла широкое применение на промышленных предприятиях. Положение же о сотрудничестве между администрацией и рабочими и равномерное распределение ответственности между ними, как отмечал сам Тейлор, достигнуты не были [2; с.12].
Значительный вклад в становление школы научного управления внесли также Фрэнк и Лилия Гилбрет, которые в начале 1900 гг. начали изучать рабочие операции, используя кинокамеру и микрохронометр.
Важным вкладом этой школы в теорию управления персоналом было систематическое использование технологий стимулирования с целью обеспечения заинтересованности работников в повышении производительности их трудовой деятельности. Основные идеи представителей данной школы менеджмента относительно управления персоналом в комплексном виде представлены в общих принципах управления, сформулированных Тейлором:
- разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, миграций, усилий и других факторов;
- строгое соблюдение утвержденных стандартов;
- работник должен работать на том рабочем месте, где он будет приносить наибольшую пользу;
- оплата труда напрямую зависит от результатов деятельности рабочих;
- привлечение к управлению профессиональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
- формирование исключительно дружеских и вместе с тем профессиональных отношений между менеджерами и рабочими.
Теорию научного управления можно считать переломным этапом, благодаря которому начали четко прорисовываться многие аспекты управления персоналом: подбор квалифицированных кадров, формирование дружеских отношений в коллективе, нормирование труда и многое другое [4; с. 14].
Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части: основной персонал - рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия; вспомогательный персонал - рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.
Результатом труда производственного персонала является продукция в вещественной форме (здания, автомобили, телевизоры, мебель, продукты питания, одежда и т.п.).
Служащие, или управленческий персонал, осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение ее содержания или формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта - реализация и контроль исполнения решений. Управленческий персонал разделяется на две основные группы: руководители и специалисты [6; с. 45-48].
Принципиальное отличие руководителей от специалистов заключается в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления.
Главная цель включения человека в состав персонала организации — использование его способностей в процессе труда для получения конкретно-значимого для организации результата. Поэтому целесообразно в системе управления персоналом выделить целевые объекты (см. таблицу 1).
Таблица №1
Целевые объекты в управлении персоналом [5; с. 67-70]
Целевой объект управления персоналом |
Показатели |
Обстоятельства, влияющие на изменение объекта |
Результативность труда ( |
Объем функций Производительность труда Доход от деятельности Выполнение норм выработки Количество произведенной продукции Эффективность труда |
Кооперация труда, коллективный характер труда Разнонапряженность видов труда Динамичность внешней и внутриорганизационной среды Необходимость учета сложности труда Проблема нормирования труда
Прогнозирование поведения и трудовой деятельности персонала Увеличение расходов на персонал Необходимость длительного
закрепления работника в Необходимость учета лмчностных качеств персонала |
Трудовое поведение (как делает) |
Действия в процессе труда Творческая активность Экономия сырья и материалов Стиль и характер взаимоотношений в коллективе, с клиентами Степень реализации профессионально-важных и личностных качеств | |
Отношение к труду (почему и для чего делает) |
Тип мотивации работника к труду Удовлетворенность различными сторонами трудовой деятельности Степень развитости профессионально-важных и личностных качеств с точки зрения стратегии развития организации Лояльность и приверженность организации |
Использование результативности труда как объекта управления обусловлено рядом позиций
1. Должны быть четко
определены критерии
2. Должна быть установлена точная зависимость между трудовыми усилиями работника и экономическими результатами организации. Для персонала, занятого основными видами деятельности и непосредственно производящего конечный продукт, это в принципе возможно. Но за пределами указанного процесса остается большая доля работников, результативность труда которых зависит от множества факторов, в том числе и не зависящих от их трудовых усилий.